UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВЫЕ АМАЗОНКИ

«А у нас эта проблема не считается острой. В армии не до секса, извините. И мужчины, и женщины поставлены на грань элементарного выживания...

Автор: Марк Штейнберг

«А у нас эта проблема не считается острой. В армии не до секса, извините. И мужчины, и женщины поставлены на грань элементарного выживания. Подавляющее большинство подрабатывают на стороне. В армию женщины идут отнюдь не в поисках романтики или из карьерных соображений. В гарнизонах просто нет никакой работы, а жить-то надо. И потому своим местом в армии женщины дорожат.

Многим из них приходится начинать службу с уступок сексуальным притязаниям непосредственных начальников, ибо это является главным условием подписания контракта... И еще - нередко женщины идут в армию в поисках своей второй половины и в этом случае они радуются любым знакам внимания со стороны сильного пола».

Таковы некоторые высказывания полковника Ирины Жирновой, которая провела специальное исследование основных проблем женщин-военнослужащих российской армии. Как видим, один из самых скандальных аспектов женской службы в западных армиях - сексуальные домогательства - стоит, пожалуй, на последнем месте у россиянок в погонах.

Гораздо больше тревожат их материально-бытовые проблемы: отсутствие жилья, задолженность по зарплате, невыдача компенсаций за продпаек и вещевое довольствие, пособия на детей и др. (Как тут не вспомнить сакраментальную фразу на одном из русско-американских телемостов: «В России секса нет!»)

Проблемы совсем другого плана касаются немалого числа армейских россиянок, которых 1 января насчитывалось 124 тысячи - более 8 проц. всего личного состава вооруженных сил. Однако среди контрактников женщин гораздо больше - почти половина. Они служат во всех видах вооруженных сил, но больше всего их в авиации, военнокосмических частях и ПВО. Они работают радистками, планшетистками, служат в административно-хозяйственных подразделениях и медико-санитарных частях.

Среди женщин много младших специалистов-прапорщиков: 17 процентов. И 3100 офицеров - в том числе 60 подполковников и 8 полковников. Была и женщина-генерал, Валентина Терешкова. Но весной она уволилась в запас. Кстати, российские дамы в погонах не рвутся на командирские посты ни в армии, ни на флоте. И летчиц среди них единицы. К примеру, только одна стала пилотом истребителя МиГ-29. Это старший лейтенант Светлана Протасова. Да и вообще, служба в боевых подразделениях российских вооруженных сил для женщин недоступна.

Между тем в подавляющем большинстве армий цивилизованных стран признано право женщин занимать многие командные должности почти во всех родах войск. Самой «женственной» в Европе сегодня считается французская армия. 23 тысячи дам в погонах - это 7,6 проц. от общей численности личного состава - от рядового до полковника, практически во всех войсках, кроме Иностранного легиона, морской пехоты и экипажей подводных лодок. А с недавних пор француженки, нарушив давнюю морскую заповедь, отвоевали себе 10 проц. мест в экипажах пяти фрегатов. С 1995 года им разрешено пилотировать все виды самолетов, в том числе - и боевые. Сегодня женщины составляют 1,5 проц. французских летчиков. Авиация, кстати, является наиболее «феминизированным» видом французских вооруженных сил.

Вместе с тем француженки отнюдь не рвутся на службу в пехоту или артиллерию, предпочитая военную администрацию, подразделения снабжения, связи и медико-санитарныe. Видимо, поэтому число офицеров среди них не достигло и 400 - только одна носит погоны полковника. Что же привлекает француженок в армейские ряды? По данным исследования, проведенного газетой «Фигаро», здесь и романтика, и стремление иметь постоянную, хорошо оплачиваемую работу, и надежда найти партнера для семейной жизни, и желание доказать, что женщине по плечу специфические «мужские» задачи.

В соседней Германии военная служба также перестает быть исключительно мужским уделом. Право поступить в армию женщинам было предоставлено еще 10 лет тому назад. К началу текущего года их число в бундесвере превысило 3600. Подавляющее большинство, однако, составляют военные врачи, медсестры и санинструкторы. Около 20 проц. служат в тыловых частях и в системе армейской связи. Путь в боевые части для них закрыт прочно. Единственный генерал в германской армии - Верена фон Веймарн - начальник медицинской службы военно-воздушных сил.

