UA / RU
Поддержать ZN.ua

Некроиндустриализм: назад в будущее

Старопромышленные регионы вот-вот достигнут дна и начнут копать вглубь. И виновны в том отнюдь не коварные буржуи со своими ценовыми колебаниями. Т

Автор: Евгений Шибалов

Емкий термин "некроиндустриализм", содержащий точную характеристику нынешнего состояния промышленности Донбасса и ее ближайших перспектив, предложил в своем докладе на тему посткризисных перспектив этого региона ученый из Института экономики промышленности НАН Украины Вячеслав Ляшенко. Злая ирония научной общественности понятна - ученые только на глазах автора этих строк пять лет пытаются донести до власть имущих и деньгами обладающих свое беспокойство по поводу бесперспективности и опасности того пути, по которому развивается сегодня экономика старопромышленных регионов.

В какой-то мере это словечко является пародией на "неоиндустриализм", всуе поминаемый официальными лицами по поводу, а чаще - без. Потому что приставку "нео", призванную подчеркнуть новизну, некорректно употреблять по отношению к заводам, в большинстве своем окуклившимся в третьем технологическом укладе, то есть, проще говоря, на уровне конца XIX века.

Локомотивом некроиндустриализма эксперты однозначно называют металлургию, которую несколькими годами ранее принято было холить, лелеять и льстиво называть донором национальной экономики и главным поставщиком валютной выручки. Предварительные итоги работы экономики Донецкой области, озвученные губернатором Андреем Шишацким, показывают, что именно в металлургии отмечен наибольший спад производства и объемов реализованной продукции. Та же ситуация в Луганской области: некоторый прирост заметен только в производстве чугуна, а вот выпуск готовых металлических изделий и выплавка стали - в минусе.

Более половины металлургических предприятий убыточны. Этот факт в одном из немногочисленных "парадных" интервью вынужден был признать Виктор Янукович. "Отечественная металлургия критически зависима от экспорта. Поэтому любые кризисные явления в мировой экономике напрямую влияют на наши предприятия", - мудро изрек он то, что было очевидно и так. По его мнению, восстановление Минпромполитики и активная деятельность этого ведомства должны "обеспечить позитивные тенденции в 2013 году".

Однако ученые продолжают настойчиво твердить: позитивных тенденций не будет. Ни в 2013-м, ни потом. Старопромышленные регионы вот-вот достигнут дна и начнут копать вглубь. И виновны в том отнюдь не коварные буржуи со своими ценовыми колебаниями. Технологии производства устарели донельзя, изношенность основных фондов достигла критических значений, отсюда - необычайно высокие энергоемкость и себестоимость продукции. И именно отсюда - убыточность и падение производства.

При этом, по сведениям коллектива ученых из донецкого филиала Национального института стратегических исследований, внедрением инноваций занимаются только 85 предприятий Донецкой и 68 предприятий Луганской области. Грубо говоря, лишь один из десяти заводов предпринимает попытки идти в ногу со временем, что крайне недальновидно. Если бы современные миллиардеры интересовались историей доставшихся им на переломе эпох промгигантов, то знали бы, что лидерство Донбасса обеспечивали не воспетые пропагандой шахтеры и металлурги, а ученые, инженеры и технологи. Скажем, первая в мире установка непрерывной разливки стали была введена в строй не где-нибудь, а на Донецком металлургическом заводе.

По словам директора регионального филиала НИСИ Юрия Макогона, уже к концу 80-х годов прошлого века адекватное сопровождение тяжелых отраслей промышленности постепенно привело к тому, что на первые роли стали выходить именно производители технологичной продукции. К 1990 году металл с донбасских заводов не был основной статьей экспорта, местный "чугуний" поглощали машиностроители, поставлявшие за рубеж оборудование для предприятий разных отраслей.

Сойдя с дистанции в гонке технологий, металлурги для начала вместе с собой утащили на обочину сопутствующие отрасли, в первую очередь, машиностроение. И продолжают катиться по наклонной далее. Точечные попытки внедрения (не своих уже, домашних, а импортированных) технологий пока выглядят, как паническое латание дыр в днище тонущего корабля.

Самое печальное, в завязанных на тяжелую индустрию макросистемах, каноничным примером которых являются старопромышленные регионы Украины, зависимость от градообразующего предприятия столь же критична, как самого предприятия - от внешней конъюнктуры. Поэтому с грохотом рушащийся колосс вызовет не только экономический кризис, но также усугубит кризисы демографический и социальный, причиной каковых сам же и является.

Когда внешняя конъюнктура была "за наших", и графики макростатистических показателей ползли вверх, как-то не принято было громко и вслух говорить о том, что это иллюзорное процветание, словно в самых диких обществах древних времен, по сути, оплачивалось жертвоприношениями. Но данные, тихо пылившиеся все это время на полках, упрямо свидетельствуют: домны и мартены, помимо природных ресурсов, "сожгли" и немало человеческих.

За последние девять лет население Донбасса сократилось на 600 тыс. человек, или на 8,6%. При этом средняя продолжительность жизни мужчин, составляющих основной контингент работников промышленных предприятий, ненамного превышает пенсионный возраст и равна 64 годам. В 2011 году, например, половина умерших мужчин была младше 65 лет - 16,7 тыс. человек.

