UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не корысти ради — токмо для выполнения предвыборных обещаний

Еще недели две назад политики если и вспоминали о необходимости принятия бюджета на следующий год, то где-то между спорами о сбоях в системе «Рада» и предстоящей дележкой парламентских комитетов...

Автор: Наталия Яценко

Еще недели две назад политики если и вспоминали о необходимости принятия бюджета на следующий год, то где-то между спорами о сбоях в системе «Рада» и предстоящей дележкой парламентских комитетов. Но в последнюю неделю года все резко активизировались и мобилизовались. Стартовал «бюджетный процесс №2» лихо. Семь дней пересмотра бюджетного проекта в Минфине под руководством министра Виктора Пинзеника, обсуждение на Кабмине в среду, представление в Верховной Раде на вечернем заседании в четверг…

Ожидалось, что в тот же день бюджетный проект будет принят в первом чтении. Но уже по тому, как затягивалось совещание руководителей фракций, созванное перед итоговым голосованием, стало очевидно: бюджетного блицкрига не будет. По крайней мере, в четверг. Так и случилось. И первое, и второе чтение, и принятие закона в целом перенесли на вечернее заседание в пятницу. Что сильно расстроило министра финансов: была ведь политическая договоренность о принятии бюджета до Нового года…

В отличие от меня, читатель уже знает, чем все закончилось в пятницу. Но наверняка не знает многих замечательных деталей самого бюджетного проекта. Кото­рый и не бюджетный в полном смысле этого слова, потому что очень далеко выходит за рамки расходов, доходов, дефицита, а также взаимоотношений центра и регионов. Достаточно сказать, что за пять дней до наступления нового года этим документом делается попытка внести изменения в 101(!) закон. Измене­ния самые разные — от косметических до кардинальных, от лоббистских до откровенно аморальных…

«Хороший тон» для всех украинских правительств — пытаться подкорректировать бюджетным законом налоговое законодательство. Хотя, как известно, это делать строжайшим образом запрещено — как законом о налоговой системе, так и Бюджетным кодексом. Попытка изменить налоговое поле «под елочку» делается и в этом году. Но изыски на излюбленную тему «обычной цены» просто блекнут на фоне ошеломляющих новаций по части земельных отношений.

Во-первых, правительство Ю.Тимо­шенко вознамерилось внести изменения в Земельный кодекс с тем, чтобы с 2008 года ввести куплю-продажу земель сельхозназначения. А также продажу несельско­хозяйственных земель (и государственной, и коммунальной формы собственности) исключительно на аукционах.

Во-вторых, изменения вносятся и в закон о приватизации государственных предприятий. С нового года вроде бы грядет продажа приватизируемых объектов вместе с земельными участками, причем приватизацией участков будет ведать именно приватизационное ведомство, а не земельное. Попутно вводится обязательная экспертная денежная оценка участков, хотя, как показывает опыт, никакие экспертные «заморочки» в нашей стране не спасают от коррупции и земельного беспредела (см. публикацию В.Чопенко в сегодняшнем номере «ЗН» на стр. 1—8).

Приватизация — одна из важнейших «фишек» нового правительства. Именно здесь можно найти (или дорисовать) не достающие бюджету деньги. Только по линии Фонда госимущества от приватизации хотят получить 8,6 млрд. грн. по плану и еще 12 млрд. грн. сверх плана, так как эти 12 млрд. (нигде в бюджете не фигурирующие) должны пойти на погашение долгов по обесцененным вкладам.

Во что на поверку выльется для страны это громкое предвыборное обещание, спрогнозировать пока трудно. Согласно закону 1996 года и объемам проведенных в прежние годы выплат, на сегодняшний день некомпенсированными остаются порядка 120 млрд. грн. Поскольку Юлия Владимировна перед выборами обещала вернуть деньги бывшим «союзным» вкладчикам за два года и до сих пор очень горда своей «сногсшибательной» инициативой, можно было бы предположить, что в бюджете-2008 на эти цели заложат 60 млрд. грн. Математически правильно (120:2=60), хотя с учетом неизбежной инфляции — по-житейски страшно.

Однако мудрое правительство Тимошенко придумало, как оградить страну от ужасов. Да, неприятности возникнуть могут, но по мелочам — так, типа давки в стариковской очереди под офисом Ощадбанка. Как следует из главной сметы страны, реальных денег (по общему фонду) выделяется всего 6 млрд. грн. Так что, с одной стороны, вернут не всем (впрочем, очень многие, уйдя в мир иной, уже физически не смогут прибыть на начинающуюся с 8 января 2008 года перерегистрацию в Ощадбанк, а без перерегистрации мы — «букашки»), с другой — не всю сумму. Под вопросом индексация вкладов — эту норму закона 1996 года правительство предлагает парламенту отменить. Да и возвращать в будущем году планируют из расчета не более 1 тыс. грн. и по одной сберкнижке на вкладчика.

