UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новый старый законопроект о госзакупках

2 мая Кабинет министров наконец-то подал в Верховную Раду законопроект о государственных закупках...

Автор: Андрей Марусов

12 мая Кабинет министров наконец-то подал в Верховную Раду законопроект о государственных закупках. Напомним, что старый, насквозь коррупционный закон парламент отменил еще 20 марта, обязав правительство утвердить Временное положение о госзакупках и подать в течение двух недель проект нового закона. 2 апреля и отмена, и положение вступили в силу, а вот выполнения последнего поручения Рады пришлось ждать больше месяца.

Кабминовский законопроект №2263-1 представляет собой смесь норм закона от 2004 года, Времен­ного положения, отдельных звеньев прежней общенациональной системы «откатов», а также инноваций в сфере открытости и прозрачности.

Ключевые полномочия по регулированию госзакупок отходят Министерству экономики. КРУ, Госказначейство, Антимоно­польный комитет и Госкомстат наделяются функциями контроля. Режим закона распространяется как на органы исполнительной власти и местного самоуправления, так и на коммунальные и государственные предприятия, а также предприятия, в которых доля государства составляет более 50%. Закупочный порог увеличивается до 100 тыс. грн. для товаров и услуг и 300 тыс. - для работ (до 500 тыс. - для оплаты работ госпредприятиями). Обязательное количество участников открытых торгов снижается с трех до двух.

Настоящим прорывом в сфере открытости госзакупок выглядят нормы, касающиеся обнародования документов о каждой закупке. В случае их принятия - впервые с 2000 года - весь комплект документов (объявления, протоколы, отчеты и т.п.) должен будет находиться в открытом бесплатном доступе на специальном сайте Министерства экономики. Включая тендерную документацию! Заказчики будут также обязаны публиковать объявления о торгах и их результатах в «Вестнике государственных закупок» (в настоящее время издается госпредприятием «Зовніш­торгвидав України»). Вводится обязательное обнародование приглашений на торги с ограниченным участием, а также запросов ценовых предложений. В проекте специально оговаривается, что доступ к тендерной информации на сайте министерства должен быть бесплатным. Как и ее размещение заказчиками.

И наконец, щедрый подарок журналистам, достойный дословного цитирования: «Во время проведения процедур раскрытия тендерных предложений имеют право присутствовать представители СМИ» (ст. 10). По информации «ЗН», эта норма появилась по инициативе Министерства финансов (его представлял в рабочей группе первый заместитель министра Игорь Уманский). Кстати, в конце этой недели издание «Редукцион» обнародовало инициативу «Медиа варта» о журналистском контроле над проведением госзакупок, как сообщил «ЗН» его редактор Владислав Зубар.

Демократия имеет свою конкретную цену. В настоящее время в Министерстве экономики вопросами госзакупок занимается всего около десяти человек. Создание же веб-сайта и оперативное размещение информации потребует значительных финансовых и людских ресурсов. Так что реализация указанных демократических норм законопроекта (в случае их принятия) будет зависеть от доброй воли правительства (и Минфина в частности).

Однако без коррупционного атавизма не обошлось. Как нам представляется, им станет создание комиссии по вопросам рассмотрения жалоб и мониторингу закупок. Комиссия будет рассматривать жалобы участников. Лишь «при наличии ее рекомендаций» Министерство экономики сможет давать разрешение на закупки у одного исполнителя. Кроме чиновников различных министерств и ведомств, в нее снова предлагают включить народных депутатов: от комитета по экономической политике, возглавляемого А.Ткаченко, по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, а также по вопросам бюджета.

О недопустимости такого совмещения заявляли, кажется, все международные и европейские организации и проекты. Нетрудно представить, как себя поведет чиновник КРУ (глава - бютовец Сивульский), если то или иное решение комиссии его «просто попросит» поддержать член фракции БЮТ, в нее входящий. А ведь комиссия еще будет разрабатывать методики определения суммы убытков в случае нарушения законодательства, а также расчета цены предмета закупки…

Эксперты и участники рынка госзакупок называют и ряд других недостатков. Практически все единодушны в том, что качество закупаемых товаров, работ и услуг снова приносится в жертву низкой цене. Гендиректор ООО «НПП Идея» Игорь Якобсон обращает внимание на непонятные критерии составления списка исключений («кто-то лоббирует»). По мнению Яны Щигуровой, президента Ассоциации инженеров-консультантов Украины, весьма спорным является возобновление практики создания единых тендерных комитетов. Впрочем, с ней явно не согласятся представители местного самоуправления…

С момента обнародования законопроекта лишь фракция «НУ-НС» успела озвучить свою позицию. По словам народного депутата Ксении Ляпиной, «есть один существенный момент, с которым не соглашается фракция». И он касается именно вхождения народных депутатов в упомянутую выше комиссию. Поэтому нунсовцы выступают за доработку проекта и не хотят спешить с его принятием. Однако комитет по экономической политике уже рекомендовал принять его в первом чтении.

Рассмотрение законопроекта было запланировано на четверг, но блокирование работы ВР (уже фракцией БЮТ) сорвало эти планы.

В любом случае, окончательный вариант будет разрабатываться в «черном ящике» комитета по экономической политике, точнее, его подкомитета по вопросам госзакупок. Его глава - бывший первый вице-президент Тендерной палаты, бютовец Антон Яценко - в комментариях «Коммерсанту» уже «отметил необходимость усиления общественного контроля». Кстати, недавно он занял «почетное» третье место в антирейтинге «Враги прессы», составленном Институтом массовой информации и Независимым медиапрофсоюзом.

Между тем в кабминовских кругах поговаривают, что последний глава правления ТПУ В.Лаба метит в начальники управления по госзакупкам ГлавКРУ. Так что бронепоезд «тендерных схем» уже стоит под парами на запасном пути. И, судя по отдельным нормам законопроекта, его команда зря времени не теряла…