Начало последней декады ноября 2004 года на Львовщине ассоциировалось с концом второй декады августа 1991 года. Как и тогда, народ вместе с представительскими органами местного самоуправления единодушно выступил против режима. Если говорить о действиях местных советов в этом веке, то первой революционному порыву поддалась Львовская городская рада: 22 ноября она признала Ющенко законно избранным президентом Украины и выразила готовность выполнять его указы и распоряжения. Затем — 23 ноября — последовала совместная сессия львовских городской и областной сессий с аналогичным решением. Примеру этих двух рад последовали все районные рады Львовщины и некоторые городские рады в других регионах страны. Однако дальше всех пошла Львовская областная рада — 24 ноября она выразила недоверие главе облгосадминистрации и его замам и возродила областной исполнительный комитет. Планировалось создать полноценные органы исполнительной власти, подконтрольные областной раде, которые бы фактически заменили собой действующую ОГА.
В прошлую же среду областные депутаты назначили главой вновь образованного исполкома Петра Олийныка, народного депутата и главу львовского избирательного штаба Виктора Ющенко. В этот же день «были отстранены от служебных обязанностей руководители УМВДУ, ГНА и налоговой милиции в Львовской области, Западной региональной таможни, объединения «Львівліс» и областного Управления пассажирского транспорта». Сразу были назначены лояльные к воле народа исполняющие обязанности руководителей в некоторых из перечисленных органов. Остальных и. о. запланировали назначить позже. Руководители облрады и облисполкома при поддержке массы демонстрантов двинулись в направлении главных офисов УМВДУ и ГНА в Львовской области с целью заменить руководителей этих служб («за грубые нарушения законодательства перед вторым туром голосования») новыми людьми. Но в указанных учреждениях к передаче полномочий никто не был готов. В течение нескольких дней головные управления милиции и налоговой находились в осаде митингующих. Осаждаемые не сдались. В прошлый четверг Олийнык подписал распоряжение о создании в области отрядов самообороны.
Ныне переформатирование власти на украинском западе вызвало неожиданную реакцию на украинском востоке. Восток Украины ответил парадом сепаратизма. Собственно, с нашей точки зрения, разговоры об автономизации Донецкой, Луганской и Харьковской областей в значительной степени стали возможными благодаря пацифистской генеральной линии, в фарватере которой удерживались демонстранты в Киеве. Власть, поначалу зеленая от растерянности, в отсутствие силового давления «отямилася» и запустила сценарий дезинтеграции Украины. Если бы в стане оппозиции возобладали радикальные революционные настроения и если бы на сторону народа встал какой-нибудь полк бронетехники, об отмене «львовских решений», скорее всего, никто бы и не заикнулся. Как бы то ни было, Ющенко с окружением пошли на переговорный процесс, в результате чего возникла необходимость действовать как бы в рамках законности и схиднякам, и захиднякам. «Суверенитеты восточных областей» стали предметом обмена на решения органов местного самоуправления западных областей и, прежде всего, львовской облрады в той части, которая касается создания облисполкома. 27 ноября появилось соответствующее постановление Верховной Рады, которое призвало местные рады отказаться от ряда решений, принятых в экстремальной ситуации после второго тура выборов.
П.Олийнык вынужден был сделать заявление: «В ситуации, которая сложилась в Львовской области на данном этапе, можно считать, что исполнительный комитет областной рады реализовал возложенные на него политические функции временного исполнения обязанностей облгосадминистрации». П.Олийнык счел, что в связи со стабилизацией ситуации на Львовщине отпадает потребность создавать подобные исполкомы в районах и в области в целом, «поскольку сегодня органы исполнительной власти в целом способны полноценно и легитимно выполнять свои функции в пределах Конституции и законов Украины». Под легитимностью самоустранившийся от полномочий главы облисполкома П.Олийнык имел в виду то, что главы районных госадминистраций области и глава ОГА «выразили готовность встать на сторону народа». Позже эти слова подтвердились. 27 ноября все главы РГА поддержали волю большинства населения, решения районных и областной рад. А губернатор первого декабря написал в соответствующие столичные ведомства письма, которыми ретранслировал пожелание областной рады выразить недоверие ряду областных руководителей (начальнику львовской областной милиции, главному в области налоговику, начальнику Западной региональной таможни, руководителям ГП «Львовское областное автотранспортное предприятие» и ГЛХО «Львівліс»).
Вместо облисполкома был создан «высший политический орган на Львовщине» — Комитет национального спасения. Новое образование призвано осуществлять общую координацию политических и общественных организаций, которые поддерживают Виктора Ющенко. Этот комитет создал свои комиссии и свой… исполком. Руководителем исполкома КНС и комитета в целом стал все тот же П. Олийнык. Первым своим распоряжением он среди прочего рекомендовал областной и районным радам до 3 декабря провести сессии и отменить предварительно принятые решения, которые противоречат Конституции Украины и действующему законодательству.
Областная сессия согласовывать свои предварительные решения с действующим законодательством и упоминаемым постановлением Верховной Рады собралась уже 2 декабря. Полностью выполнить пожелания КНС и ВРУ областной депутатский корпус не смог. Было проголосовано приостановить решения Львовской областной рады, касающиеся создания исполкома и назначения новых руководителей на место отстраненных в перечисленных выше областных структурах.
Формулировка «приостановить» обосновывалась тем, что ни в Киеве, ни на востоке ситуация в позитивную сторону существенно не изменилась.
Областные и районные рады имеют право создавать свои исполнительные органы либо делегировать их полномочия соответствующим государственным администрациям. Так, в минувший четверг облрада делегировала свои 29 полномочий ОГА, важнейшим из которых является формирование бюджета. Нужную аргументацию в пользу исполкомов при радах, как настаивает руководство облрады, можно найти в Конституции (статьи 7, 38, и 140) и в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» (статьи 10 и 43). Другое дело, что облрада, ведомая революционными настроениями, не совсем корректно, с точки зрения юриспруденции, попыталась ликвидировать в области президентскую вертикаль. Хотя на последнем сессионном заседании отмечалось, что без этого поступка не удалось бы остановить уже готовившиеся насильственные действия власти. Со временем адепты демократизации не исключают возможности вернуться к созданию исполкомов. Этот институт может стать обязательным после проведения административной реформы.