UA / RU
Поддержать ZN.ua

О будущем: декабрьские мысли между двумя классиками

Претендующие на роль хозяев на нашей старой и богатой земле должны задумываться над завтрашним днем. Думать о будущем - обязанность, а не опция. Только так можно стать повелителем своей судьбы.

Автор: Сергей Немырыч

"Держава будується не у будучині,

Держава будується нині."

О.Ольжич

Претендующие на роль хозяев на нашей старой и богатой земле должны задумываться над завтрашним днем. Думать о будущем - обязанность, а не опция. Только так можно стать повелителем своей судьбы.

Крайние подходы к прогнозированию определяются взглядами наблюдателя и стратега. Великий физик Нильс Бор писал: "Прогнозировать сложно. Особенно будущее". Едва ли не самый глубокий знаток современной Украины Лесь Подервянский вносит в картину сложнопрогнозируемого мира элемент сознательного действия. Он вынуждает пророка действовать стратегически, ответив на вопрос "Что будет?" не только экспрессивным высказыванием, но и поступком. Выбивая подпорку, его герой не прогнозирует, а сознательно формирует будущее, опираясь на уже существующие его зародыши.

Итак, будущее не возникает из ничего, оно укоренено в настоящем. Конечно, социальные инновации случаются. Значительно реже, чем привыкли говорить о них вслух, хотя и чаще, чем думают на самом деле. Их возможность надо осознавать, но не преувеличивать.

Разумеется, угадать, определить можно только общие очертания завтрашнего дня, русло истории, ее главные векторы, а не конкретные черты. Хотя иногда и это возможно. Из самого актуального и известного в постсоветской Украине стоит вспомнить "Обитаемый остров" братьев Стругацких. В романе, написанном в 1969 году, довольно детально показано российская современность с ее телевизорами-излучателями и бесконечной войной. Ну так то творцы, им позволено все или почти все. А как с более приземленными вещами, политикой например?

Известно много сбывшихся политических прогнозов. Вспомним хотя бы А.Амальрика с его "просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" Диссидент ошибся всего на 7 лет. Не так плохо, как некоторые думают, с предсказаниями и у нас. В частности, только в "Зеркале недели" за два десятилетия опубликован не один удачный прогноз. Другое дело, что наши элиты последовательно игнорируют предупреждения о нежелательном будущем...

Подчеркнем: прогнозирование - отнюдь не особая прозорливость или наличие хрустального шара, а прежде всего желание и смелость смотреть в глаза реальности. А это - едва ли не самое сложное в интеллектуальной работе.

В то же время известно не меньше, а намного больше примеров неудачных прогнозов. Достаточно вспомнить "конец истории", который неоднократно пророчили известные, а порой и гениальные мыслители, начиная со времен римского императора Августа. Венцом творения провозглашали и Рим, и Прусскую конституционную монархию, и коммунизм, и либеральную демократию. Увы, каждый раз получалось не так, как думалось.

От общей теории к практике. Будущее системы международной безопасности будет определено конфигурацией победного лагеря в глобальном конфликте, который как раз разворачивается на наших глазах. Победители продиктуют условия мира, как это всегда происходило в истории. Кто окажется на коне, а кто под конем - будет зависеть от усилий игроков и хода событий. Так будет непременно, хоть и не завтра, и даже не послезавтра.

Мир вошел в длительную зону турбулентности, и чем эта турбулентность закончится, какими мы выйдем из эпохи перемен - говорить сейчас очень сложно. Незыблемые еще вчера истины подвергаются сомнениям, а непоколебимые стены шатаются. На наших глазах возникает новая реальность.

Должны осознать: как было прежде, уже никогда не будет. Мир изменился, и его возврата к предыдущему состоянию, как бы этого многим ни хотелось, невозможно. Сейчас же это сакральное знание не осознали не только в Киеве, но и во многих других столицах. И среди них даже - о ужас! - европейские.

Как бы сложно ни было, попытаемся наметить некоторые штрихи грядущей реальности. Далее речь пойдет, скорее, об ограничениях, которые описывать всегда проще. Подчеркнем: будем говорить только о вероятных, а не о свершившихся фактах, о направлениях, а не о детерминантах, о потенциальных возможностях, а не об окончательной предопределенности судьбы. От человека зависит очень многое, хотя, конечно, не все. Есть определенные тренды, которые преодолеть тяжело, да и, наверное, не нужно. Умного судьба ведет, а дурака тащит. Это знали и во времена античности.

Во-первых, с большой вероятностью государство останется основным, но далеко не единственным действующим лицом в международной системе. Продолжится эрозия национальных государственных образований, хотя они никуда не исчезнут. Ведь более экономного средства минимизировать применение насилия на определенной территории пока никто не придумал. Вместе с тем все более значимую роль на международной арене будут играть группы людей, которые объединятся вокруг определенных ценностей и интересов. Эти группы будут активно взаимодействовать с государствами и друг с другом вне и над государственными границами. Прообразом им послужат различные "интернационалы" ХІХ–ХХ вв. С другой стороны, внешне государства будут терять свою монолитность, превращаясь в некую мозаику. Абсолютного суверенитета не существует, а реальность отходит все дальше от идеальной схемы.