Оставшиеся в живых завидным здоровьем похвастаться не могут. По данным Фонда социального страхования, Донецкая и Луганская области стабильно обеспечивают более половины профессиональных заболеваний по стране, удерживая сомнительное лидерство по этому параметру. Две трети заболеваний - болезни органов дыхания. Растет удельный вес болезней нервной системы и, как результат, смертность от недугов такого рода. Что печально, каждая восьмая такая смерть вызвана "дегенерацией нервной системы вследствие употребления алкоголя".

Объяснения просты: во-первых, условия труда и уровень медицинского обслуживания на предприятиях (особенно в части ранней диагностики профзаболеваний); во-вторых, экология. Вредные выбросы в атмосферу стабильно растут. Список главных виновников этого не меняется много лет. Из металлургических предприятий - ММК им. Ильича, "Азовсталь", Енакиевский метзавод. В энергетике - Углегорская, Кураховская, Зуевская, Старобешевская теплоэлектростанции. Группа предприятий, сосредоточенных ныне в руках одного собственника, Рината Ахметова, по сведениям экспертов НИСИ, обеспечивает 62,4% общего объема вредных выбросов в Донецкой области. Сие есть оборотная сторона экономической экспансии последних двух лет. Публичные обещания топ-менеджеров "Метинвеста" и ДТЭК о масштабных вложениях в экологичные технологии в статистике пока отражения не находят.

Ввиду перечисленного даже во внутреннем украинском рейтинге конкурентоспособности регионов, составленном по методике Всемирного экономического форума, Донецкая область самые низкие оценки получила за состояние кадров и эффективность рынка труда. Что, впрочем, мало беспокоит работодателей, потому что нагрузка на одну вакансию в среднем по региону - семь безработных (абсолютный рекорд зафиксирован в Новоазовском районе, где на одно рабочее место претендуют 90 человек), и это позволяет хозяевам "заводов-газет-пароходов" только в 7% случаев предлагать зарплату выше средней. А каждого десятого (11%) нанимать и вовсе за минималку.

Если напрячь воображение, то сухие цифры, демонстрирующие нынешнее положение донбасского пролетариата, удивительным образом перекликаются с эмоциональными рассказами о тяжелой жизни рабочих до революции из советских учебников. Все сходится: массовая безработица, копеечные заработки, болезни, пьянство и в итоге - ранняя смерть. Третий технологический уклад в полный рост. Приставка "некро" в описании индустриализма донбасского типа выглядит в данном случае как нельзя более уместной.

Рецепты, позволяющие приостановить это сползание в бездну, а в перспективе - и сменить вектор перемещения, предлагались и предлагаются неоднократно. Правда, с каждым годом такие советы имеют все больше шансов оказаться запоздалыми.

Тем не менее НИСИ и Институт экономики промышленности НАН Украины свои идеи снова высказывают и пытаются донести до тех, кто, теоретически, может и должен быть обеспокоен текущей беспросветностью.

Так, созданная в прошлом году агломерация "Северный Донбасс" (своеобразный общественный комитет органов местного самоуправления), по замыслу ученых, способна стать координатором функционирования технопарка на основе сосредоточенных на севере Донецкой области машиностроительных предприятий в ряде городов. Машиностроителям, по мнению экспертов, следует все-таки дать шанс отвоевать утраченные позиции. Тогда, по крайней мере, можно будет вернуть развитие Донбасса в ту точку, на которой оно прервалось двадцать лет назад.

Рассматриваются также проекты создания подобного рода аграрных, туристических и других кластеров. Конечно, и это - "хорошо забытое старое". Во времена оны популярный персонаж донецкой истории большевик Федор Сергеев (товарищ Артем) спорил с Лениным и Орджоникидзе, доказывая, что советские республики следует создавать по социально-экономическим, а не национальным параметрам.

Большие надежды возлагают на трансграничный кластер в рамках еврорегиона "Донбасс", в котором участвует, помимо Донецкой и Луганской, также Ростовская область РФ. Первые робкие ростки промышленной кооперации уже пытаются пробиться через границу, и если граница окажется такой открытой, как обещают власти всех перечисленных регионов, то из этого все же может что-то получиться.

Наконец, крупному бизнесу и власти придется ликвидировать последствия собственной преступной глупости. И тем и другим нужно создавать стимулы для развития своими руками когда-то задушенного малого и среднего бизнеса. Диверсификация и развитие внутреннего рынка хотя бы не оставит без куска хлеба жителей городов в случае закрытия градообразующих предприятий…

Самое главное, на чем настаивает экспертное сообщество, - никто не потянет глобальные преобразования в одиночку. Даже Ринат Ахметов не может "все купить" и одним рывком вывести старопромышленные регионы на новый виток развития. Он даже с одним отдельно взятым футбольным клубом сколько провозился, а это дело сложнее и гораздо дороже. Даже президентская вертикаль, навалившись всем телом на рычаги власти, не сдвинет этот воз. Хотя государственное стратегическое планирование, учитывающее интересы всех уровней власти, бизнеса, общества, в Украине отсутствует как таковое, но когда-то надо начинать. И преодоление некроиндустриализма, кажется, отличный повод осваивать, наконец, это полезное умение.