UA / RU
Поддержать ZN.ua

Немодный мэр, или Почему в Киевраде не будет большинства?

В прошлый вторник под бурные аплодисменты одноименной фракции на Хрещатике, 36 короновали победителя досрочных выборов мэра столицы — Леонида Михайловича Черновецкого...

Автор: Инна Ведерникова

Во вторник под бурные аплодисменты одноименной фракции на Хрещатике, 36 короновали победителя досрочных выборов мэра столицы — Леонида Михайловича Черновецкого. Днем раньше под дружный шепот в кулуарах политической тусовки президент страны неожиданно пригласил на прием соперника Черновецкого на выборах Виталия Кличко. Из чего следует несколько выводов.

Во-первых, Виктор Ющенко, руками секретариата поддержавший переизбрание не раз обвиненного в земельной коррупции столичного градоначальника, успешно решил задачу блокирования властных амбиций БЮТ в столице, использовав команду Черновецкого всего лишь как превосходный тактический материал в продвижении к стратегической цели — не допустить президентства Тимошенко.

Во-вторых, демонстративно пригласив первым обсуждать итоги выборов и дальнейшую перспективу Киеврады проигравшего Кличко, а не победившего Черновецкого, президент поставил жирную точку в очередном раунде столичной интриги Банковой, подав политической тусовке сигнал о том, что в следующем — возможны варианты.

В-третьих, похоже, открытая поддержка Черновецкого и Ко окончательно вышла из публичной политической моды. Причем не только во властных коридорах СП (президент с супругой проигнорировали приглашение на инаугурацию, так и не решившись публично разделить радость победы с союзником), но и в самом столичном парламенте, где депутаты шести фракций (за исключением Блока Черновецкого), в том числе и потенциально промэрских, почтили коронование мэра минутой молчания.

И это, пожалуй, главный последний тренд тех кутюрье от столичной политики, которые вдруг принялись белыми нитками штопать свою отнюдь не светлую репутацию. При этом определенно нацелившись на более тонкую игру в Киевраде, нежели мы были вынуждены наблюдать в прошлой ее каденции.

Прививка страхом

На самом деле очевидные метаморфозы произошли и внутри самой команды Черновецкого, взявшей в качестве победного избирательного трофея не только мэр­ское кресло, но и 43 места в столичном парламенте. Два месяца предвыборной гонки, помимо доплат, дотаций и прочих финансовых вливаний в таки отблагодаривший электорат, Леонид Ми­хай­лович вместе со своими «пацанами» открывал очередные станции метро, останавливал — надо же! — незаконные стройки, закла­дывал первые камни в будущие грандиозные строительные объек­ты, а на днях — о чудо! — начал активную кампанию по борьбе с пробками на столичных дорогах.

Однако от всей этой надуманной пиар-легенды о подвигах молодых трудоголиков из команды Черновецкого веет только одним — страхом осознания того, что совсем ничего не делать для киевлян стало не только стратегически невыгодно, но и опасно. Особенно с учетом очередных приближающихся столичных выборов (и к этому, похоже, стоит привыкнуть), которые, по словам главного юриста СП Марины Став­нийчук, пройдут не через четыре года, как недавно предположил известный знаток Конститу­ции из ПР г-н Кивалов, а всего лишь через полтора. Заметим, что эту реплику из лагеря президента также стоит расценивать как еще один сигнал Банковой не в пользу усиления недавнего союзника.

Надо сказать, что на опасениях за электорат список страхов чуть было не сброшенного с трона столичного градоначальника не заканчивается. Отнюдь. Похо­же, засучившему рукава и отчаянно приступившему к работе на благо родного города Леониду Михайловичу пришло в голову внимательно присмотреться к членам собственной команды, которым он традиционно уделял много внимания как до, так и в период избирательной кампании. Злые языки поговаривают, что блестящие способности раскрученных «детей» по фамилиям Довгий, Кильчицкая и Басс, ставших теперь депутатами Киеврады, не на шутку взволновали воображение их родителя. В результате, хоть наше законодательство и позволяет совмещать депутатскую деятельность с административной — а Кильчицкая и Басс на сегодня являются заместителями главы КГГА, — им было велено сложить депутатские мандаты. Делать игру во фракции остался верный Анатолий Журавский (чуть было не перебежавший к «Регионам») и Олесь Довгий. А с этого места стоит поподробнее. Потому как пост Олеся Станиславовича, накопившего на радость патрону достаточный житейский и профессиональный опыт в кресле секретаря Киеврады, и на этот раз — в центре разворачивающейся интриги. Под секретаря Довгого мэр до недавнего времени был намерен формировать большинство. С учетом лояльной позиции фракций аутсайдеров, конечно.