Во-вторых, несмотря на восторженные возгласы 1990–2000-х пространство никуда не исчезло, оно просто трансформировалось. Моря, реки и горы выдержали появление колесниц, железных дорог и самолетов. Пережили они и транспортную и информационную революцию ХХ в. Геологическое время немного медленнее исторического. Итак, Украина и впредь будет существовать в Балто–Черноморско–Каспийском регионе, и все возможные конфигурации внешней политики и безопасности будут складываться именно в нем.

В-третьих, история, или как теперь модно говорить, зависимость от пути, не утратит своего значения. Культура, конечно, не судьба, но, вопреки всему, она существенно ограничивает наш выбор. Украинцы не станут ни немцами, ни китайцами, ни даже поляками или румынами. Они, конечно, могут измениться и меняются все время, хотя это происходит и сложно, и небыстро.

При этом необходимо помнить: ничто так медленно не умирает, как империи. Даже Византия, погибшая более
550 лет назад, еще не исчезла из реальности окончательно. Что же касается нашего региона, то не будем забывать, что исторически существовали две основные формы его политической организации: жесткая Евразийская империя и довольно беспорядочное, хотя и веселое - конечно, для элит, а не для холопов - Междуморье. Солнце, встающее на Востоке, сейчас перешло на другую сторону горизонта, не так ли?

В-четвертых, экономика. Мир постепенно переходит на новый технологический уклад. Новая энергетика, в том числе компактные и мощные аккумуляторы, возобновляемая энергетика, качественно новые информационные и биотехнологии. Еще те, кому уже сегодня за 40, искренне надеюсь, будут жить в принципиально другом мире. Уже третьем на памяти поколения 1960–1970-х годов рождения. Вполне вероятно, что это будет мир без доминирующей роли ископаемых энергоносителей, с радикально трансформированными системами социальных связей.

В-пятых, демография тоже определяет очень многое. И изменить ее тренды очень сложно. После катастрофического ХХ в., когда в Украине за 40 лет коммунисты и нацисты истребили более трети населения, настоящим чудом Господним является наше развитие, а не его медленность.

И в завершение несколько слов о современной Украине. Страна наша древняя, но государство совсем молодое и не очень устойчивое. Не стоит преуменьшать и влияние все еще продолжающейся революции. Ошибочно, хоть и очень распространено утверждение, что этот социальный катаклизм внезапно закончился 22 февраля 2014 года.

Революции начинаются за несколько лет до восстания и заканчиваются не раньше, чем сформируется новый стабильный социальный порядок. А до этого еще очень далеко. Наша революция открыла уникальные возможности для создания будущего, но вместе с тем, как, впрочем, всегда и бывает, подняла из глубин общества пену и всякую сволочь.

Институты государства деформированы и во многих аспектах несостоятельны. Того научно-технического и технологического потенциала, которым Украина обладала еще
20 лет назад, сейчас уже нет. И это также нужно осознавать. Куда, в какие карманы его заныкали и как потеряли - вопрос другой. Хотя, конечно, и очень интересный, однако сегодня скорее академический.

На самом же деле потенциал развития страны довольно ограничен - прежде всего вследствие низкого образовательного уровня общества и, конечно, его активных слоев. Многие из тех, кто претендует на роль гуру, лидеров мнений, не владеют даже базовыми основами критического мышления. О логике и знании предмета и вовсе речь не идет. Интеллектуальный багаж обычного мыслителя украинского разлива - несистемные полулиберальные представления, обильно приправленные социалистическими идеями в стиле утопических коммунистов (а не К.Маркса, конечно), и под соусом восточноевропейского национализма. Впрочем, эти ингредиенты могут сочетаться и другими, не менее странными способами.

Провозглашать экстравагантные мысли - просто, главное, что отвечать за них сложно, да и страшно. Слово, напомним, - это очень ответственно. А у нас, к сожалению, многие кричат о свободе слова, однако им нечего провозгласить. А значит, как никогда прав классик: "Все бегут за Данко в направлении противоположном тому, с которого пришли".

Но это все не чудо, и наш пример далеко не уникален. Траектория современной Украины довольно четко описывается теориями постколониализма. Речь идет конечно, не об их левых уклонах.

Учитывая изложенное, нам следует сосредоточиться на достижении нескольких наиболее важных приоритетов. В нынешней ситуации мы должны во что бы то ни стало построить эффективные вооруженные силы, разведку и контрразведку, полицию. Без этих институтов защитить страну невозможно. А если проиграем войну - то ли России, то ли анархии, - демократии и благосостояния ждать не стоит. Да и изменить страну только словами еще никому не удавалось. Побеждают вооруженные пророки. Это знал еще Макиавелли.

Нужно, наконец, становиться взрослыми, а не полагаться на союзников. Мы должны защищаться своими силами. Нам помогут только тогда, когда мы поможем себе сами. Help yourself, как говорят англичане. Помним, что мир велик. Он, как ни странно, не ограничивается двумя столицами, даже очень важными для нас. Кстати, от Киева до Дамаска 1957 километров, а до Брюсселя - 2068.

Украина не станет лидером мира и даже Европы, но достойную жизнь в ней обеспечить можно и необходимо. Главное, чтобы в основе наших действий было ясное и трезвое осознание ситуации, а не только искренние помыслы.