UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕКАЗАЦКАЯ СЛАВА

История славного казацкого города Запорожье приростает «славными» событиями, связанными с продажей Фондом госимущества Украины 68,01% акций ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат»...

Автор: Олег Свиридов

История славного казацкого города Запорожье приростает «славными» событиями, связанными с продажей Фондом госимущества Украины 68,01% акций ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат». Но в ряду этих событий выделяются пассажи, свидетельствующие скорее о попытке «заговорить» эту тему, а уж затем… Затем формальный конфликт интересов претендентов на контрольный пакет ЗАлКа — ОАО «Внешнеторговая фирма «КРАЗ» и ОАО «АвтоВАЗ-Инвест» — легко будет разрешен. Вопрос в пользу кого пока еще остается открытым. Во всяком случае для тендерной комиссии, которая, похоже, никак не может решить, что же на самом деле больше: 69 млн. долл., предложенных «АвтоВАЗ-Инвестом» или все-таки 101 млн. долл., которые готов выплатить за пакет акций ЗАлКа «КРАЗ»?..

Славная затея продажи контрольного пакета акций ЗАлКа оскандалена еще вначале, когда 27 ноября прошлого года один из претендентов на акции Запорожского алюминиевого комбината, а именно ВТФ «КРАЗ» получила официальное уведомление тендерной комиссии от 23 ноября о том, что ВТФ «КРАЗ» отказано в праве дальнейшего участия в тендере.

Мотивация Фонда при этом сводилась к нескольким пунктам, основным среди которых было то, что, мол, ВТФ «КРАЗ» никакой не промышленный инвестор для ЗАлКА.

«Непромышленным инвестором» настолько, что ОАО «ВТФ «КРАЗ» — дочерняя компания кременчугского холдинга «АвтоКрАЗ», основным направлением деятельности которого является реализация грузовых автомобилей, производимых холдингом, и запчастей к ним, а также закупка сырья и материалов для производственных потребностей холдинга. Александр Майданюк, являющийся уполномоченным лицом ВТФ «КРАЗ» в вопросе приватизации ЗАлКа и заместителем генерального директора этой фирмы, сообщил, в частности, в свое время и Фонду госимущества, что «годовой объем потребления алюминия, закупаемого компанией для производственных потребностей холдинговой компании «АвтоКрАЗ», составляет 4,5 тыс. тонн». А с учетом планов холдинга увеличить производство автомобилей годовой объем потребления алюминия возрастет более чем вдвое — до 10 тыс. тонн металла в год.

Но даже если сказанное — не аргумент, не стоит забывать о договоре о совместной деятельности ВТФ «КРАЗ» и Glencore International AG, которые собственно вместе и шли на тендер по ЗАлКу. Это одна из наибольших частных компаний Швейцарии и основной игрок на мировом рынке алюминиевой продукции, собственный капитал которой составляет 1,7 млрд. долл., а активы — 9,5 млрд. долл. Ежегодно она производит и реализует свыше 3 млн. тонн алюминия и 5 млн. тонн глинозема. К тому же Glencore уже является торговым партнером и самого ЗАлКа, которому поставляет в последние годы около 30% бокситов, и у которого, например, в 1999 году закупил 30 808 тонн первичного алюминия, произведенного запорожцами, что составило 28% от общего производства этого комбината.

И тем не менее, уже после официального отказа вышеупомянутому тандему в участии в тендере председатель тендерной комиссии Михаил Чечетов во всеуслышание заявил, что, мол, ВТФ «КРАЗ» … представляет интересы оффшорного капитала…

«Это Glencore что ли — компании, годовой объем продаж которой около 40 млрд. долларов, что по самым скромным подсчетам превышает объем всего ВВП Украины, едва ли составляющий 200 млрд. грн.? — возмущается Александр Майданюк. — И потом, Михаил Чечетов, он что — украинский Пинкертон, чтобы делать такие заявления?.. Тем более, что серьезность своих намерений ВТФ «КРАЗ» уже доказала, перечислив в бюджет государства еще к концу прошлого года 11,5 млн. долл. как победитель тендера. И как только будет подписан с Фондом госимущества договор купли-продажи пакета акций ЗАлКа, мы готовы сразу же перечислить остальные 90 млн. долл.