Мелочь, а приятно…

Безусловно, Леониду Михайловичу было бы приятно, если бы королевский триумф разделили с ним не только члены его команды, но и вчерашние соратники по большинству — фракции ПР и ГАКа (Гражданский актив Киева), пусть и не с блестящим результатом (шесть и восемь мандатов соответственно), но прошедшие в Киевраду. Одна­ко не срослось… Обе фракции воздержались от аплодисментов и приветствий. Не проявили должного уважения к Черновец­кому и команды Николая Кате­рин­чука (5 мандатов) и Виктора Пилипишина (11 мандатов), которых всю избирательную кампанию наблюдательная общественность связывала то с технологическими изысками пиарщиков Черновецкого, то с секретарскими амбициями (случай Пили­пишина), ради удовлетворения которых последний якобы пойдет на любые договоренности с мэром. На самом деле первые психологические реакции фракций, приступивших к трудоемкому процессу собственного позиционирования в совете, говорят о четкой наметившейся тенденции — с одной стороны, публично блюсти собственное реноме, дистанцируясь от одиозного мэра, с другой — в глубине души лелеять выгодную надежду научиться решать вопросы путем так называе­мого ситуативного большинства.

До настоящего момента из всех мелких депутатских образований категорически заявила о невозможности блокирования с Черновецким только одна команда — Катеринчука. Остальные дер­жат стабильный нейтралитет, используя в собственной риторике приемы типа «мы будем работать только с теми, кто разделяет наши принципы и взгляды». Наиболее часто подобный тезис эксплуатирует г-н Пилипишин из Блока Литвина, накануне выборов сложивший мандат народного депутата. Относя свой посту­пок к разряду неординарных и свойственных только людям, «любящим свой родной город» (в отличие, наверное, от Тимо­шен­ко, Турчинова, Томенко, Кате­рин­чука и Горбаля, уже отказавшихся работать в столице), Пилипи­шин мастерски обходит ответ на воп­рос: так сделал он стратегическую ставку на пост секретаря Киев­рады или это просто слухи? Так или иначе, но смеем предположить, что с учетом ситуации во взрослых фракциях (о БЮТ и Блоке Кличко — чуть ниже) неравнодушному экс-нардепу все-таки придется «передусім» учесть интересы именно этих местных политических гигантов. Не выпуская из виду и монолитную команду Леонида Михайловича.

Что касается Блока Катеринчука, то на инаугурации глянцевый лидер, все еще неплохо выглядящий после изнурительной кампании, презентовал общественности новоиспеченного главу фракции — адвоката Алексея Резникова. От­вечая «ЗН» на воп­рос: так почему все та же наблюдательная общественность записала их европейскую команду в список технологических проектов Банковой и Черновец­кого, который к тому же финансово подкрепляли г-да Хмельницкий и Иванов, — профессионально находчивый юрист парировал: «В результате, всю избирательную кампанию мы боролись с навязчивой идеей пойти и на самом деле попросить деньги у Хмельницкого и Иванова! В отношении же связей с Черновец­ким, которые обнаружили, прямо скажем, непрофессиональные СМИ, позволю себе вспомнить один известный французский фильм, когда героя Пьера Ришара незаслуженно осудили за изнасилование девушки. Так вот, у человека, отчаявшегося доказать свою невиновность, родилась крамольная мысль — пойти и на самом деле изнасиловать эту девушку». Трудно с первого раза понять, что имел в виду адвокат Резников, — мы же не судьи, — однако, если вдруг коман­да Катеринчука все-таки пойдет и… сольется в партнерском экстазе с командой Леонида Михайловича, то, вероятно, это следует воспринимать как отчаянный жест против несправедливых обвинений.

