UA / RU
Поддержать ZN.ua

Но раз Тургенев написал «Муму», то памятник Толстому почему?

Не найдя ничего лучшего, политики решили перед выборами опять поспекулировать на нашей истории. Павшим бойцам и живым ветеранам снова не дают покоя ради сиюминутных потребностей сегодняшнего дня.

Автор: Евгений Шибалов

Не найдя ничего лучшего, политики решили перед выборами опять поспекулировать на нашей истории. Павшим бойцам и живым ветеранам снова не дают покоя ради сиюминутных потребностей сегодняшнего дня. Партия регионов, к примеру, уже пообещала построить за свой счет памятник «Народу-освободителю» в точке пересечения границ Украины, России и Беларуси. Пребывая в Донецкой области, Виктор Янукович заверил, что камень на месте будущего мемориала заложат до конца года. Впрочем, министр угольной промышленности Сергей Тулуб тоже когда-то заложил камень и клялся, что здесь будет памятник донбасским женщинам-шахтерам. Уже и Тулуб не министр, а камень до сих пор стоит… Попытки же «мобилизовать» под предвыборные знамена павших и живых героев давно отгремевшей войны не прекращаются.

С каждыми выборами политикам становится все труднее придумывать «заманухи» для избирателей. Потому что только настоящему джентльмену всегда есть что сказать, причем так, чтобы это было и ново, и изящно, и убедительно. Тогда как лидеров отечественного политикума народ уже знает как облупленных, и их шаблонные выступления даже цитировать не обязательно. Перед нынешней президентской кампанией кандидаты и их штабисты мучаются творческим кризисом, пытаясь сформулировать свежие мессиджи для избирателей.

Что нового может сказать своим сторонникам Виктор Янукович? Говорить о защите русского языка? Старо и банально, к тому же эксплуатировать эту тему становится все сложнее ввиду отсутствия реальных действий по внедрению программных заявлений. Ни изменений в 10-ю статью Конституции, ни законов, регламентирующих выполнение в Украине положений Европейской хартии региональных языков, ни, в конце концов, новой редакции закона «О языках» регионалы провести через парламент так и не сумели. Снова высказываться по поводу вступления Украины в НАТО? Ну, разве что пообещать Виктору Ющенко орден от нового президента за отличную диверсионную работу в этом направлении... В вопросах экономической и социальной политики БЮТовцы и бело-синие обмениваются конспектами, как переходящим знаменем, при каждой рокировке «власть—оппозиция». Причем правильные и добрые мысли об использовании государственных финансов высказывает именно сторона, временно лишенная доступа к распределению бюджета.

Так и не придумав ничего нового, политики снова обращаются к теме Великой Отечественной войны. Самое тяжелое испытание, через которое пришлось пройти нашему народу, становится «фичей» избирательной кампании. Нормальные люди сразу думают, насколько это морально. Однако в предвыборных штабах первым делом думают о технологичности. А с точки зрения технологий все отлично: освобождение Украины от фашистов началось как раз осенью (1943 года), а потому памятных дат как информационных поводов хоть отбавляй. Тут тебе и битва за Донбасс, и форсирование Днепра, и «днепровский Сталинград» Киев…

Освобождение Украины началось с Донбасса, эксплуатация военно-исторической тематики в ходе президентских выборов — тоже.
8 сентября 1943 года Москва передала в эфир официальное сообщение о возврате Родине Донецкого бассейна, ставка Верховного главнокомандования объявила благодарность войскам Южного и Юго-Западного фронтов. 8 сентября 2009 года в Донецке торжественно открыли памятник советскому полководцу Николаю Ватутину, сооруженный за счет благотворительных пожертвований граждан, а также партячеек ПР и Компартии. С инициативой возведения монумента местные коммунисты выступили еще полгода назад, в итоге собрали 698 тыс. грн. Самым щедрым дарителем оказался народный депутат Борис Колесников, который внес двести тысяч из личных средств.

Пришедшие на открытие памятника ветераны-фронтовики терялись среди синих и красных знамен в толпе партийных активистов и чиновников. Стариков с орденскими планками на потертых пиджаках осталось совсем мало, им с каждым годом все труднее найти силы на посещение подобного рода помпезных мероприятий даже ради встречи со старыми товарищами… Но они все равно приходят, как сами признаются, только ради грустной стариковской переклички: кто еще жив, а кого уже нет.

Борис Колесников присутствовал на открытии памятника, на который пожертвовал свои деньги. На правах героя дня нардеп крыл позором «оранжевых неонацистов, переписывающих историю», охотно общался с журналистами и даже приветливо поздоровался с забежавшим на огонек Петром Симоненко.

«Ко мне обратился Александр Алексеевич (Лукьянченко, мэр Донецка. — Авт.). Я не мог не поддержать инициативу установить памятник освободителю Донбасса. Не так важно, кто сколько внес. Важно, что этот проект состоялся. Большое спасибо всем, особенно тем простым дончанам, которые внесли одну, три, пять гривен — это не столь важно, все равны», — скромничал потом Колесников, комментируя произошедшее событие перед телекамерами.

Здесь следует прервать наше повествование для лирического отступления. Согласно официальной биографии, в 1997 году Борис Викторович Колесников получил диплом экономиста в Донецкой государственной академии управления. Преподавателя истории этого вуза следует гнать в шею. Потому что с марта 1943 года генерал Ватутин, выиграв Сталинградскую битву, был переведен с должности командующего Юго-Западным фронтом и повторно назначен командовать Воронежским фронтом. Войска под его командованием форсировали Днепр и брали Киев, но к освобождению Донбасса Николай Федорович Ватутин не имел никакого отношения.

