UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕТ СНЕГА? ЗАТО ЕСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ!

До недавнего времени Украина оставалась единственной страной изо всех стран Восточной Европы и б...



До недавнего времени Украина оставалась единственной страной изо всех стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза, которая за целое десятилетие, или, если угодно — за две пятилетки, не имела ни единого проблеска экономического роста. И вот свершилось: наши доблестные макроэкономисты, не дожидаясь праздничного боя курантов, достаточно уверенно говорят о 5-процентном росте ВВП в 2000 году, 11 процентах роста в промышленности и 3,7 процента — в аграрном секторе. А также прогнозируют, что в последующие годы тенденция сохранится. К примеру, в 2001-м экономика хоть и несколько умерит свой пыл, но все-таки прирастет еще на 4 процента.

Много это или мало? Если смотреть со дна пропасти, в которую нашу страну угораздило скатиться в 90-х, то до равнин и плоскогорий, где строят свое благополучие цивилизованные государства, примерно столько же, сколько до Луны. Пешком. Как оказалось, у экспертов «ЗН» есть и другие возражения против чересчур оптимистических оценок: и качество роста «не то», и на семейных кошельках он не очень- то отразился, и у соседей темпы повыше… Вредничают? Если да, то совсем немножко — а каким, собственно, быть настроению, когда зима без снега, а «под елочку» суют не шампанское с конфетами, а кассеты? Впрочем, 2001-й всех рассудит. На то он и Новый, первый в тысячелетии и вдобавок не высокосный…

ОПРОСНИК «ЗН»

1. Экономический рост в уходящем году — случайность или закономерное явление?

2. Ваш прогноз на 2001-й и последующие годы.

Александр ТУРЧИНОВ, председатель комитета по вопросам бюджета Верховной Рады Украины:

— Я убежден, что экономический рост, который прослеживался на протяжении уходящего года, — это не случайность, а закономерный процесс. И основа этой закономерности заложена реформами, проведенными в топливно-энергетическом комплексе. ТЭК — фундамент экономики любой страны, и тот решительный штурм, который правительство и непосредственно Юлия Тимошенко повели на ТЭК в направлении его стабилизации и детенизации, безусловно, отразился на всей экономике страны. Начал работать ТЭК — начали поступать живые деньги тем же шахтерам, тем же генерирующим компаниям. Предприятия начали рассчитываться с бюджетом «живыми» деньгами — соответственно, они должны были их получать от своих экономических партнеров и так далее. Карусель начала крутиться, и процесс двинулся в позитивном направлении. Вот суть того, что мы видим сегодня на уровне статистических цифр.

В отношении прогноза могу сказать следующее. Если Кабинет министров не ослабит реформы в ТЭК, если нам удастся провести бюджетную реформу, если мы будем в состоянии принять Налоговый кодекс и начать налоговую реформу, если Верховная Рада и правительство сообща прекратят административный произвол, который стал очень типичным явлением и в центре, и на местах, то, думаю, что экономический рост будет только усиливаться. Если же вместо жесткой принципиальной позиции в правительстве будет иметь место разброд и шатание, начнется какая-то кадровая чехарда или поиск компромиссов с теми, с кем их найти практически невозможно, то, безусловно, рост останется только на бумаге. В конечном итоге, главная задача экономики, познавшей наконец тенденцию роста, — спроецировать эту свою позитивную динамику на доходы граждан. Если этого не произойдет, то, по большому счету, и рост такой никому не нужен.

Игорь ШУМИЛО, заместитель министра экономики:

— Нынешнее правительство в значительной степени счастливое: ситуация, когда реформы сочетаются со значительным экономическим ростом и решением ряда социальных проблем, достигнута в Украине впервые. Хотя было бы неправильно забывать, что основы-то закладывались еще раньше. Ведь экономический рост начался еще в прошлом году: по промышленности — в мае-июне, по ВВП — в сентябре. И допущенные в прошлые годы ошибки также сыграли свою положительную роль. Я имею в виду прежде всего увеличение дефицита бюджета-99, плюс большие погашения по социальным долгам в прошлом году — эти явления способствовали раскручиванию потребительского спроса. К тому же до мая не было жесткости в платежах. И по сей день некоторая часть экономического роста обеспечивается за счет того, что в экономике увеличивается просроченная задолженность. В этом отношении все пять процентов прироста ВВП, конечно же, не являются здоровыми — дай Бог, чтобы два-три процента.

Однако нельзя не видеть и серьезных качественных изменений. Реформы в легкой и пищевой промышленности, та же приватизация сделали эти отрасли более конкурентоспособными. И 30-, порой даже 40-процентный локальный рост, который мы здесь наблюдаем, — неплохое свидетельство тому. А усиление внешнего спроса хорошо сыграло на рост экспорта в черной и цветной металлургии, машиностроении.

Конечно же, большой неожиданностью оказалась сама величина роста ВВП — по нашим последним прогнозам она достигнет 5%. Помню, многие смеялись, когда в конце 1999 года я выступал перед депутатами с макроэкономическим прогнозом на 2000-й и говорил о двухпроцентном росте, говорил, что среднегодовой курс гривни к доллару будет 5,78...

