UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не майтесь маем

Обещание досрочно распустить Верховную Раду претенденты на президентский пост давали весьма охотно...

Автор: Сергей Рахманин

Ну, не могут наши люди без выборов! Еще эти не завершились, а достойные державные мужи уже грезят о новых избирательных соревнованиях. Избиратели могут только позавидовать избранникам, демонстрирующим столь редкую в наше время уверенность в завтрашнем дне.

Обещание досрочно распустить Верховную Раду претенденты на президентский пост давали весьма охотно. Понятно, что Сергею Тигипко, Арсению Яценюку либо Виктору Ющенко подобная дерзость в отношении законодательного собрания ничего не стоила. С таким же успехом они могли угрожать разгоном польскому сейму или израильскому кнессету. А вот Виктор Янукович — статья особая. Этому до вожделенной порфиры — шаг. Знакомец-депутат на днях съязвил: «Тимошенко ведет себя как без пяти минут президент. Янукович держит себя так, словно он уже пять дней как президент».

Спору нет, внушительная фора, полученная в первом туре, дозволяет лидеру ПР глядеть в грядущее с изрядной долей оптимизма. Посему вождь сине-белого братства без ложной скромности делится своими планами с широкой общественностью. Позавчера Янукович раздал целый ворох разнообразных обещаний. В частности, анонсировал скорое появление президентского (то бишь своего) указа о реставрации дома-музея «прекрасного поэта, великого поэта Антона Павловича Чехова». А еще предостерег: «если этот парламент не будет работать эффективно», уже в мае 2010 года населению предстоит избрать другой, эффективный парламент.

Столь велегласное заявление позволяет предположить, что почтенный Виктор Федорович не читал не только «Каштанку», но и Конституцию. Ибо нет никакой возможности соблюсти все требуемые Основным Законом процедуры и при этом уложиться до конца весны.

А поверить в то, что Янукович сими процедурами пренебрегнет, мы решительно отказываемся. Нет, не может снизойти до брутального беспредела человек, столь отважно критиковавший Ющенко за систематическое глумление над Конституцией и столь убедительно обещавший восстановить торжество законности.

Прежде чем обратиться к занудному крючкотворству, порассуждаем, кому какой прок от досрочных выборов. Легко пояснить живейший интерес, проявляемый к подобному мероприятию Сергеем Тигипко, Арсением Яценюком или Виктором Ющенко. Первые двое имеют желание и возможность обзавестись собственными фракциями. Неравнодушен к этой теме и милейший Виктор Андреевич. Ибо лишь в парламенте он способен обрести не токмо надежды на продолжение политической карьеры, но и необходимые гарантии безопасности. Разве кто-то сомневается, что сдающий дела насельник Банковой совсем не прочь обзавестись депутатской неприкосновенностью? Той самой неприкосновенностью, с коей он героически сражался всю каденцию...

Переходим к более сложным материям. К чему досрочные выборы Януковичу или Тимошенко? Рассматривать их резоны необходимо, но избежать изъянов в рассуждениях не получится. Слишком много различных «но» и «если».

Естественно, что любой президент стремится получить контроль над парламентом или хотя бы поддержку депутатского большинства. Без этого его законодательные и кадровые инициативы практически обречены. Кто бы не пришел к финишу первым, как минимум на 226—230 голосов в Раде и на «свое» правительство он вправе рассчитывать. Но ситуативное большинство — суть вещь недолговечная. А, главное, дорогая. Но и выборы, впрочем, тоже удовольствие не из дешевых. Опять же риск.

И все же Януковичу затея с досрочной кампанией пока что нравится. Во-первых, он убежден, что победа на президентских выборах позволит ему добиться неминуемого триумфа и на парламентских. И что численность фракции Партии Регионов в Раде VII созыва будет ощутимо больше, чем численность ячейки ПР в ВР VI созыва. А это даст возможность с меньшей затратой усилий создать ручное большинство и сформировать послушное правительство. Во-вторых, у вождя регионалов давно чешутся руки произвести чистку рядов. Он жаждет видеть во фракции побольше собственных наперсников и поменьше конфидентов Ахметова. Кормчий бело-голубых уверен, что ожидаемое президентство дарует ему такое право. А внеочередная кампания — повод.

В случае проигрыша (о котором Янукович не хочет даже думать, но который все же не исключен) досрочная парламентская кампания также может оказаться на руку. Отдельные лица уверены: даже после поражения своего лидера в президентской гонке ПР на внеочередных выборах в Раду наберет больше, чем в 2007-м. И больше, чем БЮТ. Особенно, если с кризисом при президенте Тимошенко будут бороться столь же «эффективно», как при Тимошенко-премьере.