В отличие от бундесвера, большинство постов в британской армии уже доступны женщинам. Не принимают их пока только в пехоту, бронетанковые и воздушно-десантные войска. Но более чем тысячелетняя традиция, воспрещающая женщинам находиться на боевом корабле, основательно поколеблена. Более того, две дамы в чине лейтенантов флота Ее Величества - Сусанна Мор и Мелисса Рис впервые в британских ВМС приняли командование боевыми кораблями. Правда, это всего лишь малые патрульные суда с экипажем в 12 матросов, но первый прорыв заскорузлых традиций сделан.

Еще более решительное движение по этому же пути наметилось на австралийском военном флоте. Сегодня там 83 девушки учатся на курcax подводного плавания и с 1 января 1999 года приступят к службе в экипажах новейших дизельэлектрических субмарин класса «Коллинз».

Всех, однако, переплюнули норвежки. Феминистки могут ликовать - пал последний бастион мужского шовинизма: рукоятки командирского перископа подводной лодки оказались в женских ладонях. И где? В стране суровых викингов. Именно здесь вот уже третий год капитан третьего ранга Сольвейг Крей командует торпедной подлодкой «Коббен-С-318». Ее соотечественники во все времена были весьма строгими ревнителями морских традиций и примет, среди которых самой дурной считалось появление на корабле женщины. У норвежцев по сей день бытует пословица: «Лучше пробоина в борту, чем дама на палубе». И все же Сольвейг Крей сумела не только пробиться в ряды подводников, но и стать командиром боевой субмарины, первой в мире женщиной на таком посту.

Кстати, ее подводный корабль - отнюдь не самый современный и комфортабельный. Он построен в Норвегии еще 35 лет тому назад - на два года раньше, чем родился его нынешний командир. Относится «Коббен» к классу «малюток», так что о каких-либо удобствах в его отсеках и мечтать не приходится. Но и в таких непростых условиях 32-летний командир субмарины Крей вполне успешно справляется со своими обязанностями, став весьма заманчивым образцом для сотен женщин на флотах других стран.

В Канаде женской военной службе придавали немалое значение еще в начале 90-х годов, когда эта служба была оформлена организационно. Предполагалось, что со временем канадки составят не менее четверти личного состава вооруженных сил, а в частях связи, службе снабжения, медицинской - не уступят мужчинам.

Прошло семь лет, и на 1 января в канадской армии всего лишь немногим более 4 тысяч женщин - 6,5 процента численности. Причем с каждым годом это число неуклонно снижается. Одной из основных причин того, что женщины разочаровались в военной службе, является пресловутое «сексуальное домогательство», вернее - реакция на них командования канадских вооруженных сил. Такого рода явления - в порядке вещей в канадской армии, несмотря на то, что примерно каждая шестая военнослужащая так или иначе подвергалась оскорбительным приставаниям. Однако до сих пор к обидчикам не принято никаких мер дисциплинарного воздействия, не говоря уж о судебном преследовании.

В отличие от канадского либерализма, серия нарушений сексуального равновесия в американской армии за последний год вызвала цепную реакцию суровых наказаний и организационных мероприятий. Отданы под суд военного трибунала пять сержантов и офицер Абердинского учебного центра, один из них - Делмар Симпсон - приговорен к 25 годам тюрьмы. Только из этого центра поступило 101 заявление о случаях насилия над женщинами-новобранцами.

После абердинского скандала было проведено масштабное расследование, охватившее почти 50 тысяч женщин-военнослужащих, и почти половина из них заявили, что в той или иной форме испытали на себе сексуальные домогательства. Расследование вскрыло также, что в 80 проц. случаев насильниками были негры - командиры или инструкторы.

Вторым тревожным аспектом феминизации вооруженных сил США стал рост нарушений супружеской верности среди лиц командного состава, среднего и высшего. Между тем, армейские традиции в США пронизаны вековым местным пуританством и, согласно военному законодательству, адюльтер приравнивается к должностному преступлению. Оно также строжайше запрещает интимные связи между начальником и подчиненной, старшим и младшим, даже если они стали результатом взаимного влечения.

