Ох, как уже хочется новых выборов! Любых. Хоть локальных. Чтоб понять, с какой быстротой мы падаем, как там глубоко и есть ли жизнь после падения вследствие подлой кражи крышки от канализационного люка, который некому было закрыть после выборов предыдущих? И, главное, понимает ли президент Янукович, что мы летим туда вместе?
Кажется, не понимает. И причин тому много, но, думается, он и его команды (или команды вокруг него) все никак не отойдут от состояния борьбы и жажды реванша, необходимости «защитить победу». Отсюда окапывание власти во весь конституционный рост, выставление правоохранительных дотов по периметру, введение комендантского часа с ограничением свобод и выдача лояльному мирному населению аусвайсов в виде партбилетов партии власти. Но ведь в таком случае Его страна — это только территория от внутренней линии колючей проволоки, то есть имеет четкие границы, которые имела Его автобаза, Его область…
Страх — главное состояние, в котором пребывают сегодня граждане независимо от близости к линии политического фронта. Пенсионеры и малоимущие с ужасом ожидают очередного повышения тарифов, предприниматели — принятия Налогового кодекса, политики и аффилированный с ними бизнес — репрессий, а в массе — «как бы чего не вышло». То есть зависимость от действий власти — тотальная, способность к сопротивлению — минимальная.
Поддержание страха — главное средство власти, и чем дальше в лес, тем больше подозрительности и карательных отрядов, тем меньше усилий сохранить лицо и не выдать собственный страх, а оттого — карикатурнее имитация демократии. Маленькая картинка для иллюстрации из южнобережного Крыма. Казалось бы, автономия, можно сказать, бело-голубой регион, где власть регионалов не просто укоренилась — плодоносит. К тому же закон, позволяющий сформировать избиркомы только из «своих». Но на старте избирательной кампании из Донбасса на ЮБК срочно переселяют контингент доверенных товарищей, прописывают (по семь человек — по одному адресу!) и формируют из них избиркомы. Сколько таких внутренних иммигрантов среди членов комиссий — точно не известно. Народный депутат Леонид Грач заявляет, что на территории Большой Ялты приданные силы из Донбасса насчитывают около семи сотен. Эти неместные, судя по всему, уедут, но двое наверняка останутся. На должности мэров южнобережных поселков претендуют замглавы Голосеевской РГА (почти местный — у него в Алупке дача) и нынешний начальник Ялтинского водоканала (об этом макеевском кадре в столичных эфирах много рассказывал нардеп А.Сенченко, упрекая регионалов в назначении на должности людей с судимостями). На остальные прибрежные золотоносные территории от партии власти выдвинуты в основном нынешние местные депутаты. Поэтому избирательная (выборочная и под выборы) «посадка» действующих мэров под лозунгом борьбы с земельным беспределом выглядит особо весело для избирателей: мэры обвиняются в том, что подписывали решения, которые принимались при солидарном голосовании депутатов, в том числе и тех, кто идет в «новую» власть от партии власти. Пример: в Ливадийском поссовете, поднаторевшем на схеме вывода земель совхоза-завода под застройку и откусывания участков от заповедника, фракция регионалов во главе с нынешним претендентом на должность мэра составляет две трети депкорпуса. Но сидит только Мамыкин! И многим хватило уже и этого — на кресло мэра претендуют в Ливадии всего два человека. А кто из кандидатов в ливадийские депутаты не понял, еще долго будет приходить в себя. К слову, два самовыдвидженца только за два дня до голосования случайно узнали, что лишены регистрации неделю и полторы назад, хотя уже после этих дат комиссия регистрировала их агитационные материалы.
День голосования обещает быть очень спокойным — наблюдатели от СНГ не нарадуются. Избиратели будут вести себя весьма сдержанно и не позволят даже лишних телодвижений. Как в банке, где установлены камеры видеонаблюдения. Такое же подспорье для обеспечения «прозрачности процесса» крымские регионалы решили установить на всех участках. В общем, не расслабляйтесь, граждане избиратели: вас снимает партийная камера! Ну, скажите, что еще нужно для нашего человека, чтобы он почувствовал к себе пристальное внимание власти, вернее, того ее органа, который все видит и все слышит?
С другой стороны, судя по всему, уже не существует ничего, что бы заставило власть опасаться нас — граждан, избирателей, налогоплательщиков. Ведь в какой еще стране возможна такая история? Строительная компания, принадлежащая спикеру местного парламента, второму номеру партийного списка партии власти на местных выборах, даже на фоне публичных протестов видных ученых в разгар избирательной гонки не отказывается от планов застройки на территории крупнейшей в стране астрофизической обсерватории. Прямо под и между телескопами, два из которых признаны национальным достоянием страны, затевается строительство элитных многоэтажек, отеля и коттеджей. Эта же компания контролирующими органами называется самым большим должником городского бюджета столицы. Получив завидные участки земли взамен обязательства строительства социального жилья и детского сада, теперь компания считает, что ничего городу не должна и судится с мэрией. А бывший топ-менеджер компании становится кандидатом в мэры от «команды президента страны». И его избирательная кампания (по размаху, рекламе, бюджету, админресурсу) затмевает всех, включая, кажется, и саму партию власти, потому что вся партия местной власти работает на его агитацию. Просто за руку водит — его ж раньше никто не знал в лицо. Теперь оно пришло в каждый дом, подъезд, улицу и даже на крышу. Ужасно интересно, сколько же кандидат задекларирует расходов в финансовом отчете своего избирательного фонда?
