UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕПРИСОЕДИНИВШИЕСЯ ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Геополитическое будущее Украины - вопрос, который остается открытым до сегодняшнего дня. Дискуссии по этому поводу не прекращаются: вот уже и левые требуют «прекратить политику втягивания Украины в НАТО»...

Автор: Антон Крюков

Геополитическое будущее Украины - вопрос, который остается открытым до сегодняшнего дня. Дискуссии по этому поводу не прекращаются: вот уже и левые требуют «прекратить политику втягивания Украины в НАТО». При этом оппоненты исходят из двух альтернатив: либо Украина сближается с «господами ташкентцами», либо - движется на Запад. Дискуссии носят как бы чисто теоретический характер, ибо любое официальное лицо в государстве на любой конкретный вопрос, связанный с данной тематикой, отвечает однозначно: Украина имеет внеблоковый статус, что закреплено законодательно. Любое изменение статуса является компетенцией парламента.

Однако уже сам факт наличия дискуссии свидетельствует о том, что пока все не так однозначно. Украина использует свой внеблоковый статус в качестве дополнительного довода против попыток втягивания ее в военно-политическую орбиту Москвы. С другой стороны, масштаб сотрудничества с НАТО принял в последний год беспрецедентный характер, хотя все идет в рамках правил «Партнерство ради мира» и под аккомпанемент заявлений об отсутствии стремления стать членом самого альянса. Последнее, конечно, является следствием не столько задекларированной внеблоковости, сколько обыкновенного реализма. Ибо, даже если и говорит руководство Украины на каждом шагу о желании стать членом НАТО, всерьез этот вопрос может встать только, пожалуй, в случае победы на президентских выборах в России Владимира Вольфовича Жириновского. До этого пока еще не дошло.

Тем временем украинская дипломатия предприняла шаги в направлении извлечения дополнительных политических дивидендов из внеблокового статуса страны, проявив совершенно отчетливый интерес к одной из самых массовых международных организаций - Движению неприсоединения. Тем самым как бы напоминая дискутирующим, что третий путь - нейтралитет и внеблоковость - может быть не только тактической уловкой для выигрыша времени, а и постоянной политикой.

Движение неприсоединения - своеобразный анахронизм времен «холодной войны» - вроде бы успешно пережило породившее его обстоятельство, то есть блоковое противостояние. Во всяком случае, на завершившейся в минувшую пятницу в красивейшем колумбийском городе Картахена-де-Индиас ХІ встрече глав держав и правительств стран-членов Движения не было и речи о том, чтобы отныне прекратить всем раз в три года собираться на высшем уровне и гораздо чаще - представителям рангом пониже. Напротив, число соискателей статуса члена «неприсоединившихся» растет. Не в последнюю очередь за счет обломков блока-«неудачника», присоединяться к которому в свое время, что было особенно неприятно его руководителям, категорически отказалась провозгласившая себя социалистической Югославия.

Именно лидер Югославии Йосип Броз Тито наряду с египтянином Гамаль Абдель Насером и индийцем Джавахарлалом Неру стали «отцами-основателями» ДН, которое конституировалось в 1961 году в составе 25 членов. Ныне же их 112. В основном это страны «третьего мира», то есть развивающиеся. То ли они в свое время не захотели присоединяться к НАТО или ОВД, то ли их «не захотели», как говорится, историки спорят. В последние годы в Движении появились и старые знакомые - Узбекистан и Туркменистан. Украина усилиями своей дипломатии получила статус специально приглашенного гостя на картахенскую встречу.

Данный статус не предусматривает участия в дискуссиях. Тем не менее, руководителю украинской делегации, премьер-министру страны Евгению Марчуку была предоставлена возможность обратиться к участникам встречи, причем уже в первый день ее работы, когда общее внимание еще не поглощено двусторонними контактами и зал достаточно полон. Обращаясь к участникам, премьер сказал, что в присутствии украинской делегации в Картахене он видит свидетельство «растущего авторитета Украины во всемирной системе международных отношений и ее важнейшей составляющей - Движении неприсоединения, укрепления ее международного имиджа как стабильного и предсказуемого партнера со взвешенной и прогнозируемой политикой».

С этим трудно не согласиться. Уже хотя бы потому, что все решения в ДН принимаются консенсусом. Проще говоря, при непротивлении сторон. Чтобы попасть в число присутствующих, надо иметь среди них, скажем так, недоброжелателей. Примеров обратного порядка хоть отбавляй, причем, свежайших. Пока отказано в приеме в члены Движения Коста-Рике, маленькой небогатой и ни к кому не присоединенной. Хотите знать, почему? Коста-Рика - одна из двух стран, согласившаяся некогда перевести свое посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Долго ждали своего часа арабские страны. Дождались - и вопрос приема отложен. Япония - гигант «первого мира», член «большой семерки», а попасть в Картахену в качестве гостя (то есть как и Украина) не смогла. Решительно возразили представители Корейской Народной Демократической республики, одной из самых одиозных стран современного мира. К Украине претензий не было ни с чьей стороны.

