UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нелюбовь, или Несколько слов "ни о чем"

Относительно непредвзято мы в состоянии читать только надписи на заборе, когда в первую очередь полемизируем по поводу написанного, а не руки, которая это нацарапала. И уже в зависимости от текста определяемся, комплименты из какого лексикона использовать в адрес автора.

Автор: Надпись-На-Заборе

Есть одна сфера, в которой мы демонстрируем достойное зависти трудолюбие. Мы исключительно небезразлично, рьяно и бесплатно не любим (мягко говоря) друг друга. Если хорошенько поразмыслить, эта нелюбовь в наши дни становится все загадочнее. И опаснее...

Особенности современной украинской нелюбви

Устное народное и письменное индивидуальное творчество дарит нам богатую палитру свидетельств нелюбви украинцев друг к другу. Наши представления о жизни села лет эдак двести назад обильно приправлены батальными полотнами с участием крепко нетрезвых кумовьев или бессмертными мизансценами с задиранием юбки в направлении порога нелюбимой соседки. Ну и "да пусть лучше у меня корова сдохнет..." и т.п. Эта трогательная любовь-драчка имеет свою прочную бытовую материальную почву. Не любились, потому что: а) кто-то кому-то "насолил" лично; б) кто-то кому-то завидует; в) кто-то у кого-то землицу (морги) "украл". Вроде бы и некрасиво, но в целом понятно и персонифицировано.

Эта многовековая идиллия переселилась в многоэтажки в очень урезанном виде. Вместе с тем, то, что сейчас зачастую заставляет нас люто ненавидеть абсолютно незнакомых нам людей, на трезвую (в прямом и переносном смысле) голову, похоже на сумасшествие. Почему нас доводят до бешенства (а не просто сильно беспокоят) и заставляют ненавидеть ближнего темы, от которых не зависит непосредственно ни наше благосостояние, ни здоровье нашей семьи? Политика (прости, Господи), язык (Господи, прости еще раз), сепаратизм (трижды прости), региональные "расклады", культурные предпочтения, половые преференции, просто взгляды "на жизнь"… Интересно, что в этом процессе нам менее важно отстоять свою точку зрения, чем оплевать и об-"это самое" точку зрения другого.

Наша хата как-то стала "скраю" только когда что-то общественно-полезное, или граждански-храброе необходимо совершить. Воевать друг против друга (в идеале - против "своих" и заочно) мы рвемся с отважно закрытыми забралами. И доводим это до предела. Поскольку на смену формально-фольклорному "Чтоб ты сдох/сдохла..." пришли сотни и тысячи "комментов" на форумах по поводу трагедий людей, которых только с огромной натяжкой можно назвать личным врагом. Но еще страшнее чем "комменты" то, что те из нас, кто никогда бы такого не сделал, иногда вынуждены отгонять подсознательно-одобрительные мысли по их поводу...

Нелюбовь без расчета

Мы, разумеется, убеждены, что живем во враждебном мире и все вокруг пытаются нас использовать, обмануть и обокрасть (всегда успешно). Кстати, смешно то, что мы спокойнее относимся к ситуациям, когда знаем, как именно нас дурят. Мы начинаем страшно "дергаться", когда не понимаем, как нас обманывают (поскольку так, чтобы не обманывали - не бывает). Наша задача - выжить в высокоагресивной конкурентной среде. Но мы не любим друг друга как-то без смысла. Удачные и не очень примеры создания интересной формы нашего общежития в городах - ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома) дают материал для размышлений. Если уже не любить друг друга, то это можно делать с пользой для себя. Вместо или кроме того, чтобы не любить соседа по лестничной клетке, можно коллективно и сплоченно не любить соседнее здание, "стройку", ЖКХ и т.д. Ради собственных интересов. Правильно сориентированная нелюбовь может нам пригодиться.

Нашу нелюбовь используют всухую доблестные "публичные". Здесь - уж извините - мы сами виноваты. С какого "бодуна" мы прислушиваемся к визгу микроцефалов-провокаторов по обедве-обетри-обечетыре стороны политических и общественных баррикад? Абсолютное большинство из нас - бесплатно, разумеется. Мы же знаем, зачем они это делают. Мы - не они. Они не такие как мы, не только потому что, успешно нас использовав, вкусят всею сладость привилегий склоненного нашей избирательной безответственностью неба. Они не такие как мы - потому что ими спровоцированные мы так и будем держать друг друга за горло. А они, в большинстве своем, подержатся за грудки "на камеру", а потом бухают и в десны целуются в кулуарах. За наши, небезразлично друг друга нелюбящие деньги, естественно. То же самое будут делать и те, кто пока не попал в объективы камер.

