Борис Дейч |
Сегодня уже можно говорить о том, что в Крыму сформирована новая власть — главой нового парламента избран бывший вице-спикер Борис Дейч, а правительство снова возглавил Сергей Куницын. Сейчас проходят консультации по новым составам президиума и Совета министров, которые будут утверждены на сессии 15 мая. Значит ли это, что конфронтация и скандалы, порожденные правлением коммунистов под руководством Леонида Грача, уже преодолены, и что в жизни автономии наступил качественно новый период, который будет отмечен столь желанной стабильностью, слаженной работой государственных органов, словом, «процветанием в единстве», как написано на гербе автономии?
Вряд ли кто возьмется ответить на этот вопрос однозначно, но все наблюдатели сходятся в том, что теперь в Крыму сформированы все предпосылки для выхода из управленческого кризиса. Первая: как в Верховную Раду Крыма, так и в советы всех уровней избрано в два-три раза меньше коммунистов, чем в прошлом созыве, а это однозначно позволит уйти от беспредметной политизации работы и неконструктивной критики «антинародного режима». Вторая: состав Верховной Рады Крыма, как отмечают аналитики, стал более качественным и совершенным: в нем 34 депутата прошлых созывов, преимущественно людей дела, а не «политиков». В нем появились крымские татары, избранные в мажоритарных округах на общих основаниях, что тоже характеризует их как деловых людей, а не политических лидеров. В целом в местные советы всех уровней избрано до 14 процентов крымских татар, что безусловно является фактором стабилизации. В состав Верховной Рады Крыма избраны: работники правоохранительных и контролирующих органов — 14 человек, городских и поселковых голов — пять, глав и заместителей глав райгосадминистраций — девять. Теперь в крымском парламенте — 15 членов КПУ, 11— от АПУ, от НДП — восемь, по три от СДПУ (о) и Партии регионов, двое представляют «За Русь единую», от Селянской партии, Партии промышленников и предпринимателей Украины, Русско-Украинского союза, «Трудовой Украины» и партии «Демократический союз» избрано по одному депутату.
Борис Дейч если и является новым человеком в политике, так только в том смысле, что его в Украине знают больше как хозяйственника, что также отмечается как положительный момент, поскольку считается аксиомой, как говорил когда-то Сергей Куницын, что для выведения Крыма из кризиса нужны не политики, которые только политизируют ситуацию и создают конфликты, а экономисты-хозяйственники, которые смогли бы использовать его экономический и человеческий потенциал. Не секрет, что практически все «группы влияния» в крымском парламенте, несмотря на все разнообразие своих интересов, сошлись в едином — спикером должен быть не Леонид Грач. Но дальше интересы расходились. Каждая из этих групп могла выдвинуть спикером своего кандидата, но ни у кого из них не было шансов избраться, кроме политически нейтрального экономиста. Даже у Николая Багрова, остающегося до сих пор самым влиятельным политиком, не было шансов набрать проходной балл. Именно отсутствие у Дейча ярко выраженных политических интересов и его прагматический уклон пересекли на нем интересы всех групп и каждой из них дали надежду договориться. Что и помогло избежать спикериады. Возможно, именно поэтому
63-летнему Борису Дейчу, выпускнику экономического факультета Донецкого института торговли (1974 год) и заслуженному работнику сферы услуг удалось набрать 52 голоса в противовес 22 голосам заслуженного юриста и доктора наук Леонида Грача. 16 депутатов проголосовали против их обоих.
С именем Бориса Дейча связан процесс создания структур торговли во вновь созданном в середине 70-х Судакском районе, руководство строительством и директорство в пансионате «Солнечный камень», принадлежащего шахте имени Засядько под руководством Ефима Звягильского, с которым у него и сейчас остались, как утверждают, крепкие партнерские отношения. В его послужном списке также реорганизация бывшего дома отдыха «Судак» в современный туристско-оздоровительный комплекс, с чем Борис Дейч справился как раз до избрания в 1998 году депутатом ВР Крыма прошлого созыва, где занял пост первого вице-спикера. В последнее время Дейч известен как член Партии регионов. Интересна история их взаимоотношений с Леонидом Грачом: он пользовался безоговорочной поддержкой Дейча во всех его полезных начинаниях до тех пор, пока не стал источником перманентного конфликта с правительством. С этого времени Борис Дейч, всегда ставивший работу выше слов, а пользу — выше политической «эквилибристики», выступавший за приоритет экономики над политикой, стал его явным оппонентом, но Грач вынужден был до самого конца терпеливо сносить это соседство, поскольку у него против конкретных доводов Дейча в пользу бескомпромиссности никогда не было достаточно вразумительных аргументов.