Еще одна интрига, касающаяся позиционирования мелких партий, завязалась вокруг столичных регионалов. Как известно, на днях секретарь СНБО — она же член ПР — Раиса Богаты­рева заявила о полном провале столичной кампании и необходимости проведения внутрипартийной дискуссии на этот счет. Для возложения, так сказать, основного груза ответственности на плечи виновных. Среди главных, похоже, кандидат в мэры с двухпроцентным успехом, и лидер городской партийной ячейки, приведший в столичный совет аж шесть депутатов, нардеп Василий Горбаль. Последний, анализируя произошедшее, в отличие от адвоката Резникова предложил припомнить не популярный французский фильм, а известную русскую песню. «Для меня эта ситуация заключается всего лишь в одной ее строке, — говорит Горбаль. — Есть только миг между прошлым и будущим… Так вот, этим мигом для меня и стала избирательная кампания. Которой предшествовала цитата самой г-жи Богатыревой в нашумевшей «Исповеди мэра», где Раиса Васильевна сочла предстоящую победу Черновец­кого актом справедливости и демократии. Потом прозвучало заявление г-на Колесникова об отсутствии у ПР каких-либо шансов на победу в этих выборах. И торжественно увенчала этот избирательный миг — телеграмма моей коллеги по фракции Анны Герман, поздравившей Леонида Михайловича с заслуженной победой».

На самом деле участие регионалов в выборах если и принесло кому-то дивиденды, то самому Горбалю, собственноручно профинансировавшему не только всю выборную кампанию, но и рост собственного политического рейтинга. Сама же партия, занявшая маловыразительную позицию по отношению к Киеву, к тому же сделавшая на этих выборах ставку на союз с Ющенко, а значит, и Черновецким, так и осталась маргинальной, сведя риторику своего кандидата к не совсем вразумительным тезисам о каком-то глобальном объединении на уровне уличных объятий. С кем же на самом деле будет обниматься фракция «Регионов» в Киевраде — большой вопрос. Если Горбаль после внутрипартийной дискуссии все-таки устоит на своих позициях в Киеве, то его объективное нежелание огульно поддерживать Черновецкого, как того требует партийная верхушка, может поставить фракцию в «позу Литвина», создав еще одну предпосылку для формирования ситуативного большинства в совете.

Что касается ГАКа, с его шокирующими прогрессивную общественность 8 мандатами, то, вероятнее всего, активисты этой антигражданской организации (и люди со временем это поймут), грозясь на билбордах «вымести» Черновец­кого из столицы, на самом деле просто подметали улицы, готовясь к победному возвращению патрона. И то, что на инаугурации формальный лидер ГАКа Александр Пабат наравне с БЮТом и Кличко ровно дер­жал спину, совсем не означает, что для этого он не использовал корсет.

Секретарь без большинства

Несмотря на судьбоносное недоразумение с провалом опера­ции «единый кандидат», Блок Юлии Тимошенко и Блок Вита­лия Клич­ко остаются ключевыми политическими силами, которые, так же как и Блок Черновец­кого, заручившись поддержкой малых фракций, имеют теоретическую возможность создать большинст­во в Киевраде. Однако стремительная поляризация политических элит на национальном уровне по линии президент—премьер, а также то досадное обстоятельство, что Клич­ко до сих пор не определился в ключевых приоритетах (а в последнем интервью «ЗН» он заявил, что не намерен этого делать в принципе), подталкивает нас к мысли, что договоренности даже между этими потенциальными партнерами могут носить исключительно ситуативный характер. Как в оппозиции, так и в большинст­ве.