Юлия Владимировна к идее внеплановых выборов в высший законодательный орган относится куда прохладнее. Иногда на такую возможность она намекала, но чаще предпочитает говорить о своем неприятии подобного сценария. Понять ее можно. Какая-никакая, но коалиция у нее уже есть. К тому же, юридически оформленная. И укрепить ее (в случае победы) куда проще, чем создавать новую. Ежели Юлия Владимировна одержит викторию, многие строптивые персонажи окажутся сговорчивыми. Хотя, поговаривают, действующий премьер, как и ее главный оппонент, также подумывает о санации окружения. Список нерадивых и вороватых выглядит длиннее, чем казалось. Выборы в Раду — замечательная возможность избавиться от одиозных, надоевших и не оправдавших. Но появится ли такая вероятность? Если Тимошенко станет президентом, досрочная парламентская кампания станет для нее худшим из зол. В случае поражения она утратит рычаги влияния на процесс.

Впрочем, все описанное — вещи, скорее, умозрительные. Перейдем к законодательным реалиям.

Перечень условий, позволяющих огласить приговор парламенту, приведен в 90-й статье Конституции. Их три. Было еще четвертое. Скажем так, не вполне конституционное. Именно его использовали для проведения досрочных выборов в 2007-м. 82-я статья Основного Закона определяет: ВР считается полномочной при условии избрания не менее 2/3 от ее конституционного состава. Эта норма была изобретена в 1996-м, когда еще существовали мажоритарные округа, и имелся риск недоизбрания значительной части нардепов. При жесткой пропорциональной модели такая возможность исключена, однако соответствующего конституционного положения никто не отменил. Предохранитель превратился в спусковой крючок. Критическая масса депутатов добровольно сложила полномочия, законодательное собрание стало неполномочным, и путь к внеочередной кампании оказался открытым. После этого ошибку исправили: законодательство уточнили, и отныне массовое сложение мандатов легитимности Рады уже не угрожает.

Итак, вариант первый. Первый пункт 90-й статьи позволяет президенту распустить парламент в том случае, если в течение месяца не сформирована коалиция депутатских фракций. Досрочные выборы, согласно 77-й статье Конституции, «проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады». Юристы долго спорили о том, как следует понимать словосочетание «в период шестидесяти дней». Через шестьдесят дней? Или не позднее чем через шестьдесят дней? Конец спорам положила окончательная редакция профильного закона. В нем кампания расписана едва ли не по дням и рассчитана на два месяца. Даже если кому-то захочется ускорить процесс, сделать это уже не получится.

Чтобы выборы состоялись в конце мая (как того хочет Янукович), необходимо, чтобы кампания началась в конце марта. Дабы она началась в конце марта, необходимо, чтобы коалиция развалилась в конце января и не была создана до конца февраля. Январь уже истек, коалиция (по крайне мере, на бумаге) существует.

Но даже если бы большинство уже распалось, вряд ли это что-либо изменило. ЦИК пообещал подвести итоги выборов 17 февраля. В том, что предстоят судебные разбирательства, никто не сомневается. Следовательно, обнародование результатов будет отложено. На какой срок — неизвестно. То есть новый президент не успел бы распустить Раду в те сроки, которые позволили бы провести выборы в мае. А действующий глава государства лишен права досрочно прекращать полномочия парламента. Упомянутая 90-я статья воспрещает ему совершать подобное в последние полгода беззаветного служения народу Украины.

Однако и это не все. Порядок распада коалиции описан в регламенте — и более нигде. Регламент неконституционен с конца 2009-го. Допустим, нардепы примут временный регламент либо постановление о порядке прекращения коалиции. На это потребуется время. Сколько — никто не знает. Не забывайте, в этом парламенте накопилось критическое число тех, у кого не много шансов попасть в следующую Раду. Они есть во всех фракциях, и они будут препятствовать любой попытке укоротить их депутатский век.

Владимира Литвина конфуз в первом туре президентских выборов сделал беспощадным врагом досрочной парламентской кампании. А спикер — это серьезно.

О прекращении деятельности коалиции должен официально объявить председательствующий на сессии. Затем (не позднее чем через четыре дня) в «Голосе Украины» должна выйти соответствующая публикация. День выхода газеты и считается датой кончины депутатского большинства. Практика показывает, что между решением о распаде коалиции и официальным обнародованием этой печальной вести может оказаться дистанция огромного размера. Спикер может и не торопиться, как это делал, к примеру, Яценюк. Арсений Петрович, правда, тянул недолго. Владимир Михайлович способен тянуть много дольше. Отложить момент публикации решения в парламентском издании тоже возможно (такие случаи бывали). Ну, и, наконец, для того чтобы председательствующий обнародовал некролог коалиции, необходимо, чтобы было на чем председательствовать. Какие недели в этом году будут пленарными, а какие — нет, еще только предстоит определить.

