UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЦИОНАЛЬНЫЕ УРОКИ АСИММЕТРИЧНЫХ ВЫЗОВОВ

О том, что нападение на США — нечто большее, чем просто тщательно спланированная террористическая атака, уже писали многие аналитики и авторитетные издания...

Автор: Валентин Бадрак

О том, что нападение на США — нечто большее, чем просто тщательно спланированная террористическая атака, уже писали многие аналитики и авторитетные издания. Действительно, столь откровенный вызов единственной супердержаве, военный и технологический отрыв которой бесспорен, является одновременно и вызовом существующей системе безопасности, способным существенно повлиять на современные взгляды на эту систему.

Американские эксперты в области безопасности достаточно давно заговорили об асимметричных вызовах, но их реальные последствия оказались более поражающими для национальной системы безопасности США, чем это представляли до 11 сентября. Ведь террористический акт стал возможен не в результате прорех в системе ПВО или подготовке армии США, а из-за неспособности проведения превентивных мер против терроризма, качественных и непрерывных оперативных мероприятий, отсутствия глобальной системы координации в борьбе против терроризма. И хотя сегодня говорят о том, что спецслужбы многих государств располагали сведениями о готовящихся терактах, то, что случилось, все равно является результатом слабости одного из самых мощных в мире разведсообществ, состоящего из целых тринадцати разведывательных ведомств. Некоторые американские политики прямо заговорили о неспособности американских разведывательных структур обнаружить и остановить террористов, несмотря на тратящиеся на их содержание миллиарды долларов. Так, конгрессмен от республиканцев Дана Рорабахер назвал эти события «наибольшим провалом разведки за всю жизнь» и призвал президента уволить руководителей разведки, которые не справились со своими обязанностями. «Многие из них являются выпускниками привилегированных школ лиги Айви, — сказал конгрессмен, — эти люди неагрессивные, пассивные, они не поддерживают новые идеи. Они слишком много играют в гольф. Тысячи американцев сейчас мертвы из-за того, что наша разведка не справилась со своей работой. Это позор, но хуже всего будет, если виновные в этом не будут притянуты к ответственности и в этих структурах не произойдет изменений».

Но вряд ли стоит полагать, что разведка любой другой страны справилась бы с задачей лучше, чем американская. А учитывая, что самолетные атаки повлияли на внутреннюю жизнь практически всех государств мира, в том числе и на жизнь Украины, уже можно сказать о некоторых последствиях «черного вторника» для нашего государства и появлении (углублении) новых вызовов.

Военно-террористический вызов. Уже на следующий день после террористической атаки украинское правительство одобрило законопроект новой военной доктрины, пробуксовывавший добрых пять лет. Одобрило, несмотря на отсутствие концепции национальной безопасности. Согласно документу, среди основных внешних угроз Украины являются, в том числе, и посягательство на государственный суверенитет, вмешательство во внутренние дела со стороны других государств, а также международный терроризм и незаконное распространение оружия массового поражения.

Однако, решив отказаться от круговой обороны, Киев сегодня не так-то просто сумел бы ответить на некоторые вопросы. Например, как защитить важные объекты с воздуха, если национальная система ПВО способна обеспечить прикрытие в лучшем случае 60% таких объектов?

Похоже, что США после терактов все же займутся корректировкой своей оборонной стратегии и, скорее всего, вместо глобальных проектов, таких, как создание национальной системы противоракетной обороны, будут искать новые способы отвечать на асимметричные вызовы. Теперь супердержаве, не исключено, придется подумать о создании глобального разведывательного сообщества, способного вести оперативно-розыскные мероприятия на всей планете с целью предотвращения атак, подобных той, что произошла 11 сентября. А вместе с этим — и о более тесном сотрудничестве с другими державами.

В том числе и с такими, отношения с которыми оставляют желать лучшего. Например, с Россией и Китаем. Многие государства, в том числе и Украина, уже выступили с инициативами в этой области. Однако реализация этой идеи выглядит более чем сомнительной.