Общеизвестна ревность «третьего мира» по отношению к тому, что называют «странами с переходной экономикой». Ревнует он международные финансовые организации и инвесторов мира «первого». Ревность, естественно, небеспочвенна: мало того, что советский блок развалился, следовательно, пролетарский интернационализм исчез как понятие, так еще и денежки наши кровные, считанные, в бюджет заложенные, помощь эту от проклятых гринго на себя оттягивают.

В своем обращении премьер Украины попытался успокоить потенциальных оппонентов: «Мы не ставим себе цель конкурировать с развивающимися странами в вопросах получения международной помощи». Премьер выразил надежду, что его страна, как и другие такие, достаточно быстро при международной поддержке преодолеют трудности трансформации «и сами вскоре станут надежными донорами для менее развитых стран, станут главными контрибьюторами фондов развития, в том числе и в рамках ООН».

Здесь сомнение возникает только по поводу одного слова, а именно вскоре, ибо что это за «вскоре», не ведает, пожалуй, даже Господь Бог. Все остальное должно рано или поздно сбыться. Ну, во-первых, украинцы - народ уже ученый и знают, что международная помощь - совсем не то, из-за чего стоит сильно переживать и на что стоит сильно надеяться. Это - десятки, в лучшем случае сотни миллионов долларов, как правило, кредитов, которые надо еще и отдавать. С их помощью разве что валюту можно ввести постоянную. Инвестиции частных компаний - вот ручейки, из которых складываются миллиарды и триллионы. А вот их привлечь можно чем угодно, только не декларациями, апелляциями и демонстрациями.

Многие члены ДН это хорошо знают. В нем есть политически стабильные и динамично развивающиеся страны - Таиланд, например, Филиппины, те же государства Залива. Есть, к сожалению, очень много таких, которым сколько денег не дай, все на «калашниковы» уходят. Или на М-16, что в принципе одно и то же. Ну и еще на «мерседесы» и «боинги» для «отцов наций». Хочется надеяться на то, что для таких ребят Украина никогда не станет «надежным донором», точнее, «верным другом», как некогда Союз. А вот торговля, инвестирование, совместная взаимовыгодная деятельность - совсем другое дело.

Даже очень богатые страны «третьего мира» нельзя отнести к развитым. В первую очередь потому, что они являются не производителями, а потребителями высоких технологий. Украина пока бедна, но производить высокие технологии может. Это - поле для сотрудничества с теми из развивающихся стран, для которых уже массовая вакцинация от оспы или печатание букварей не является самой насущной проблемой.

К тому же страны «третьего мира» - это колоссальный рынок. Кстати, не терпящий пустоты и превышения спроса над предложением. Украина уже достаточно много потеряла и теряет из-за того, что упускает из-под контроля налаженные некогда, еще при Союзе, экономические связи. И не только экономические, а контракты на подготовку специалистов («очень выгодный современный бизнес», по словам Е.Марчука). Именно восстановление таких связей было основным лейтмотивом двусторонних встреч, которые провела делегация Украины во время картахенского саммита.

Замминистра иностранных дел Украины Владимир Хандогий отмечает, что участие страны в XI встрече ДН стало таким событием, которое не прошло незамеченным. Тому свидетельством и реакция участников саммита на обращение руководителя украинской делегации, многие из которых сочли нужным лично выразить удовлетворение присутствием Украины на встрече. К тому же, многие положения, прозвучавшие в выступлении Е.Марчука, оказались созвучны с текстом итоговой декларации. Однако дипломат считает, что степень дальнейшего вхождения Украины в ДН должна быть всесторонне обдумана и взвешена. По его мнению, на данном этапе Украине лучше всего подошел бы статус наблюдателя, что позволяет принимать участие в работе всех интересующих комитетов и комиссий. В конце концов, нейтральная Швеция вполне довольна таким статусом уже свыше 20 лет.

Одно дело - задекларировать внеблоковость во внутренних документах, совсем другое - сделать это своим международным обязательством. Движение неприсоединения - организация достаточно аморфная, однако за чистотой своих рядов следит зорко. Неспроста некоторые собеседники Е.Марчука как бы невзначай интересовались степенью контактов Украины и НАТО. Поэтому вступать в Движение, а через какое-то время выходить из него потому, что изменилась обстановка, будет не совсем солидно. Во всяком случае, такие телодвижения никак не содействуют укреплению международного имиджа страны. Вот Узбекистан, чья столица стала местом подписания Договора о коллективной безопасности СНГ, уже является постоянным членом ДН. Однако встает вопрос, сможет ли страна на этом основании отказаться от членства в новом московском блоке, ежели сбудутся намеки на его создание? Сможет - нехорошо, не сможет - тоже нехорошо...

Во всяком случае контакты с Движением неприсоединения чрезвычайно важны и полезны. В любом статусе Украина вполне может стать страной, которая в состоянии не только сотрудничать с его членами, но и активно участвовать в формировании его политики.

Присоединяйтесь, господа! Присоединяйтесь!