UA / RU
Поддержать ZN.ua

О народе, подлости и профсоюзах

Прошедшие в среду в областных центрах Украины профсоюзные забастовки отнюдь не были «народным» протестом против бездарной борьбы с кризисом со стороны Кабмина, новой правящей коалиции в Верховной Раде и президента...

Автор: Евгений Шибалов

Прошедшие в среду в областных центрах Украины профсоюзные забастовки отнюдь не были «народным» протестом против бездарной борьбы с кризисом со стороны Кабмина, новой правящей коалиции в Верховной Раде и президента. К сожалению. Но пока — нет. На самом деле Партия регионов попыталась исполнить хором что-то грозное и оппозиционное, а получилась странная какофония. С одной стороны, глава партии Виктор Янукович заявил, что дает новой коалиции сто дней спокойной жизни, а потом уже поведет народ на баррикады. Однако его зам Александр Ефремов тут же, без паузы, проанонсировал масштабные забастовки. Еще один бело-синий нардеп Василий Киселев тут же поспешил уточнить, что забастовки устраивают профсоюзы, а регионалы, мол, только «поддерживают» (скрытый мессидж Киселева, видимо, надо читать так: «Шура, палишься!»). Наконец, глава Федерации профсоюзов Василий Хара, который, по странному стечению обстоятельств, также является нардепом от ПР, «пошел в сознанку» и взял на себя роль единственного инициатора профсоюзных митингов, о которых Янукович якобы ничего не знал.

Прошедшие акции протеста носили ярко выраженный антиправительственный характер и всю вину за тяготы наемных работников и бюджетников возложили на Кабмин, к которому и адресовано основное требование участников митингов — не допустить сокращения рабочих мест и зарплаты.

Неумело замаскированная политическая подоплека «профсоюзных» забастовок видна невооруженным глазом. Во всяком случае, в Донецке — точно. Во-первых, «народ» и не скрывал особо от журналистов, что людей сюда доставили по разнарядке, не очень-то интересуясь их согласием выразить протест против чего бы то ни было. Во-вторых, можно без комментариев обнародовать список ораторов, взывавших к пролетариату в столице Донбасса: Владимир Пастушенко, глава областной организации Федерации проф-
союзов (депутат Донецкого областного совета от ПР), глава областного профсоюза работников образования Ася Горшкова (депутат Донецкого горсовета от ПР)… И так далее. В-третьих, Федерация профсоюзов заявила эксклюзивные права на сие действо и в том же Донецке пришедших на площадь Ленина представителей альтернативных организаций на сцену не пустила. В-четвертых, альтернативные профсоюзы сюда особо и не рвались. За два дня до митинга глава Конфедерации свободных профсоюзов Михаил Волынец заявил, что он к этой акции не присоединится и вообще они все тут собрались по политическим мотивам, дабы «дестабилизировать ситуацию». Можно подумать, она стабильна, ситуация-то… Волынец, напомним, носит значок депутата фракции БЮТ, а в случае с профсоюзами об относительной незаангажированности выступлений можно говорить только тогда, когда оба профобъединения вместе против чего-то.

Вопрос в другом: кому и зачем понадобился этот спектакль, не имеющий никакого отношения к защите трудящихся от кризиса? На этот счет мнения разнятся. Наши источники в Партии регионов утверждают, что инициаторами митингов стали представители внутрипартийной группы, выступающие за объединение БЮТ и ПР в парламентскую коалицию. Существовавшая переговорная группа с избранием Литвина отнюдь не «згинула, як роса на сонці». Напротив, интенсивность переговоров постоянно возрастает. А митинги — шумовой фон с целью стимулирования потенциальных партнеров к большей конструктивности диалога: не будете с нами дружить, вот чего мы вам устроим, только уже по-взрослому. «Вчера ходили с братвой на сафари. Льва на первый раз убивать не стали, только предупредили». Да и на будущее не помешает. Если дело дойдет до парламентских выборов, профсоюзные флаги плавно меняются на партийные и — айда воевать за народное счастье.

Впрочем, не надо даже быть знатоком кулуарных процессов, чтобы оценить всю степень, прямо скажем, лицемерной подлости, продемонстрированной «радетелями за народ» всех мастей. Из общеизвестных фактов, как из фрагментов мозаики, тоже можно составить довольно полную и, надо сказать, весьма неприглядную картину.

Утром того же дня, когда профсоюзные деятели с партбилетами Партии регионов рассказывали мерзнущим на улице Артема рабочим и бюджетникам, как плохо о них заботится правительство, чуть дальше по той же улице, в здании Донецкой областной государственной администрации, первый зам донецкого губернатора Сергей Дергунов проводил совещание, посвященное как раз вопросам задолженности по заработной плате. «К сожалению, многие работодатели перестали выплачивать зарплату, перестали платить взносы в фонд социального страхования и в Пенсионный фонд. Это очень опасная тенденция. Часть работодателей, прикрываясь ситуацией в мировой экономике, просто не выплачивают заработную плату. Хотя не очень понятно, какое отношение они имеют к мировой экономике. При этом они осуществляют другие платежи, расчеты с контрагентами», — сообщил участникам совещания Дергунов. Вопрос на сообразительность: в ряды какой партии влилось большинство работодателей Донецкой области? То-то же. А виновато во всем правительство, которое плохо заботится о народе.