С 1998 г. в Украине имеется Антитеррористический центр, который с 1999 года интегрирован в Антитеррористический центр СНГ. Киев тут даже пошел на роль «младшего брата» (несмотря, например, на отказ в свое время участвовать в субрегиональном объединении Интерпола под началом Москвы). Однако выяснилось, что даже на уровне СНГ существуют различные понимания терроризма. Нет в этом вопросе согласия и в такой организации, как НАТО.

Еще год назад командование Внутренних войск заявило о готовности участвовать и в полицейской бригаде Европы, а также о способности выделить для таких сил около 500 человек. Находясь в Великобритании, на этой неделе заявил о желании направить военного представителя в Европейское командование и министр обороны. Нет сомнения, что и украинские спецслужбы будут стремиться к более тесному сотрудничеству. Но прислушается ли к инициативам Запад?

Политический вызов. Он будет не менее важным. Как ожидается, в недалеком будущем политика США по отношению к таким странам, как Иран, Ирак, Ливия и Северная Корея, станет более жесткой. Не исключено, что против некоторых из них будут продолжены или введены новые национальные санкции США. С связи с этим, скорее всего, усилится давление на государства, которые пытаются активизировать свои контакты с этими партнерами, считающиеся критическими. Естественно, это отразится на Украине — Киеву надо готовиться к новым «бушерским контрактам». Правда, наша страна, как считают многие аналитики, все еще слишком склонна к самоцензуре. Есть уже и свежие примеры — трагедия в США произошла как раз в тот момент, когда в Украине находилась достаточно представительная ливийская делегация. Однако запланированная встреча министра обороны Украины с представителями Ливии так и не произошла. А, по оценкам экспертов, сотрудничество с Триполи только в гражданской сфере может приносить не менее 300 млн. долл. ежегодно. Почти столько же может дать и украинско-ливийское ВТС. Не может решиться Киев развивать и торговые отношения, например, с Ираком или Тайванем. Последний, как уже просчитали в Украине, может не только покупать украинскую продукцию, но и вложить деньги. Однако в силу весомости «советов» других партнеров Киев отмалчивается, несмотря, скажем, на то, что те же Россия и Беларусь имеют в Тайване торговые представительства, и от этого отношение к ним Пекина не ухудшилось.

Миграционный вызов. Многие считают: если после терактов Европа ужесточит режим на восточной границе, Украина столкнется с более чем ощутимой проблемой нелегальной миграции. Однако в Госкомгранице с такими утверждениями категорически не согласны. Руководитель пресс-службы этого ведомства Анатолий Самарченко утверждает, что в течение последних двух лет украинским пограничникам удалось значительно снизить количество прибывающих в страну нелегальных мигрантов. Если раньше в год задерживалось 10—15 тыс. «нелегалов», то в 2000 г. — около 5 тыс., а в текущем — около 3 тыс.

А.Самарченко связывает это со значительным усилением украинско-российской границы, поскольку именно со стороны РФ в Украину попадали «нелегалы» из государств Юго-Восточной Азии и Африки. Теперь на восточной границе Украины постоянно несут службу 60 дополнительных подразделений, часть из которых была в свое время переброшена с западной границы. Госкомграница начала активно сотрудничать с вузами, турфирмами и авиакомпаниями, поскольку именно легальным путем попадало на территорию Украины около 70% всех задерживаемых мигрантов. Запад понимает, какую угрозу таит в себе «украинский транзит», поэтому наиболее благополучные государства осознали необходимость вкладывать деньги в укрепление наших границ. Значительную техническую помощь в оснащении границы современным оборудованием уже оказывает МВД Германии (в ФРГ пограничники находятся в составе МВД) — с весны началось укрепление восточного участка границы, что обойдется Германии в 3 млн. марок.