На встрече с лидерами центристских и правоцентристских партий Президент, еще до начала официального обсуждения Верховным Советом проекта Конституции, заявил о необходимости принятия Основного Закона путем проведения всенародного референдума. Серьезность этих намерений подтверждается и созданием нового поста вице-премьера по политико-правовым вопросам, куда назначен один из активных пропагандистов предлагаемого проекта Александр Емец. Впрочем, маловероятно, чтобы эта громкая должность дала ему реальные возможности для осуществления замыслов Леонида Кучмы. Структура исполнительной власти, полномочия должностных лиц сегодня еще более противоречивы и расплывчаты, чем пять лет назад. Проведение такого дорогостоящего и масштабного мероприятия, как референдум, потребует слаженных усилий не только Центральной избирательной комиссии, но и всех органов власти на местах. Последние же весьма мало заинтересованы в успешном принятии именно данного варианта проекта Конституции. Так как он предусматривает определенные ограничения всевластия областных и районных администраций, дарованного Конституционным соглашением. Практически единственным положительным моментом раздела проекта, регулирующего вопросы организации и функционирования местного самоуправления, является признание очевидного факта, состоящего в том, что территориальной общиной, то есть сообществом граждан, осуществляющим самоуправление, являются жители села, поселка, города. Но, увы, наделение органов самоуправления собственной компетенцией, в которую не могут вмешиваться органы государственной власти, в том числе областные и районные администрации, существенно затрагивает интересы огромного числа их чиновников. Возможность распоряжаться местным бюджетом, городской (поселковой, сельской) собственностью и землей с целью организации комфортной жизни в родном населенном пункте его жителями не может устроить тех, кто привык руководить из высоких и часто далеких кабинетов. Ясно, что в нынешних условиях стремление к сохранению жесткой исполнительной вертикали диктуется также стремлением сберечь рычаги влияния на распределение и перераспределение приватизирующейся собственности, бюджетных дотаций и заказов. Кстати, именно подобными соображениями, в первую очередь, диктуется и постоянное стремление президентских структур практически лишить права на самоуправление киевлян.
В 1994 году большинство жителей Киева проголосовали против Леонида Кучмы. С тех пор его рейтинг объективно не мог повыситься сколько-нибудь значительно. Не секрет и то, что Юг и Восток также не питают к нему особых симпатий.
Поэтому шансы на одобрение проекта Конституции, вынесенного единолично Президентом, не очень значительны. Они еще больше уменьшатся, когда депутаты левой и антипрезидентской ориентации, опираясь на местные органы власти, начнут агитацию против принятия Конституции. Для населения голосование «против» или отказ от него будет, возможно, лишь формой пассивного протеста против политики Президента, точнее, отсутствия таковой. Но в случае провала референдума антигосударственные силы получат повод (не более) говорить о ревизии итогов всенародного голосования 1 декабря 1991 года со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Переоценка общественных ценностей массовым сознанием, сужение и дробление социальной базы правых, не сумевших вовремя перейти от романтических лозунгов к прагматичным и конкретным программам государственного строительства, отсутствие реальных партийных организаций на местах у центристов делают их слабыми союзниками в продавливании проекта через референдум. Фальсификация его результатов может быть сильно осложнена благодаря бдительности первичных партячеек коммунистов, социалистов и проч.
Таким образом, попытка проведения всенародного голосования в течение первого полугодия может стать неудачной, что чревато глубочайшим и всеобщим политическим кризисом, выход из которого кое-кто может усмотреть во временном ограничении политических свобод и введении авторитарного режима, ведь до выборов третьего Президента немногим более двух лет. Правда, не исключено, что и меньше...