ФГИ, между тем, в лице зампреда и главы тендерной комиссии Михаила Чечетова, похоже, готов поверить на слово «двухсотдолларовой» российской компании, а не ВТФ «КРАЗ» вместе с мировым лидером алюминиевого производства… И все претензии к нам скорее напоминают очень бездарно разыгрываемый Фондом и Антимонопольным комитетом спектакль».

Но даже если считать претензии тендерной комиссии к ВТФ «КРАЗ» о том, что они, вкупе с Glencore — не промышленный инвестор, хотя бы условно логичными, то где же последовательность Фонда, который между тем не предъявляет таких же претензий к аналогичной «по профилю» компании и второму претенденту на акции Запорожского алюминиевого — российскому «АвтоВАЗ-Инвесту»? Хотя публичная информация о втором тандеме вряд ли не должна беспокоить тот же тендерный и Антимонопольный комитеты. Вот только несколько абзацев из материала, опубликованного в «Комсомольской правде в Украине» 22 ноября 2000 года, буквально сразу же после окончания приема заявок Фондом госимущества Украины на участие в конкурсе по приватизации ЗАлКа:

«Запорожскому алюминиевому комбинату сейчас, как воздух, необходим грамотный финансово состоятельный инвестор, способный вывести предприятие из финансовой ямы… Может ли все это осуществить «АвтоВАЗ-Инвест», который в России зовут не иначе как «двухсотдолларовой компанией», ведь его уставный фонд составляет всего 6,4 тыс. российских рублей?…

Доподлинно известно, что нынешние финансово-экономические показатели «АвтоВАЗа» находятся в критическом состоянии. По оценке специалистов российского Министерства по налогам и сборам компания неплатежеспособна, находится на грани банкротства и является крупнейшим государственным должником. Задолженность «АвтоВАЗа» перед российским бюджетом превышает 1,5 млрд. рублей, а вместе с пеней и штрафными санкциями — около 3 млрд. рублей. На ее погашение направляется практически вся прибыль от реализации выпускаемой продукции. По сути, сейчас вопрос стоит об изъятии государством основного пакета акций «АвтоВАЗа» и перепродаже его более эффективному собственнику.

Не эти ли «неприятные мелочи» заставили ВАЗовцев прибегнуть к услугам посредника при приватизации Запорожского алюминиевого комбината?»

Еще один момент — о партнере «АвтоВАЗа» в приватизации Запорожского алюминиевого: «До последнего времени «АвтоВАЗ-Инвест» действовал под вывеской московского холдинга «Арлан» и известен как посредническое звено при поставках на «АвтоВАЗ» производимых ЗАлКом литейных сплавов». И самым «невинным» деянием этой компании в России считают неуплату НДС в бюджет.

И вот такой претендент (даже если только незначительная часть из опубликованного в «Комсомолке» правда), весьма напоминающий банкрота, у тендерной комиссии и ФГИ вкупе с Антимонопольным комитетом сомнений не вызывает…

КРАЗовец Александр Майданюк возмущен и претензиями к финансовой состоятельности представляемого им тандема: «Высокий кредитный рейтинг «Гленкора» и ее мощные финансовые позиции подтверждены выводами таких всемирно известных рейтинговых агентств, как «Мудис» (Ваа2/PRIME-2) и «Стандарт енд Пурс» (BBB+/stable/A-2). По-моему, очевидно, что такие финансовые показатели наших партнеров — свидетельство того, что это единственная компания среди претендентов на акции ЗАлКа, которая на самом деле имеет необходимые и ресурсы, и опыт выполнения взятых на себя обязательств».

Еще одной зацепкой к отстранению ВТФ «КРАЗ» называют (как бы это помягче сказать) сомнения в том, что ВТФ «КРАЗ», мол, просто прикрывается компаньоном Glencore, который на самом деле никогда и не собирался участвовать в приватизации Запорожского алюминиевого комбината. Да в общем-то и публичные интервью с представителями швейцарской фирмы о том же говорили бы... если бы перевод высказываний представителя названной компании действительно соответствовал сказанному им. Ведь если действительно Glencore никогда не собиралась участвовать в покупке акций ЗАлКа, с чего бы руководитель этой компании наносил официальные визиты первым лицам Украинской державы? Тогда бы и приезд президента этой компании выглядел бы так, как если бы, например, компьютерный гений Билл Гейтцс приехал в Украину только для того, чтобы сообщить ее лидерам, что, мол, нет мне дела до Украины и это меня не касается… По крайней мере, логично, что никто не приедет, если не интересуется. А тут еще и письма шлют…

