UA / RU
Поддержать ZN.ua

Независимость для «чайников»

А что, собственно, случилось? Солнце просыпается и прячется по расписанию, метро работает, парочки на скамейках целуются...

Автор: Сергей Рахманин

А что, собственно, случилось? Солнце просыпается и прячется по расписанию, метро работает, парочки на скамейках целуются. Температурные колебания, шевеления валютного курса, объемы взяток, масштаб воровства, количество ДТП, уровень смертности, темпы рождаемости — все в пределах допустимого.

Все как всегда. А страна становится другой. И нельзя сказать, что меняется она очень уж незаметно. И трудно сказать, что меняется она очень уж радикально. Она просто избавляется от иллюзий. Освобождается пространство, которое по законам природы должно неминуемо заполняться. Отмирающие мифы освобождают место для еще не родившихся идей. Издыхают вчерашние ожидания, удобряя почву для будущих поступков. Моральным авторитетам предстоит подвинуть крикливых тусовщиков. Ростки искренних убеждений неотвратимо пробьют кору окаменевшего конформизма.

Так должно быть. И так будет. Когда? На все Воля Божья. Отдельное спасибо гражданину внеблоковость.

Он слишком долго ждал отмщения за, как он считает, украденную у него победу. За, как он убежден, пережитые унижения. И месть его выглядит удивительно низкой. И рождается сочувствие. Как к болезному.

Ну да Бог с ним. Он — всего лишь человек, пусть и высокопоставленный. И его собственные обиды, планы и устремления были бы деталями, подлежащими шлифовке. Но шлифовать пока некому.

Нынешние вожди оппозиции пять лет усердно компрометировали друг друга, и сейчас власть охотно доведет начатое ими до конца. Других вождей и другой оппозиции в ближайшее время в стране быть не может. А эти уже не смогут забыть обид, поделить славу, ответственность и вину. Их митинги — это по-прежнему конкурс разноцветных флагов. Под которыми уже невозможно собрать всех тех, для кого еще дорог один-единственный стяг — сине-желтый. Тех, кто вздрагивал, когда этот флаг топтали в Раде.

Главным противником этого режима может стать только скверная экономическая ситуация. И мы, если нам есть во имя чего объединяться.

Власть Януковича стала логическим следствием того, что происходило в стране. Власть Януковича должна стать шансом для становления нации. Точно так же, как кризис становится шансом для выздоровления экономики.

Чтобы «бути такими, якими ми є», мы должны понять, какие мы. До сих пор не было особой необходимости задумываться, что есть для каждого из нас независимость. Странно заработанная и не менее странно развивавшаяся. Для многих было достаточно внешней атрибутики и правильных, пускай и не искренно, произносимых слов. Нынешняя власть вынудит задуматься тех, кто еще способен это сделать. И упростит задачу для тех, кто боялся сложных решений. Для сегодняшнего режима харьковские соглашения — нормальный способ сбалансировать бюджет. Чужеземный флот — коллекция ржавых корыт, за хранение которых можно получить хорошие деньги. Страна — гостиница, в которой предоставляется набор услуг за соответствующую плату. Все вышеприведенное — пересказ заявлений наших вождей. Если вас коробит от сказанного, вы на пути к собственному определению понятия «независимость». Чего до сих пор от вас никто не требовал.

Если для вас зависимость — это не просто присутствие здесь российского капитала и российского влияния, а отсутствие украинского капитала и украинского влияния в России, — вы мудрее наших оппозиционных политиков. Которых возмущает факт передачи урана из украинских институтов. И которых (когда они были при власти) не беспокоил факт нищенского существования этих самых институтов. Которые негодуют по поводу экономической экспансии России, ее вторжения в нашу атомную энергетику и авиастроение. Зная о том, что эти и многие другие отрасли нуждаются в инвестициях. И не сделав ничего, чтобы эти инвестиции пришли. И не только из России.

Жесткость, прозаичность, одномерность политики Януковича сделали наши противоречия зримее и выпуклее. И это позволяет каждому определиться с той системой ценностей, которые он разделяет. Этот выбор дает возможность наконец-то объединяться вокруг чего-то, а не против кого-то. Искать идею, а не имя. Отказаться от лживо-спасительного «Этот — подлец, но он — наш подлец». Происходящее не делает окончательный раскол страны неминуемым. Но делает неизбежным выбор. Какую ленточку ты сегодня повесишь себе на грудь — георгиевскую? С сердечком? Или все же сине-желтую? Надень. И будем отличать своих.

Промолчишь? Будешь призывать к войне? Или станешь искать то, что позволит избежать раскола? Или избежать крови, если раскол неизбежен.

У нас есть время подумать. Без соплей, без стенаний. Без слепой веры в бесцветные цветные флаги. Без покорного потакания тем, кто толкает нас к войне, прячась за нашими спинами.

Мы, к счастью, ничего не теряем. Потому что пока, увы, ничего толком не построили. Хатка с краю, к демонтажу которой резво приступил Янукович, все равно завалилась бы сама.

Нам предстоит определить, что мы хотим строить. И заставить тех, кто мнит себя архитекторами, стать прорабами.

Или признаться наконец-то, что строить некому, нечего и незачем. Солнце-то всходит и заходит, метро работает…