UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ, ХОТЯ ОНО И ЛЕВОЕ

Вялотекущему политическому процессу в Украине положен конец. Встряхивая ситуацию, 17 февраля с три...

Автор: Владимир Кацман

Вялотекущему политическому процессу в Украине положен конец. Встряхивая ситуацию, 17 февраля с трибуны

3-й Всеукраинской конференции социалистов лидер СПУ и председатель Верховного Совета Александр Александрович Мороз произнес то, что жаждал услышать от него тысячный зал Украинского дома, до последнего приставного стульчика в двадцатом ряду заполненный сторонниками всевластия трудящихся. Товарищ Мороз бросал в зал очень резкие определения: «антинародная политика правящей верхушки», «финансово-банковская кредитная политика власти уничтожила отечественное производство», «государственная власть осуществляется в личных, антисоциальных интересах незначительной группы людей», «характер государственной власти в Украине в последнее время приобретает признаки авторитарно-президентского режима», «направление развития Украины - реакционно-бюрократическое , по пути становления мафиозно-криминального капитализма», «Леонид Кучма и его окружение направили усилия на активное разрушение государственного сектора экономики», «откровенное давление, угрозы и шантаж со стороны Президента и его окружения на парламент, подконтрольность им средств массовой информации», «Конституционное соглашение - антидемократический акт... его подписание председателем Верховного Совета при одновременном отклонении фракцией социалистов оказалось тактически правильным шагом».

Это был вызов, подхваченный коллегами-социалистами. Зал обрадовался и азартно зашумел - Мороз остался для него своим. Пошел соревновательный процесс под девизом: «Кто круче обругает исполнительную власть?» Окончательно усыпил бдительность сомневавшихся трогательный акт совместного пения полного текста «Интернационала» и фотографирования с товарищем Морозом у партийного знамени.

Может, именно поэтому так вяло реагировали делегаты на попытки сумской, запорожской, тернопольской региональных организаций дать слово «раскольникам» - Наталье Витренко и Владимиру Марченко, томительно ожидавшим развития событий в вестибюле. Александр Александрович сдержал слово, данное товарищам по партии накануне конференции, - Витренко - Марченко к микрофону не пустили. В результате у Натальи Михайловны случился сердечный приступ, а Владимир Романович, реагируя на происходящее, назвал конференцию «лицемерным шоу». Оба гордо ушли создавать Прогрессивную социалистическую партию Украины, о чем было объявлено уже через несколько дней после конференции. Не совсем понятно при этом, в чем именно будут различаться обе социалистические партии, если в программном заявлении Витренко - Марченко содержатся все те же лозунги, которыми 17 февраля Александр Александрович повышал боевитость социалистов.

Тактика Александра Мороза сработала: оппонентов «задвинули», сплоченности рядов СПУ сомнения не поколебали, в успокоение присутствовавшим на конференции представителям левоцентристских движений были произнесены туманные слова о «возможности совместных действий». И главное. Во-первых, Александр Мороз заявил себя единым лидером всех левых. Он, по сути, начал предвыборную... нет, пока не борьбу - игру. Во-вторых, в стан потенциальных противников была брошена граната большой силы. Этот снаряд должен был вызвать резонанс. И вызвал.

Глава президентской администрации Дмитрий Табачник на очередном брифинге засвидетельствовал некоторую нервозность в дипломатическом стане и широкий отклик в мире на выступление Александра Мороза. Сам Дмитрий Владимирович весьма резко отвечал на обидные слова в сторону исполнительной власти. Его главный тезис: такое поведение лидера СПУ провокационно, направлено на дискредитацию парламента и срыв конституционного процесса. По мнению господина Табачника, «социалистические сказки Александра Мороза не отражают реальных раскладов». Словно в подтверждение в самом Верховном Совете возобновилась волна сбора депутатских подписей за отставку руководства. При этом некоторые депутаты, глубокомысленно вздыхая, поглядывали в сторону задумавшегося премьер-министра Евгения Марчука... По некоторым данным, направление взглядов некоторым депутатам подсказали на улице Банковой.

Что изменится после «февральской социалистической революции»?

Очевидно, что Президент не внемлет призывам Александра Александровича «не забывать, что именно левые позволили в свое время победить, и не бросать своих». На выпад лидера социалистов реакция со стороны главы исполнительной власти будет резкой. Наверное, сторонники Президента в парламенте постараются высветить все «иезуитство» левых во время баталий по проекту Конституции. А возможно, и их дожидаться не будут.

Какую позицию в такой ситуации займет премьер-министр Евгений Марчук? С одной стороны, он, конечно, вряд ли согласится с вышеизложенными формулировками относительно действий «правящей верхушки» и «антинародного курса». С другой, пока что между Евгением Кирилловичем и Александром Александровичем кошка не пробегала, а иногда спикер выставлял напоказ свою дружескую предрасположенность к премьеру (да еще и депутату). Ситуация может существенно сблизить Президента и премьера, которые не приемлют левого радикализма. Но тогда уже Александр Александрович пойдет влево в гордом одиночестве - единственный его возможный конкурент на этом пути Петр Симоненко вряд ли сегодня сможет встать в ряд главных политических фигур. Здесь опять же есть плюсы для позиции Мороза: для всех левых - он единственный и неповторимый; всем известно, к тому же, какое сострадание у масс вызывают те, кто противостоит - неважно кому - Президенту ли, премьеру ли.

Любой иной сценарий может настолько запутать ситуацию, что это потребует и дополнительного изучения, и дополнительных усилий с любой стороны, чтобы превратить ее в выигрышную.

Опять же, российские ветры несут лидеру социалистов опьяняющие перспективы общественного полевения. Зюгановский синдром? Возможно.

Просчитывая ситуацию, лидер СПУ понял: если президентские выборы будут досрочными, он не успеет создать в левом центре сколько-нибудь значительную силу для опоры в предвыборных баталиях. А левые по-прежнему останутся весьма и весьма влиятельной силой.

Выходит, ускорение политических процессов, перестановки фигур в этой игре, смена диспозиций, определенное обострение ситуации в любом случае будет выгодно Александру Морозу. Ему же, наверное, важно втянуть в этот процесс своих оппонентов в состоянии либо растерянности, либо крайней раздраженности. Так легче заставить их совершать ошибки. А цена каждой ошибки может быть велика.

Такая вот «дразнилка» получается.