Как известно, правительство определило шесть ведущих направлений своей деятельности. И два из них сыграли в 2000-м самую позитивную роль. Это введение денежных расчетов с бюджетом и требование денежных платежей за энергоносители. Фактически рост «живых» денег в энергетике способствовал росту платежей во всей экономике, потребовал перехода на более прозрачные финансовые потоки. На сегодня в стране уже есть политико-экономические круги, имеющие выгоду от стабилизации, от роста производства и даже прозрачности финансовых схем.

Нынешний рост, с моей точки зрения, связан и с проявлением части той экономики, которая прежде оставалась в тени. При подготовке программы «Украина-2010» мы исходили из того, что на начальном этапе за счет детенизации будут обеспечиваться 1—1,5 процента общего роста ВВП, а в дальнейшем — даже 2—2,5%. Думаю, этот процесс уже начался в уходящем году, и по крайней мере 1— 1,5% получено за счет этого фактора. Хотя налоговые ставки и методы налогового администрирования по-прежнему не являются стимулом к тому, чтобы человек вкладывал свои деньги в украинскую экономику.

В 2001-м мы ожидаем четырехпроцентный рост. А в последующие годы — на уровне 6,5—7 процентов. Для государства, имеющего столь низкие стартовые показатели, такие темпы реальны.

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, советник Президента Украины, председатель совета Национального банка Украины:

— Оценивая экономические результаты завершающегося года, очень важно не утратить чувства реальности. И я бы в этой связи не преувеличивал значения положительной динамики роста ВВП.

С моей точки зрения, проблема итогов года должна рассматриваться в двух плоскостях. Первая — в полной ли мере реализованы благоприятные политические и экономические предпосылки. Имею в виду, с одной стороны, благоприятную политическую ситуацию, сложившуюся после выборов Президента, и формирование парламентского большинства, а с другой — окончание кризиса, после чего в экономике всегда наступает фаза подъема. Он сам по себе выводит экономику на более высокую ступень, даже если сидеть сложа руки. К тому же мы имели чрезвычайно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и благоприятную экономическую ситуацию, вызванную девальвацией гривни в 1998—1999 годах. Если посмотреть с этой точки зрения, то 5-процентный рост ВВП — показатель чрезвычайно скромный: к примеру, в России он в полтора раза выше.

Второй срез проблемы — произошли ли в экономике реальные качественные изменения? К сожалению, 2000-й не стал годом уменьшения числа убыточных предприятий в промышленности, не стал годом уменьшения кредиторской задолженности, не стал годом ослабления платежного кризиса, годом уменьшения налогового давления.

И третий срез — социальный. К сожалению, уходящий год не стал годом реального соединения экономического роста с решением социальных проблем. Конечно, положительным является погашение долгов перед пенсионерами, однако в то же время снижалась реальная заработная плата, продолжала углубляться имущественная дифференциация. 5,5 миллиарда зарплатных долгов в народном хозяйстве — это чрезвычайно тяжелое бремя, которое мы переносим в 2001 год.

Мой прогноз? Экономическая динамика следующего года в значительной мере будет зависеть от политических факторов, от того, каким образом разрешится углубляющийся нынче политический кризис. А как человек, причастный к проблемам Национального банка, скажу, что следующий год должен стать годом еще большей стабильности нашей денежной единицы. Реально мы должны стремиться к тому, чтобы инфляция не превышала 10 процентов — тогда нам удастся решить чрезвычайно большой комплекс проблем.

Виктор СУСЛОВ, народный депутат Украины:

— То, что мы имели в этом году, связано с ускоренными темпами инфляции. Понятно, что более высокая динамика роста цен ведет к увеличению номинального валового продукта. Это с одной стороны. С другой — конечно, фактор несанкционированного отбора газа на сумму примерно $700 млн., свидетельствующий, что более половины прироста ВВП обеспечивается за счет кражи газа. Ну и в отдельных отраслях некоторые позитивные сдвиги, например, в металлургии, без сомнения обусловлены только колебаниями конъюнктуры мирового рынка.

В целом я не считаю, что в Украине начался какой-то экономический рост. Экономического роста нет и, если хотите убедиться в этом, посмотрите показатели потребления электроэнергии. По крайней мере, они не увеличились, а ведь производить продукцию, не потребляя электроэнергию, невозможно.

В следующем году экономическая ситуация только ухудшится — как следствие неэффективной политики нынешнего правительства.

Татьяна СЫТНИК, главный экономист Международного центра перспективных исследований:

— До сих пор в своих публикациях центр употреблял термин «устойчивый экономический рост», сознательно избегая слова «закономерный». Но теперь уже ясно, что речь может идти и о закономерности процесса. Ибо, согласно нашим исследованиям, тенденция к устойчивому росту производительности экономики Украины проявилась еще в четвертом квартале 1999 года. С того времени ВВП растет быстрее, чем объем фактически отработанного времени на предприятиях. Из-за этого в третьем квартале текущего года центру даже пришлось пересмотреть свой прогноз в сторону улучшения экономической ситуации: в 2000 году ВВП увеличится на 5%, а в 2001—2002 годах — на 4,5%. Думаю, рост будет продолжаться и далее — не так просто остановить этот раскрученный маховик.