Дальше продолжать? Не нужно?

Тогда переходим ко второму варианту.

Он несколько перспективнее. Согласно 2 пункту 90-й статьи Конституции полномочия парламента прекращаются досрочно, если в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета не сформировано новое правительство.

226 голосов за недоверие правительству — и дело в шапке. Но до завершения выборов этого не случится. Думается, обосновывать сие утверждение нет особой нужды. А когда завершатся выборы — одному Богу ведомо (см. выше). Не забывайте, что присягу новый президент должен принять в течение месяца после официального оглашения итогов выборов. Помните и о том, что инаугурация должна пройти на заседании Рады. Которое при желании можно сорвать. И не раз. Но, допустим, случится чудо, и новый президент вступит в права не позже конца февраля. И сразу же оперативно отправят в отставку Кабинет Тимошенко. Допустим, что за два месяца не будет сформировано правительство. (Что тоже маловероятно, особенно в случае победы Януковича — на кой черт ему два месяца сосуществовать с Кабинетом Юлии Владимировны). Получается — конец апреля. А выборы должны пройти в конце мая. А на кампанию законом отведено два месяца. Не складывается? То-то.

И остается вариант №3. Совсем дохлый. Согласно ему (пункт №3, статья 90-ая) президент вправе распустить ВР, если в течение тридцати дней одной сессии не могут начаться пленарные заседания. Практически все опрошенные мною депутаты и политики были единодушны: выполнить подобное условие возможно только теоретически. Заблокировать Раду на месяц сегодня не под силу никому. Изыскать возможность хотя бы на минуту открыть сессию Литвину под силу. Тем более что в нынешней Раде всегда отыщется 226 граждан с отлично развитым инстинктом самосохранения. Тем более что до инаугурации нового президента никто никаких телодвижений делать не будет. А когда случится инаугурация? Кто знает? Нет ответа.

Одним словом, провести внеочередные парламентские выборы 30 мая на законных основаниях практически невозможно. Провести позже, скажем, осенью, более реально. Но все равно затруднительно. Придется преодолевать сопротивление множества депутатов, не желающих за здорово живешь расставаться с мандатами. Упорство олигархов, которым надоело платить и которые жаждут поскорее отбить уже потраченное. Страх партийных вождей, которые устали рисковать.

Существует масса иных факторов, способных повлиять на процесс. Например, Кабмин может отказаться выделять средства (именно это приговорило вторые досрочные выборы имени Ющенко). Кстати, напомню, что бюджета у нас нет, и деньги на такие выборы можно изыскать разве что теоретически. А, главное, зачем?

Любой из описанных нами вариантов означает, что примерно на полгода и без того искалеченная система власти будет попросту парализована. Если решение о досрочных выборах ВР будет в этом году все-таки принято, то о плодотворном сотрудничестве нового президента с обреченным парламентом и приговоренным правительством не может быть и речи. Какой трезвомыслящий президент в нынешней, мягко говоря, скверной ситуации пойдет на это? Ждать выборов. Потом ждать подведения итогов. Судов-пересудов. А если, не дай Бог, получишь не то, что ожидал? Новая коалициада-спикериада — месяц. Формирование правительства — еще месяц. Вот тебе и Новый год. А за окном — тьма египетская и скрежет зубовный. Скажем так, обскурация, чтобы не произносить вслух слово, о котором вы подумали. Да такого президента, потратившего год на игры — с Банковой, просто вынесут. А он там только обжился.

Потому наиболее вероятный сценарий развития событий: отставка правительства сразу после избрания нового президента. Если победит Янукович, 226 голосов за снятие Тимошенко он как-нибудь изыщет. И 226 — за новый Кабинет, думаю, тоже. Самое смешное, что парламентская коалиция при этом может оставаться прежней, с БЮТ во главе. Вот такие вот политико-правовые причуды. Главное, как голосуют, а не куда входят.

Если победит Тимошенко, то она должна сложить полномочия премьера, так как, по Конституции, одновременно руководить страной и правительством нельзя. А если Юлия Владимировна уходит с поста руководителя КМ, то (по той же Конституции) уходит в отставку и весь прежний Кабинет. Кто окажется в новом? Ну, это как договорятся.

А что дальше? Увидим. Ясно одно: вести речь о досрочных выборах в этой стране не перестанут никогда. Ну, не могут наши люди без выборов!