В последний год сообщения о такого рода происшествиях посыпались, как из рога изобилия. Меры были приняты даже не адекватные, а, скорее, драконовские. За интимные отношения с дамой - подполковником морской пехоты - был уволен в отставку адмирал Ричард Мэки, кстати, неженатый. Также бесславно закончилась карьера генерал-майора Джона Логхаузера, состоявшего в интимной связи со своей подчиненной. От служебных обязанностей был отстранен начальник службы снабжения флота контр-адмирал Ричард Митчелл - за сексуальные отношения с дамой, носившей майорские погоны. По такому же обвинению был привлечен к ответственности бригадный генерал С. Зенакис.

Но апофеозом противоадюльтерной кампании стало дело четырехзвездного генерала Джозефа Ралстона, выдвинутого на пост председателя Объединенного комитета начальников штабов. Журналисты раскопали историю

15-летней давности, когда генерал сошелся с женщиной, не оформив развода. И несмотря на то, что он в то время не жил с супругой и впоследствии с ней развелся, а теперь был наиболее подходящей кандидатурой на высший военный пост в стране, генерал Ралстон предпочел добровольно отказаться от этого назначения.

Что касается пресловутых сексуальных домогательств, то следует подчеркнуть, что в американских вооруженных силах их основной, пожалуй, причиной являются принятые здесь правила службы женщин. Ведь чисто женских подразделений (даже расчетов или экипажей) в них нет. Женщины проживают в одних казармах с мужчинами, питаются в одних столовых, служат в одних и тех же частях и на кораблях. И так во всех родах войск и видах вооруженных сил.

При этом женщины составляют более 13 проц. личного состава - 192 тысячи на 1 января текущего года. Среди офицеров женщин еще больше - 16 проц., в том числе 12 генералов и адмиралов, двое из них - трехзвездные. Это командир военно-морской базы вице-адмирал Катерина Лафтон и заместитель начальника штаба армии генерал-лейтенант Клаудия Кеннеди.

Современные суфражистки добились того, что в 1991 году Конгресс отменил все запреты на участие женщин в боевых операциях, требующих непосредственного контакта с противником. Теперь они служат в морской пехоте и даже в рейнджерских группах. Последним рубежом в битве за абсолютное равноправие стала служба женщин на подводных лодках. Судя по всему, скоро они появятся и в отсеках американских субмарин.

Между тем уже сегодня служба женщин на боевых кораблях создала немало проблем. На флоте США - 51 тысяча женщин, из них на боевых кораблях - около 10 тысяч. Видимо, одним из этапов мужской реакции на такое масштабное вторжение дам в корабельный быт явился недавний приказ, запрещающий морякам спать голыми и даже появляться на палубе в одних трусах без футболки. Потому как ночью и днем возможны контакты между противоположными полами.

Практика показывает, однако, что такие паллиативные меры ничего не в силах поделать с «основным инстинктом». К примеру, когда авианосец «Эйзенхауэр» вышел в Средиземное море на боевое дежурство, имея на борту 450 женщин, то уже через несколько месяцев их ряды поредели - пришлось списать на берег забеременевших. Отныне, по решению Пентагона, дизайн строящихся кораблей должен предусматривать наличие на борту беременных. Один такой корабль на американском флоте уже есть.

Проблем такого рода не существует в израильских вооруженных силах (ЦАХАЛе), хотя женщин в них относительно больше, чем в любой другой армии планеты - 20 процентов. Все дело в принципах комплектования и службы женщин, которые в ЦАХАЛе не таковы, как в других армиях. Незамужние женщины в возрасте от 18 до 24 лет на военную службу призываются наравне с мужчинами, но проходят ее в отдельных частях, объединенных в специальный женский корпус «Хейл Нашим» - аббревиатура ХЕН.

В этом корпусе их 36 тысяч, командиром является бригадный генерал Ори Адато, которая из 45 лет жизни 26 отдала военной службе. Женские подразделения ее корпуса не должны в боевых условиях находиться в непосредственном контакте с противником. Впрочем, если такой контакт все же случится, то личный состав ХЕН обучен применению своего штатного оружия, стрелкового и противотанкового. Основные же функции женщин в ЦАХАЛе - административные, обслуживающие, инструкторские и санитарно-медицинские.

Может быть, из-за того, что на службе они не смешиваются с мужчинами и отделены от них на отдыхе, особых сексуальных проблем в ЦАХАЛе пока не возникало.

Итак, движение новых амазонок набирает темпы. В наше относительно мирное время под ружьем около полумиллиона женщин и ряды их растут. Остается надеяться, что им не придется пустить в ход свое оружие.