Тема денег в эту местную избирательную кампанию достойна отдельного изучения. Помнится, накануне старта повсеместными были прогнозы о ее дешевизне. Причины — кризис, к тому же партии поиздержались на президентских выборах и, главное, большинство партийных касс будут формироваться из местных источников, а там, дескать, суммы на порядки ниже. Прогнозы, если брать суммарные балансы по региону, могут провалиться, поскольку они не учитывали почти тотальную коммерциализацию процесса посредством почти неприкрытой продажи мест в списках и округах. А также прикладной характер некоторых агитакций. Гречка с консервами, конечно, тоже были — как же без них. Но вот соревнование, устроенное в жилых кварталах несколькими политбригадами по строительству и ремонту детских площадок, асфальтированию дорог (это кроме брошенных властями Крыма под укладчик 120 миллионов из субвенции госбюджета!), ремонта крыш и прочей шефской помощи, было затратно. Поражало количество полиграфического гламура — от листовок до брошюр на дорогой бумаге, даже агитация «против» — и та на мелованной, в полноцвете. И в исходных данных — «отпечатано на собственном оборудовании. Тираж — 100 экземпляров».
Простой подсчет количества носителей наружной рекламы с политической агитацией основных участников забега в Симферополе показал, что ее никак не меньше, а в полтора-два раза (в зависимости от вида носителя) больше, чем в президентскую кампанию. То есть, пожелай президент и правительство не на словах, а на деле посредством косвенных признаков установить подпольных Корейко и почистить коррупцию во власти еще на подходе к ней, лучшего времени, чем выборы, найти невозможно. Грязные деньги просто фонтанируют. Нет, те, кто в контрах с властью, каждую копейку через договора проводят. «Джинса» в октябре почти исчезла из полос ведущих крымских газет. Но те, кто играют в подставного дурака, то есть технические проекты и кандидаты, даже не утруждали себя открытием строго предусмотренного законом счета для избирательного фонда! Вознаграждение же за «прокат» таких партий во время формирования комиссий и использования их для оттягивания голосов, по провинциальным меркам, весьма приличное. И не только деньгами — с некоторыми еще на старте рассчитывались должностями.
Кстати, по мнению председателя избиркома Крыма Михаила Малышева, среди 37 партий, участвующих в выборах депутатов ВР АРК, больше половины — технические проекты. В исполнении норм закона в части формирования и использования средств избирательных фондов — сплошное творчество. В том числе и подкрепленное решением суда. Одна из телерадиокомпаний Крыма отказала партии Х в предоставлении эфирного времени на размещение рекламы: у нее не открыт специальный расчетный счет и, соответственно, счет избирательного фонда местной организации партии. Поэтому было предложено заплатить из счета одного из кандидатов в депутаты, что в ТРК посчитали нарушением закона, который ведь четко и не зря регламентирует порядок формирования трех видов избирательных фондов. Но суд решил иначе. И, судя по словам председателя ИК Крыма М.Малышева, такая практика — свободное движение проплат из разных источников — повсеместна: «Да, далеко не все кандидаты в депутаты открыли эти счета. Но существует возможность использовать счет партии, которая открыла его надлежащим образом. Если кандидат, например, участвует в каком-то мероприятии, и речь идет и об агитации за партию, то он не должен оплачивать аренду помещения, зачастую это оплачивается партиями. В том же плакате или листовке не говорится о том, что такой-то кандидат в депутаты от такой-то партии проходит по мажоритарному округу, а он просто зафиксирован на этом плакате как кандидат от такой-то партии вообще. Если принять эту логику, то впору спросить законодателя: зачем он придумал аж три вида избирательных фондов, зачем предусмотрел случай, когда из счета МОП средства могут направляться на счет отдельного кандидата, ею выдвинутого? Думается для того, чтобы движение денег было прозрачным, особенно если учитывать смешанную систему местных выборов. Интересно будет узнать, что по этому поводу скажет ЦИК — обратилась за разъяснениями одна из партий, участвующих в выборах крымского парламента.
Игры же с техническими проектами и технологиями могут сыграть с крымскими выборами злую шутку. Лидер КРО Украинской селянской демократической партии Ю.Мельничук на этой неделе обратился в избирком Крыма и прокуратуру с заявлением о фальсификации списка и его подписей на документах. Интрига в том, что по списку этой партии идут оппозиционные меджлису члены так называемой национальной партии Милли Фирка. Избирком решение об отмене регистрации не принял — передал документы в правоохранительные органы. Если факт подделки документов подтвердится — формально у любого из 36 участников забега в ВР автономии будет возможность оспорить результаты голосования. Практически это вполне может сделать Народный рух Украины, по списку которого идут кандидаты от курултая, рискуя впервые не попасть в парламент автономии. Но жизнь, как мы знаем, шита другими нитками.