Точнее, правительство тоже виновато, по-своему, но как назвать людей, которые спешат перевести фокус народного недовольства на кого угодно, лишь бы подальше от себя? Сергей Дергунов не решился довести свою мысль до конца, придется это сделать нам: а ведь такие финты со стороны работодателей являются уголовно наказуемым деянием. В Уголовном кодексе есть статья 175 — «безосновательная невыплата заработной платы, пенсии, стипендии». Полагается за это два-три года тюрьмы. Но хоть бы разок увидеть, чтобы какого-нибудь «повелителя душ» по этой статье отправили посидеть и не спеша подумать над своим поведением! По крайней мере в Донецкой области таких прецедентов не было.

Поскольку народная память, как правило, коротка, хочу ее немного освежить. Чтобы картина партийной «заботы о народе» была полней. За несколько дней до того, как Федерация профсоюзов 5 декабря приняла решение о проведении митингов в знак протеста против бездействия правительства, в ДК им. Кирова города Макеевки (Донецкая область) руководство Макеевского метзавода в закрытом режиме провело сеанс группового порно, стыдливо названного «собранием трудового коллектива». Рабочих несколько часов насиловали, чтобы вынудить проголосовать за изменения в коллективный договор, дающие директорату право в одностороннем порядке «резать» зарплату. Пролетариат в основном хмуро молчал, лишь один начальник цеха врезал правду-матку: братцы, если это поддержать, мы завтра получим по 400—600 грн! И наши жены с детьми оправдание кризисом не примут! Металлурги решились только на тихий бунт — вообще не реагировали на стандартное «Кто за? Против? Воздержался?». Однако в итоговый протокол это молчание внесено как «большинство голосов «за». Вот здесь бы профсоюзам заняться делом, и не в центре Донецка людей морозить, а у здания администрации завода. Но, увы, этим героическим планам мешает одно важное обстоятельство — с некоторых пор предприятие у российской «Смарт-груп» выкупил холдинг «Метинвест». И вряд ли народный депутат Василий Хара станет портить отношения с народным депутатом Ринатом Ахметовым из-за такой «мелочи». Тем более что народ, как обычно, почесал в затылке и нашел проверенный временем выход: местные говорят, что с остановленного завода сейчас активно тянут все, что плохо лежит. Прямо как у Губермана:

Живем и крепнем год от года

Одной традицией сильны:

Страна ворует у народа —

Народ ворует у страны.

На сегодня приходится констатировать, что в условиях кризиса, то есть как раз в тот момент, когда рабочим как никогда нужна защита от всех желающих сэкономить за их счет, реального механизма защиты нет. Профсоюзы в их нынешнем конъюнктурно-прикормленном состоянии на эту роль не годятся. Более того — профсоюзы, по большому счету, никогда этим и не занимались. Все годы независимости Украины профкомы выполняли функции агитпропа, то есть объясняли рабочим, почему интересы новых хозяев заводов, фабрик и шахт должны ставиться трудящимися выше собственных интересов.

Если покопаться в причинах, то выяснится, что подавляющее большинство рабочих забастовок и прочих акций протеста в начале и середине 90-х годов происходило на основе решения чисто коммерческих вопросов. Главным образом тогда, когда пришла новая мода избирать директоров, и профсоюзные «ватажки» устраивали такие вот мини-майданы, желая занять руководящие кресла. Так что не надо удивляться, что в Донецке «пересичный громадянин» почти никогда не ходит ни на какие митинги. Потому что наученный опытом маленький украинец донбасской выделки точно не знает, но нутром чует, что здесь какое-то кидалово, и лично он от участия в общественной жизни наверняка ничего не получит.

Рабская покорность одних и хамство других — вот что такое отношения «работодатель—работник» по-донецки в их нынешнем виде. Кстати, первое породило второе. В 90-е людям не то что месяцами — годами! — не платили зарплату, а они все равно ходили на работу! И не бастовали! Ошалевшие от такого счастья новые хозяева жизни даже подбрасывали рабочим иногда что-нибудь из жалости — половинку зарплаты июня прошлого года по тарифным окладам позапрошлого. Ну, или там по пару кило случайно попавшей в руки уцененной лапши. Если какой-нибудь спец по обработке массового сознания разработает методику, как до такого состояния довести рабочих в других странах, он на кризисе «подымется» невероятно. Не беднее Билла Гейтса будет как минимум. Потому что такой рабочий — мечта любого капиталиста.

По-видимому, тогда же, в 90-х, «сломались» и профсоюзы, согласившись на роль «усмирителей черни» при новых хозяевах промгигантов вместо того, чтобы научить самих рабочих, как заставить этих хозяев уважать людей, обеспечивающих им первоначальное накопление капитала. За лояльность к новым работодателям на профсоюзных функционеров посыпались депутатские мандаты, бюджеты на «социальные программы», за расходованием которых следили сквозь пальцы, и прочие радости жизни. Профкомы торопливо и радостно заняли место шакала Табаки при тигре Шерхане. А здоровенные мужики с мозолистыми руками как были наивными человеческими детенышами, так и остались.

P.S. Тем временем долги по зарплате в Донецкой области стремительно растут и скоро могут вернуться на уровень 2000 года, сведя на нет восьмилетние усилия по ликвидации задолженности. На начало следующего года общий долг перед наемными работниками прогнозируется в сумме 1 млрд. грн. Для сравнения: миллиард гривен — это месячный фонд оплаты труда в Донецке.