Следует заметить, в областной организации Партии регионов немало выпускников исторического факультета Донецкого университета. После того как Колесников и в выступлении, и в интервью прессе несколько раз повторил тезис об «освободителе Донбасса», автор этих строк допытывался у партфункционеров: ребятушки, Борис Викторычу, как экономисту, может, и позволительно таких вещей не знать, но вы-то чего не подсказали вовремя? Хотели как лучше, а получили очередной ляп в стиле «поэта Бессмертного». Те в ответ вздыхали и разводили руками: к начальству, мол, разве подступишься?

Остается только повторить вопрос советских полуинтеллигентов из пивной: «Но раз Тургенев написал «Муму», то памятник Толстому почему?».

Коммунисты в распространенных листовках выдвинули и вовсе убойный аргумент: памятник Ватутину поставили потому, что его бандеровцы убили! Точка. Честно говоря, это не хочется даже комментировать.

За три дня до того Виктор Янукович побывал на митинге в честь годовщины освобождения Донбасса. «Сегодня, когда мы слышим попытки переписывания истории, героизации предателей Украины — националистов, конечно, мы прекрасно понимаем, что этого никогда не позволит украинский народ», — рассказывал по прибытии «Железный Лидер» ветеранам.

Штурм «высоты 277,9» — кургана посреди голой степи — стал одним из самых жестоких и кровопролитных боев за Донбасс. Немногих уцелевших участников той битвы снова собрали на этом месте, чтобы они услышали от Януковича: «Какое может быть доверие к этой власти, которая хозяйничает на нашей земле? Я не буду приводить сегодня никакие цифры, могу сказать только одно: начинали они строить свою власть на популизме и заканчивают они, принеся в страну кризис, падение экономики и обнищание народа. Мы знаем, как тяжело вам сейчас жить. Поэтому мы добьемся того, чтобы вам подняли пенсии... Мы восстановим нормальные цены на лекарства, а для наших ветеранов сделаем доступными и лечение, и лекарства. Так, как мы это с вами делали в предыдущие годы. Вы не забыли?».

Каково? Эти люди поливали своей кровью донецкую степь ради того, чтобы через несколько десятков лет на этом же месте слушать агитационные речи?

Мудрые люди и умные книги советуют судить людей по делам, а не по словам. В этом смысле «кредитная история» Виктора Януковича, которую он просил «не забыть» донецких ветеранов, довольно противоречива. На посту губернатора Донецкой области лидер регионалов действительно запомнился своим уважительным отношением к старикам. При нем была заложена традиция формировать бюджет региона, чуть занижая показатели, с тем чтобы налоги с «металлодолларов» шли в зачет сверхплановых доходов. Часть этих доходов вместе с пожертвованиями благотворительных фондов и взносами предприятий действительно использовалась на помощь ветеранам — в основном, на оздоровление, санаторные путевки и закупку медикаментов.

Достижения Януковича-премьера и Януковича-нардепа не столь радужны. Полулегальные доплаты пенсионерам образца 2004 года с самого начала не носили системного характера и законодательно подтверждены не были. Оппоненты с самого начала назвали их «взяткой избирателю».

В мае 2007 года правительство, которое тогда снова возглавил Янукович, учредило адресные дотации инвалидам войны. Тогда инвалид первой группы стал получать чуть более тысячи гривен, остальные — чуть меньше.

В нынешнем созыве парламента Виктор Янукович и экс-министр социальной политики его кабинета Михаил Папиев новых законопроектов и поправок, направленных на защиту ветеранов войны, не вносили (по данным официального сайта ВР).

Борьба с «переписыванием истории» регионалами, по всей видимости, рассматривается как перманентный процесс. Есть у революции начало, нет у революции конца. Недовольство «фальсификациями» отнюдь не зависит от персонального состава Кабинета министров. Январь–февраль 2007 года. Нардеп Вадим Колесниченко катается по стране, проводит круглые столы и пресс-конференции, гневно клеймит политику министерства образования и требует убрать «вранье» из учебников истории. Парадокс ситуации в том, что на посту вице-премьера по гуманитарным вопросам в это время живет-поживает «дешевый клоун» Дима Табачник, ярый борец с украинским национализмом.

После отставки Кабмина Табачник выдает на-гора гигабайты текстов, критикующих национализм и, опять-таки, «фальсификаторов истории». Тем временем украинские дети учатся в школах, штудируя учебники по истории, в которых термин «Великая Отечественная война» не употребляется вообще. Только «Вторая мировая». Занятый важными государственными вопросами, Дмитрий Владимирович так и не удосужился прочитать то, что издавало подчиненное ему министерство…

Народный депутат Дмитрий Табачник законопроектов по поводу борьбы с «фальсификацией истории» не вносил. Оппоненты из правого лагеря, напомним, успели разродиться нормативными документами, предусматривающими уголовную ответственность за отрицание Голодомора, и еще предложили уравнять в социальном статусе ветеранов-красноармейцев и бойцов УПА.

Не будем напоминать и об обещании добиться от президента отмены указа о присвоении Роману Шухевичу звания «Герой Украины». «Мы требуем отменить! Не хотите? Ну и ладно».

Пусть это звучит банально, но в стране, где кавалеры боевых орденов доживают свой век в нищете, вандалы громят солдатские кладбища, политики вообще не должны выступать перед ветеранами. Не должны, не имеют морального права. Но вот, выступают…