И все без исключения будут тыкать пальцем в нас - "а мы что, мы - представители народа...". Поскольку считают, что это мы их "позвали".

"Не та розмова, не тії слова"

Наша более или менее скрытая взаимная вражда несет одно и может принести еще другие чрезвычайно угрожающие системные последствия.

Во-первых. Послушайте, мы когда-нибудь будем готовы услышать (даже без кавычек) друг друга? Мы в большинстве случаев почти не воспринимаем аргументы и мысли, мы мгновенно выясняем - а кто сказал? Кто он/она "такой"? И бездарные, и окрыленные идеи могут клеймиться как окрыленные или бездарные соответственно, в зависимости от того, что мы думаем по поводу личности сказавшего. Если этот или эта - святая правда, чтобы они не говорили. "Божья роса". А если эти - ясно дело "шо"... Относительно непредвзято мы в состоянии читать только надписи на заборе, когда в первую очередь полемизируем по поводу написанного, а не руки, которая это нацарапала. И уже в зависимости от текста определяемся, комплименты из какого лексикона использовать в адрес автора.

Мы часто ноем по поводу нехватки "объединительной идеи", коллективного согласия относительно объекта национальной гордости всех без исключения жителей Украины. Что и в самом деле проблема. Но как нам начать общение по этому поводу, если лучшим из нас, чтобы подобраться к сути того, что мы говорим друг другу, сквозь липкую паутину нашего отношения к автору сказанного, необходимо невероятное количество времени?

Дальше - хуже. Нелюбовь друг к другу в судьбоносных вопросах вроде того, с какой стороны разбивать яйцо, может, как свидетельствует история человечества, перерасти в "диалог" с использованием полемического инструмента другого уровня - насилия. Как водится, чем отдаленнее от рационального и реального мира находится причина конфликта, тем жестче проявления насилия. И, уж само собой, все они освящены обостренным чувством справедливости. В Украине уже пылают автомобили. Около чьей машины в следующий раз кому-то захочется немедленно установить справедливость? Даже если очень хочется похвалить пацанов, не будем врать себе - современная нам Отчизна в качестве мстителей способна родить далеко не Робин Гудов и даже не Юриев Деточкиных из культового "Берегись автомобиля". Хотя он, как известно, тоже не был застрахован от ошибок. Умножим это на тот факт, что отважные украинские повстанцы настоящего в первую очередь бьют "по своим" (потому что так безопаснее), и есть повод слегка опасаться народных борцов за справедливость...

Месть "лохов"

Мы разные. Нам часто некомфортно вместе. Мы живем в условиях постоянной конкуренции друг с другом - иррациональной, эмоциональной, безжалостной. Мы знаем, что никогда не достигнем возвышенных идеалов всепоглощающей любви к ближнему. Мы выживаем, пытаясь установить хоть какие-то правила игры.

Они должны быть нашими правилами игры. Пусть "борцы за справедливость" под всеми без исключения флагами и окрасами, апеллирующие к нашей совести, региональной гордости и т.д. идут в... Не им рассказывать, какими нам быть и кого ненавидеть. Пусть пакуют свое брюхо в дорогие непатриотичные авто, катят в свои кабаки и прекращают манипулировать нашими эмоциями.

Нас обманули. Борцы "за" и "против" - публичные, уличные, фейсбучные и т.д. - создали атмосферу, когда любой, проявляющий умеренность во взглядах, толерантность и готовность цивилизованно общаться по поводу любого вопроса - это лох/лошица/лошара для всех без исключения сторон "общественной дискуссии".

Давайте мы обманем их в этот раз. Давайте "потеряем" их для себя. Ментально перфорированная страна, в которой мы имеем неосторожность проживать, всегда будет находиться в предкризисном состоянии, если в вечно теплящееся чувство нелюбви друг к другу подбрасывать популистские легковоспламеняющиеся дрова.

* * *

Эта беседа - не только о нашем выживании. В этом всем мы воспитываем наших детей. Хочется надеяться, что подавляющее большинство из нас стремится воспитать их порядочными, человечными, доброжелательными и гордыми. Хочется пожелать, чтобы все из этих нас знали ответ на вопрос: а имеем ли мы моральное право делать наших детей "белыми воронами" в такой стране?