Версия о том, что сегодня в кулуарах на пост секретаря совета более активно обсуждается фигура еще дилетанта Кличко, нежели профи Пилипишина и «супер-профи» Довгого, также кажется нам реалистичной. Бо­лее-менее равноудаленный от всех политических сил Кличко может оказаться выгоден многим. И в первую очередь Банковой, которая, имея достаточное влияние на Черновецкого, может настоятельно порекомендовать мэру вынести эту кандидатуру на голосование. Повторим­ся, что визит Кличко к президенту и разговор о процветании в Киеве коррупции и фальсификациях на выборах не был случайным. Это прямой сигнал политикам, что Банковая начинает новую игру. С одной стороны, коман­да президента хочет притормозить усиление влияния Черновецкого, с другой — сделать это руками Кличко, тем самым придержав и его от массового братания с БЮТ. В СП желают убить двух зайцев. Надо сказать, что комбинация может оказаться беспроигрышной

Что касается самого Кличко, то на вопрос «ЗН» о том, обсуждается ли с возможными союзниками вариант его выдвижения на пост секретаря, Виталий ответил лаконично: «Мы ведем переговоры со всеми без исключения политическими силами, и если депутаты доверят мне этот ответственный пост — придется оправдать оказанное доверие». О том, что его фракция теоретически может поддержать Кличко, заявил «ЗН» и лидер Блока Кате­ринчука Алексей Резников. Пози­тивно в этом отношении высказываются и некоторые бютовцы, пожелавшие, правда, пока остаться неизвестными.

На самом деле, если будет принято решение реализовывать данный сценарий, то самому Кличко, прежде чем идти «оправдывать доверие депутатов», стоит хорошо подумать. С одной стороны, действительно, он может занять хороший плацдарм и заработать политические очки для следующих выборов мэра, пребывая в постоянной зоне внимания прессы. С другой, учитывая качественный состав депутатского корпуса и наличие у каждого из членов любого (еще раз подчеркну — любого!) списка грандиозных планов на предмет реализации собственных бизнес-проектов, Кличко, так же как и Довгий, рискует скатиться на самое дно политического, экономического и еще какого угодно компромисса. И это не самая последняя опасность. Ключевой вопрос в этой истории: голосами каких фракций будет избран секретарь?

«Мы прекрасно понимаем, что если за Кличко будут голосовать Черновецкий и ГАК (ужас какой! — Авт.), то через месяц, в случае, мягко говоря, расхождения в позициях он потеряет свой пост, — говорит начальник избирательного штаба блока, депутат Киеврады Дмитрий Андриевский. — К тому же такой имиджевой нагрузки не выдержит репутация ни нашего блока, ни самого Кличко. Нам нужны голоса демократов — БЮТ — прежде всего. Потом Пилипишин и Блок Катеринчука. И то, прежде должно быть подписано совершенно конкретное рамочное соглашение о единых принципах политики, земельной в том числе, чтобы секретарь был уверен, что он идет не обслуживать чьи-то интересы, а работать на Киев».

Что касается БЮТа, который, естественно, «прежде всего», то новый глава фракции Александр Зинченко прокомментировал наши настойчивые вопросы хоть и несколько туманно, однако знаково: «В политику приходит время адекватности и ответственности за каждое сказанное слово и принятое решение. Поэтому наша фракция будет исповедовать в Киевраде скорее прагматизм, нежели радикализм. Мы намерены продемонстрировать умение договариваться. Что касается кандидатуры секретаря, то, конечно, у нас есть свои варианты. Однако мы понимаем всю важность назначения этой ключевой фигуры в совете и готовы поддержать проходную — во всех смыслах — кандидатуру».

Кого БЮТ считает такой кандидатурой, и смогут ли подопечные Юлии Владимировны сменить радикализм лидера блока на прагматизм лидера столичной фракции, покажет время. Впрочем, как и то, какое большинство — промэрское, пробютовское или ситуативное будет сформировано в Киевраде. Поли­тика не любит прогнозов. Потому, общаясь с депутатами всех фракций, которые вот-вот приступят к выполнению своих непосредственных обязанностей (неважно, в каком формате большинства), мы озвучили следующее предложение: на первой же сессии таки пролоббировать полную прозрачность на сайте Киеврады с информацией в режиме он-лайн о голосовании каждой конкретной фракции, каждого конкретного депутата по каждому конкретному решению сессий. Чтобы рядовые жители столицы, и журналисты в том числе, в любую минуту могли убедиться, что блоки и партии таки работают на Киев. Обещали.