UA / RU
Поддержать ZN.ua

Об избирательном гуманизме и чрезвычайных обстоятельствах

Человеческие качества, как известно, ярче всего проявляются в чрезвычайных обстоятельствах. Тогд...

Автор: Алла Котляр

По данным экспертов ООН, ущерб, нанесенный стихийным бедствием в западных областях Украины 23—27 июля, оценивается в 650—870 миллионов долларов. Кабмин Украины, в числе прочих мер, предпринимаемых для оказания помощи пострадавшим, объявил о привлечении благотворительной и спонсорской помощи от организаций, предприятий и частных лиц. Для этих целей Госказначейство открыло для Министерства труда и социальной политики негосударственный счет. Каждый гражданин Украины может также перечислить 10 гривен, позвонив по телефону благотворительной линии или отправив sms. Причем, как утверждает замминистра транспорта и связи, директор Госдепартамента связи Олег Проживальский, эти средства будут перечислены пострадавшим без всяких налоговых отчислений.

На официальном сайте Минсоцполитики периодически обновляется информация о поступлениях на благотворительный счет. Вывешиваются и списки благотворителей. Так, по состоянию на конец дня 7 августа было перечислено уже 8 млн. 112 тыс. гривен, а на горячие линии телефонной связи поступило более 215 тысяч звонков и отправлено 151 тыс. sms. В списке благотворителей на 5 августа значились 344 физических лица и 495 предприятий, организаций и учреждений. Среди последних есть коллективы детских садов и даже детского дома-интерната.

Человеческие качества, как известно, ярче всего проявляются в чрезвычайных обстоятельствах. Тогда четче видно и тех, кто действительно готов помочь, а не просто говорить об этом; и тех, кто остается равнодушным; и тех, кто не прочь каким-то образом поживиться за счет несчастий другого.

Словосочетание «гражданское общество» произносится в Украине очень часто и на разных уровнях. Думается, это понятие неразрывно связано со словом «гуманизм». Основной же ячейкой гражданского общества, которое мы стремимся построить, являются общественные организации. Их сегодня в Украине тысячи, однако в списке благотворителей, вывешенном на сайте Минсоц­политики, их почему-то можно по пальцам пересчитать. «ЗН» решило посмотреть, какие же качества у некоторых из этих ячеек проявляются в чрезвычайных обстоятельствах.

Согласно сообщениям в СМИ, Союз молодежи регионов Украины отправил микроавтобус медикаментов на сумму более 300 тыс. грн. для пострадавших от наводнения, а также автобус с 40 активистами СМРУ-волонтерами. Демократический союз студентов «Студенческая платформа» призвал молодежные и студенческие организации поддержать студентов и школьников в зоне стихийного бедствия — вещами, деньгами, одеждой, волонтерской работой на местах.

Донецкий городской благотворительный фонд «Доброта» помощи пострадавшим как организация не оказывал. Но это делали отдельные его сотрудники.

— МБФ «Каритас-Украины», являющийся официальной организацией Украинской греко-католической церкви, помощь предоставлял и собирается это делать, — рассказал Анатолий Козак. — Мы объявили сбор средств. После поступления достаточных сумм первая фаза нашей деятельности будет заключаться в формировании и отправке наборов для пострадавших (продукты питания, необходимые медикаменты, постельное белье и т.д.). Во второй фазе посмотрим, насколько эффективной окажется помощь государства в течение трех месяцев. После этого мы намерены помогать в строительстве домов для бенефициариев. Наша помощь распространилась на Тернопольскую, Винницкую, Ивано-Франковскую и Черновицкую области.

В генеральном штабе «Украинского реестрового казачества» (к слову, согласно телефонному справочнику, имеющему офис на ул.Малой Жито­мирской, что, наверное, совсем недешево) сначала попытались перебросить неудобный вопрос на другие телефоны. В конце концов все-таки ответили, что, учитывая размеры зарплат, они могли бы перечислить в адрес пострадавших разве что гривен десять. Судя по всему, эта идея в голове сотрудников окончательно пока не оформилась.

В генеральной канцелярии Украинского казачества (офис на ул.Грушевского) ответили:

— Конечно, мы помогаем. Например, в Могилев-Подольске Винницкой области пострадал наш атаман. Мы сейчас собираем деньги, чтобы отвезти их ему лично. В тех областях, где есть представительства нашей организации, они тоже собирают деньги и лично передают их пострадавшим казакам.

— То есть вы помогаете только своим?

— Да. Конечно.

В Детском фонде Украины (офис на Крещатике) единственная, оказавшаяся на рабочем месте сотрудница, на вопрос, оказывалась ли ими какая-либо помощь, возмущенно ответила:

— У нас общественная организация. Мы работаем на добровольных началах.

— Без зарплаты?

— Почти. Если нам удается собрать деньги, то мы помогаем. Но детям-сиротам.

Конечно, это лишь отдельные случаи. Хотя и довольно наглядные. Добавим только, что сама по себе цифра 8 млн. 112 тыс. грн., собранная чуть больше, чем за неделю, выглядит довольно внушительно. Если не сравнивать ее, к примеру с суммой средств, собранных менее чем за неделю в конце 2006 года МБФ «Укра­-
ина 3000», который возглавляет жена президента Украины. Тогда, после телемарафона, транслировавшегося 12 украинскими телеканалами, на строительство «Детской больницы будущего» было перечислено около 242 млн. грн. На каком этапе развития находится данный проект в СМИ в последнее время озвучивалось мало.

Кстати, на сайте МБФ «Украина 3000» висит сообщение за 29 июля о том, что фонд «предоставил помощь пострадавшим от последствий стихии в западных областях, перечислив на официально анонсированные счета помощи сумму в размере 30 тысяч гривен, по 10 тысяч в каждую из областей — Ивано-Франковскую, Черновиц­кую и Львовскую». Однако в полном (как утверждает пресс-служба Минсоцполи­тики) списке благотворителей по состоянию на 5 августа МБФ «Украина 3000» не значится. Спросить, почему деньги идут так долго, оказалось не у кого — коллектив фонда дружно ушел в отпуск…