Еще 2 млрд. грн. правительство намерено компенсировать путем традиционного уже зачета по коммунальным долгам. А из 12 млрд. грн. приватизационных денег обещает оплачивать по безналу приобретение дорогих товаров и даже жилья(!). Но я бы не торопилась уповать на щедрость. Будут ли эти 12 млрд.? Судя по выступлению в прямом эфире телевидения в четверг, премьер не определилась не только с перспективами продажи «Укртелекома» с Одесским припортовым — даже с кандидатурой будущего главы Фонда госимущества пока неясно. А на продажах механических заводиков районного значения и остатков автопредприятий 20,6 млрд. грн. не наскребешь…

Вообще-то самое время повиниться: граждане, вернем, но, может, лет за пять. Но мы же знаем бескомпромиссную Юлию Владимировну! Она ни за что не отступится от экзотических планов, а их прогнозируемую неудачу будет объяснять то ли заговором оппозиции, то ли кознями монополистов… Впрочем, кто сказал, что возврат 6 млрд. грн. за год — такая уж неудача?

Здесь самое время сказать, что правительство твердо намерено сдержать и второе свое обещание — отменить депутатские и чиновничьи льготы. В закон о статусе народного депутата Украины внесены ограничения максимального размера пенсий (10 тыс. грн.); из текста изъяты, в частности, норма о сохранении зарплаты нардепа в течение двух лет в случае… учебы или переквалификации, а также половинной зарплаты действующего нардепа (с учетом всех доплат и надбавок) в случае «невозможности» трудоустроиться после прекращения депутатских полномочий. Предлагается отменить назойливые нормы о бесплатном медицинском обслуживании, о бесплатном пользовании залом для приема делегаций, а также — вероятно за компанию — статью о праве народного депутата на первоочередное поселение в отдельный номер гостиницы во всех населенных пунктах Украины.

Итак, борьба со льготами начинается нешуточная. Тем более что Конституционный суд запретил такую привычную для наших кабминовцев практику, как приостановка ряда законов очередным законом о госбюджете. Правительство Януковича в сентябре с.г. поступило не мудрствуя лукаво: действие «льготных» статей не приостанавливали, но и денег на их финансирование не выделялось. Правительство Тимошенко попыталось поступить честнее, предложив развернутую программу сокращения льгот.

Честнее-то честнее, но, по правде говоря, получилось, как всегда. Впопыхах разработчики бюджета практически под одну гребенку подстригли и судей, и работников Антимонопольного комитета, и… инвалидов войны с бывшими узниками гетто и концлагерей. Не подумав, что льготы по своей сущности в Украине разные. И если прокурор или пожарный получают их как определенный бонус к плате за специфическую работу, не более того, то льгота ветерана или инвалида войны — это свидетельство его особых, непреходящих заслуг перед Родиной. Урезать эти ветеранские льготы — все равно что подвергнуть сомнению тот неоспоримый факт, что данный пожилой человек в 1945-м Берлин брал или Прагу освобождал.

Запомните, пожалуйста, цифру — 830 грн. Именно столько с 1 января будущего года составит «среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека, дающий право на налоговую социальную льготу». Определяется он как размер прожиточного минимума для работоспособного человека (592 грн.), умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до ближайших 10 грн. Похоже, именно 830 грн. подбросят к нынешним проблемам на социальном фронте новые и усилят социальную напряженность.

Правительство Тимошенко решило разделить всех реципиентов социальной помощи на две группы — «богатых» и «бедных», и водоразделом станут именно 830 грн. на человека. И еще полбеды, что полстраны будет бегать, высунув язык, будет собирать справки и всячески занижать свои доходы, по возможности выводя их в тень. Почему мы вспомнили об участниках боевых действий? Если доход на каждую душу в их семье составляет 830 грн., умноженных на коэффициент 1,2, они лишаются некоторых очень существенных льгот, предусмотренных законом о статусе ветеранов и гарантиях их социальной защиты. Таких, как 75-про­центная скидка в оплате жилья, коммунальных услуг, топлива, в том числе жидкого, и бесплатного проезда в транспорте, в том числе железнодорожном и авиационном.

Для инвалидов войны установлен коэффициент 1,5, для «обыкновенных» участников войны — 1,1 и т.д.

Отменяется фиксированный размер выплат ко Дню победы. Отныне размер этих выплат будет зависеть от доброй воли Кабинета министров. Хорошо, хоть не сам факт выплат…

Еще жестче предлагает правительство обойтись с малолетними узниками концлагерей и гетто. Если инвалиды первой группы из их числа, согласно ныне действующему закону, могли рассчитывать на пенсию или пожизненное содержание, увеличенное на 400% минимальной пенсии по возрасту, второй группы — на 350% и т.д., то от щедрот Юлии Владимировны сотоварищи эти категории отнюдь не молодых и отнюдь не преуспевающих людей теперь будут получать пенсии, повышенные соответственно на 50 и 40%. Прочувствуйте, как говорится, разницу. И все это — на фоне широко рекламируемой заботы о детях войны (в общей сложности 3,7 млрд.), которые и помоложе узников гетто, и настрадались, наверное, не так…

Аморально издеваться над пожилыми людьми. Издеваться над очень заслуженными пожилыми — аморально вдвойне. Мы из одного с Юлией Владимировной поколения, и мне трудно понять, отчего же такая разная шкала ценностей. Неужели все человеческое на корню уничтожается «точкой сидения»?

Льготная проблема муссируется в Украине уже более десяти лет, и сегодня все еще далека от продуманного, всесторонне обоснованного решения. Самым лучшим подходом было бы льготную истерию (в нынешнем году — по поводу помощи на рождение ребенка) не нагнетать. Но это пожелание можно адресовать только мудрым политикам. Их есть у нас?