Назначение председателя комиссии ВС по вопросам экономической реформы и управлению народным хозяйством Олега Таранова на должность заместителя Кабинета министров для многих в парламенте Украины явилось полной неожиданностью. На значительную часть депутатского корпуса, по словам одного из народных избранников, сообщение об этом произвело «эффект разорвавшейся бомбы». Впрочем, неожиданность в кадровой политике правительства - явление для нас отнюдь не новое. Равно как и переход депутата из власти законодательной в структуру власти исполнительной.
- Олег Вадимович, что заставило вас решиться поменять достаточно свободную от какой бы то ни было зарегламентированности работу в комиссии на прямо противоположный род деятельности в аппарате Кабмина?
- Когда я баллотировался в Верховный Совет, я твердо знал, для чего это делаю: отнюдь не в поисках различных благ в виде высоких должностей, депутатских привилегий, материальных выгод и т.д. Все это у меня уже было. К тому времени я уже руководил стабильной в финансовом отношении корпорацией, которая давала возможность быть независимым. Потому в парламент я пошел с единственной целью: работать над законодательной базой Украины, чтобы наш отечественный товаропроизводитель получил, наконец, возможность действовать в цивилизованном законодательном пространстве. На первом этапе это удавалось. Однако в последнее время работа в парламенте потеряла свою эффективность. Наш Верховный Совет сегодня настолько политизирован, что экономические вопросы, которые, по сути, должны быть приоритетными, рикошетом пролетают между вопросами политическими.
Приведу только один пример, с законом «О приватизации». Наша комиссия работала над ним почти год. Чтобы удовлетворить всех - и левых, и правых, и центристов - была создана согласительная комиссия. Сверяли, как вы понимаете, каждое слово, в каждом положении искали компромиссы, чтобы не терять прогрессивной сути закона, не восстановить против него левых. Результат? На сессии просто с голоса в законопроект было внесено более десяти поправок, полностью изменивших его идеологию! Теперь первая часть этого закона противоречит второй, вторая - третьей и т.д. Под видом заботы о трудящихся, голосовались облеченные в красивые формулировки совершенно абсурдные положения!
Конечно же, такая работа принести удовлетворения не может. Поэтому меня и заинтересовало предложение заняться конкретным делом.
- Чем именно вы будете заниматься в Кабинете министров?
- В блок вопросов, над которыми мне предложено работать, входит экономика и промышленность. Это области, достаточно хорошо мне знакомые. Потому и переход с одной должности в другую считаю вполне естественным и даже закономерным: просто из сферы экономики теоретической я перешел в более знакомую область практики.
- Но теорией, насколько я знаю, вам заниматься все-таки придется?
- Конечно, кроме координации работы министерств, напрямую связанных с промышленным производством, я смогу принимать участие в разработке практически всех нормативных актов Кабмина. Ведь сегодня наш парламент является, по сути, «проводником» законов, разработанных правительством. Согласитесь, участвовать в работе по созданию закона на начальном этапе намного проще и эффективнее для дела, нежели потом корректировать и дорабатывать почти готовый документ. Поэтому работа моя с переходом в исполнительную власть изменится только в одном: станет более конкретной. Это меня устраивает - я ведь практик. В правительстве работают профессионалы, поэтому у меня есть надежда, что там я буду иметь возможность хотя бы отстаивать свою точку зрения. Ведь на трибуне парламента хоть гопак отплясывай - все равно никто не обратит внимания - там все заняты своим делом.
- Олег Вадимович, означает ли все сказанное, что вы намерены положить на стол и свой мандат?
- Нет. Я останусь депутатом, выполняя свои обязательства перед избирателями, я смогу влиять на решения, принимаемые Верховным Советом. Однако, по всей вероятности, руководство комиссией придется оставить. Сидеть на двух стульях не собираюсь.
- Кого вы можете назвать в качестве своего преемника?
- Наиболее подходящей кандидатурой я считаю моего заместителя Михаила Чечетова. Он прекрасно знает комиссию, владеет ситуацией. Ведь, несмотря на неоднородный состав, члены нашей комиссии уважают друг друга, считаются с мнением каждого. Это может быть и не однородная, но все же команда. И стать во главе ее должен человек из ее состава.
- Если вы уж заговорили о команде, позвольте еще один вопрос: место своего заместителя г-н Пустовойтенко предложил вам потому, что вы с ним являетесь членами одной партии?
- Думаю, прежде всего повлияло на мое назначение то, что на протяжении двух лет меня знают как человека, который не меняет своих экономических взглядов. Мои ориентиры остались теми же, что и два года назад, когда я только пришел в ВС. Ну а то, что мы с Валерием Павловичем состоим в одной партии, бесспорно, говорит о том, что наши взгляды на коренные вопросы экономики совпадают.