Факторы дальнейшего роста в первую очередь относятся к сфере государственной политики. Правительство, придерживаясь жесткой бюджетной политики и последовательно уменьшая налоговое бремя, способствовало притоку инвестиций, которые являются главной предпосылкой для повышения производительности. Кроме этого, существенное оживление экономической активности в 2000 году обусловлено еще и такими обстоятельствами: 1) повышением внутреннего спроса за счет увеличения реальной заработной платы, активизации малого бизнеса и погашения социальных долгов бюджета; 2) увеличением инвестиционных ресурсов предприятий благодаря уменьшению налогового бремени и снижению ставок кредитования (ведь в 2000 году были упразднены «дорожные» сборы, сокращено количество групп подакцизных товаров, улучшена ситуация с бюджетным возмещением НДС); 3) финансовой стабильностью: обменный курс был предсказуемым, монетарная политика — более последовательной, а денежная экспансия имела стимулирующий эффект; 4) благоприятной внешней конъюнктурой: несмотря на повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты, мировая экономика росла.

Можно надеяться, что в 2001—2002 годах эти основные факторы оживления деловой активности также будут действовать, а к ним добавятся еще и успехи экономической политики правительства в приватизации естественных монополий. Естественные монополии обычно являются областями инфраструктуры, следовательно, их развитие в значительной мере будет определять устойчивость экономического роста. К тому же их приватизация будет стимулировать эффективное использование ресурсов.

Главный риск для этого оптимистического прогноза — слабая способность правительства к выработке последовательной государственной политики и ее обоснованию перед оппозицией и гражданами. Такая слабость Кабмина будет усиливать неопределенность в деловой среде. В свою очередь, эта неопределенность будет сдерживать потребление и инвестиции. Риск будет возрастать по мере приближения 2002 года — года выборов в Верховную Раду.

Валерий ГЕЕЦ, академик НАН Украины директор Института экономического прогнозирования:

— Рост в Украине в 2000 году — это закономерное следствие изменений, которые произошли в экономике в 1998—1999 годах, и реакция на те сдвиги, которые отмечались в прошлом году. Другими словами, экономика реагирует на рыночный сигнал. Однако еще совершенно не означает, что это закономерное явление — даже при таких же условиях — обязательно продолжится в 2001-м и последующих годах.

Существует несколько причин, которые способствовали росту. Во-первых, хорошая внешняя конъюнктура в окружающем нас экономическом мире. Вторая причина азбучная — после финансового кризиса и девальвации (а именно с этими явлениями мы столкнулись лицом к лицу в 1998—1999 годах), как правило, наступает оживление, поскольку активизируется экспорт, который становится более выгодным по сравнению с импортом. Третья причина — значительные объемы импортозамещения. Это означает, что вместо импортного товара население по отдельным товарным группам переориентировалось на товары отечественного производства. Наконец, в какой-то степени в экономическом подъеме есть и заслуга правительства, поскольку оно поддержало эти благоприятные условия.

Правда, рядовой украинец еще не чувствует экономического оживления на себе. И это вполне объяснимо: изменения, происходящие в краткосрочном периоде (год или два), могут совершенно не касаться очень многих товаропроизводителей и значительных групп населения. Ведь в это время наблюдается подъем лишь отдельных секторов экономики, тогда как остальные еще не успевают подняться. Чтобы население отметило сдвиги в лучшую сторону, необходим всеобъемлющий охват отраслей.

Впрочем, есть и другой момент: в этом году отмечается очень интенсивный прирост объемов капиталовложений, который свидетельствует о достаточно высокой склонности к сбережениям. А если так, то текущее потребление, естественно, сокращается. Чтобы каждый житель Украины почувствовал изменения, нужен экономический рост как минимум в среднесрочном периоде — примерно три-пять лет. Я считаю, что в 2001 и 2002 годах есть предпосылки для сохранения нынешней тенденции. Рост не будет таким динамичным, как в этом году — 5% — но есть все предпосылки получить от 3 до 4%.

Хотя и тут существуют несколько до конца неясных моментов. К примеру, неопределенной остается ситуация с реструктуризацией долгов, соответственно, мы не знаем, насколько вероятно обострение в финансовой сфере. Дальше. Есть разные прогнозы в отношении мировой конъюнктуры. Некоторые из них свидетельствуют, что мировой прирост ВВП в 2001 году по сравнению с 2000-м будет несколько меньше. Значит, существует вероятность сокращения внешнего спроса. Более того, у наших основных торговых партнеров и соседей могут возникнуть серьезные осложнения в финансовой сфере. В частности, в Польше существует огромный дефицит торгового баланса. Ясно, что все это может в значительной степени ограничить экономический рост в Украине в 2001—2002 годах.

Опрос провели Сергей СЛЕДЗЬ и Наталия ЯЦЕНКО