К слову, в одном таком послании в адрес Антимонопольного комитета Украины главный финансовый офицер Glencore International AG Венделин Мюллер (а это второй по значимости человек в компаниях такого типа) писал, что представляемая им компания «подтверждает, что совместно с ВТФ «КРАЗ» обратится к западным банкам, с которыми имеет банковские отношения, для получения кредитных ресурсов на финансирование приобретения 68,01% уставного капитала ОАО «ЗАлК». Glencore будет участвовать в кредитах, предоставляемых банками, путем использования своих собственных финансовых ресурсов…

Glencore выполнит все обязательства, указанные в договоре о совместной инвестиционной деятельности, подписанном между ВТФ «КРАЗ» и Glencore International AG».

А пока суть да дело ФГИ приступил было к обсуждению условий договора о продаже акций ЗАлКа уже другому претенденту, предложившему за тот же пакет акций на 32 млн. долларов меньше, чем ВТФ «КРАЗ». В гривнях разница их предложений составляет почти 170 млн., то есть почти столько, сколько, например, составляет бюджет Министерства культуры пятидесятимиллионной державы…

При этом как-то все забыли, что когда премьер-министр Виктор Ющенко высказался о тендере по ЗАлКу, он как раз и подчеркнул, что продавать надо тому, кто предложит наибольшую цену и наилучшие условия. Наверное, для эксбанкира не вопрос, что больше — 69 или 101 млн. долл. Но, видимо, ему так и останется ездить по заграницам да рассказывать сладкие сказки о том, насколько привлекательны украинские приватизируемые предприятия, и насколько прозрачна система приватизации, и насколько четкие и одинаковые ко всем участникам требования. Ну кто ж ему поверит, что тендер в Украине может выиграть компания с мировым именем и предлагающая серьезные деньги?! Да после ЗАлКа — да ни за что! Так что и не трудитесь, господин премьер.

К вопросу о чистоте конкурентной борьбы представитель ВТФ «КРАЗ» А.Майданюк добавил: «Мы же не против честной конкуренции. Пусть кто-нибудь заплатит в бюджет Украины больше, чем предложили мы, ну, скажем, миллионов 120 долларов, и мы признаем свой проигрыш и спокойно удалимся. Но вместо этого слышны только обещания о будущих инвестициях... Да мы и сами можем инвестировать самих себя, но сначала надо заплатить за акции в госбюджет».

Ежели и в самом деле Фонд госимущества Украины заведомо «определился» с покупателем акций ЗАлКа, так к чему было огород городить и тендер объявлять? Да еще и иностранного консультанта привлекать. Правда, с последним так и неясно, зачем его пригласили, что такого невероятного он совершил, чтобы платить ему бюджетными денежками? За что? Параллельно, например, объявляются тендеры по продаже украинских энергокомпаний. Так там с консультантом все понятно: и презентации за рубежом иностранный советник по приватизации устраивает, и серьезные компании созывает. Станут ли они реальными участниками конкурса, это, конечно, пока вопрос. Но то, что о намерениях они заявили и условия им предложили относительно четкие — это факт. А с ЗАлКом роль иностранного консультанта неясна. Ну кого он привлек к участию в тендере из тех претендентов, кто и сам бы не пришел? Как выразился один весьма осведомленный в нюансах описываемой истории человек, даже если ночью и шепотом при закрытых дверях в ФГИ шепнули бы, что намерены продать акции Запорожского алюминиевого комбината, все участники этого тендера и так бы через минуту стояли в очередь с заявками… Впрочем, по сравнению со всем вышесказанным это детали.

Тем более, что на решающем этапе затянувшегося тендера не обошлось без Высшего арбитражного суда Украины. Без них — никак, никак не мог добиться второй претендент на акции ЗАлКа — а это именно «АвтоВАЗ-Инвест», чтобы уже было определившегося победителя (ВТФ «КРАЗ») придержать. А арбитр подсобил — притормозил. А когда разберутся, глядишь, тендер к тому времени и закончится… Во всяком случае, еще на днях картина выглядела именно так.