Дейча сейчас нельзя назвать яркой звездой в политике, но в экономике он, безусловно, уважаемый лидер. Если он сумеет сохранить свой немногословный, уверенный и точный стиль в политике, то это будет, однозначно, качественно новое слово в крымском управлении последних лет. Ему нет нужды становиться Багровым-2, но у него есть все шансы продолжить заложенный Багровым спокойный и уверенный стиль управления, что позволило бы ему превзойти Багрова…
Характерно, что очень мало наблюдателей прогнозировали избрание главой правительства Сергея Куницына. Казалось, имея большинство в 67 голосов, ему легче избраться спикером. Но в том-то и состояла глубина ситуации, что политик в спикеры не проходил ни при каких обстоятельствах, даже в «пакете». Но за Куницына-премьера проголосовали 64 депутата, потому что после избрания первым лицом Дейча депутаты понимали, насколько важно, чтобы второе лицо имело опыт не только в экономике, но и в политике. Получилось, что только Сергею Куницыну в истории автономии удалось повторить опыт Анатолия Франчука и попасть в кресло премьера второй раз. По негласным подсчетам аналитиков, «люди Франчука» в ВР Крыма проголосовали и за Дейча, и за Куницына просто потому, что, как считается, «новое время Франчуков еще не наступило». Естественно, Анатолию Романовичу занять кресло в Крыму препятствует слишком почтенный возраст. Его жене Людмиле Франчук, баллотировавшейся в одном из округов, для избрания недостало, видимо, публичного опыта и известности. Их сын Игорь Анатольевич, возглавляет «Черноморнефтегаз» еще не столь продолжительное время, чтобы уже претендовать на пост премьера. В силу этих обстоятельств их главной задачей будет ожидать создания благоприятной ситуации: считается, что «время Франчуков» может наступить года через четыре, аккурат к новым выборам…
Леонид Грач, который счел более благоразумным выходом для себя перейти на работу в Верховную Раду Украины, не только оставил конфликтное наследие, но попытался заложить фундамент для нового конфликта: сообща депутаты-коммунисты написали заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность избрания Дейча спикером (чего прокуратура, и в прежние времена не вмешивавшаяся во внутрипарламентские распри, явно делать не намерена), и начали сбор подписей за проведение референдума о недоверии этому составу парламента. По Крыму ходят какие-то люди и вроде собирают какие-то подписи, но поскольку инициативные группы по сбору подписей за проведение референдума, как требует закон, так и не зарегистрированы, правомочность этих списков и подписей никто и никогда не признает. Поэтому обе акции, инициированные напоследок Леонидом Грачом, похожи скорее на желание сотрясать воздух, чем добиться реального успеха. Тем более что поздравления Президента Украины, премьер-министра, других должностных лиц не только Украины, но и России, в адрес Дейча и Куницына в Крыму расценили как то, что их спокойной работе уже ничто не угрожает. Вопрос в другом: смогут ли они сами слаженно проработать весь созыв? О чем говорят их первые шаги?
До 15 мая в Крыму будут формироваться новые руководящие органы ВР и Совета министров. Ни Куницын, ни Дейч не хотят публично комментировать ход консультаций. Однако Сергей Куницын заявил, что при подборе министров «будут исходить из мнения большинства, однако и мнение меньшинства будет учтено». Своим решением реском КП под руководством Грача, «одной рукой» собирая подписи о недоверии Верховной Раде, «другой рукой» выдвинул своих кандидатов: «Коммунисты при определенных условиях могли бы принять участие в работе президиума Верховной Рады РК и Совета министров, направив туда своих представителей: первым заместителем председателя Верховной Рады АРК — Л. Безазиева, председателями постоянных комиссий ВР — Н. Колисниченко, А. Бондаря, В. Голикову, с оставлением на посту председателя Счетной палаты ВР АРК Н. Горбатова, вице-премьером — В. Казарина, министрами и председателями комитетов — А. Нестеренко, В. Лаврова, Т. Ежову, В. Захарова, Ю. Корнилова, Н. Самулиди, а также с назначением Е. Асмоловой председателем Антимонопольного комитета…» И хотя коммунисты с выдвижением, как видно, не постеснялись, но ситуация, видимо, такова, что им «поздно пить боржом». У людей, которые знают ситуацию, есть впечатление, что из всех перечисленных кандидатур шанс быть предложенным на тот или иной пост есть едва ли у одного-двух, но шансов получить большинство голосов и быть назначенным едва ли есть, поскольку, будучи «пламенными коммунистами», совсем немногие из них отвечают главному критерию, выдвинутому сейчас для подбора кадров, — достаточному уровню профессионализма. Слишком ярко «правили» коммунисты в парламенте Крыма истекшие четыре года…
А пока Дейч и Куницын объявили решение во что бы то ни стало 15 мая принять бюджет на нынешний год, заблокированный ранее Грачом, и Минфин сейчас готовит усовершенствованный его вариант с использованием формул, учитывающих крымские реалии. Жизнь автономии даже в эти дни стала намного менее крикливой и шумной — Дейч и Куницын отказались от проведения митинга 1 мая, «чтобы не политизировать праздник» — шаг, на который бы никогда не пошел Грач, так любивший массовые представления, вернее, возможность самому побыть на трибуне. Ожидается, что уже на первой сессии будет поставлен вопрос о пересмотре в сторону усиления деловитости регламента Верховной Рады, что вскоре настанет время для пересмотра Конституции, сформированной, как известно, Грачом по советским меркам, а потому во многом уже устаревшей…