UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наша боль. От "А" до "Щ"

Идти домой сразу не было сил. Хотелось немедленно видеть их глаза. Сверить часы, нащупать землю под ногами. Хорошо, что здесь рядом. Из кинотеатра - на Майдан. Здесь до сих пор витает эталонное ощущение - как должно быть. Как должно было бы быть сейчас, если смотреть глазами той зимы. Зимой, когда добро и зло имели четкие границы, убеждения были крепче баррикад, а правда - голой и бескомпромиссной, как казак Гаврилюк.

Автор: Ольга Кашпор

Идти домой сразу не было сил. Хотелось немедленно видеть их глаза. Сверить часы, нащупать землю под ногами. Хорошо, что здесь рядом. Из кинотеатра - на 3.

Здесь до сих пор витает эталонное ощущение - как должно быть. Как должно было бы быть сейчас, если смотреть глазами той зимы. Зимой, когда добро и зло имели четкие границы, убеждения были крепче баррикад, а правда - голой и бескомпромиссной, как казак Гаврилюк.

Теперь краски смешались в мути. И мы все меньше говорим о Майдане. Все, что ты скажешь, будет использовано против. Но и промолчать - измена. Революция Достоинства - ныне тема интимная. Из всех исторических пластов мы оставляем себе для анализа самый удобный, личный: да, я изменился, я отстоял, я был там, ибо не мог не быть. Я и Революция. Словно и не было "нас". Когда о "нас" говорит кто-то третий - это большое облегчение.

На этот раз взялся говорить трижды оскароносный, легенда американской документалистики Марк Джонатан Харрис, вкупе с украинским режиссером Олесем Саниным. Документальная лента "Переломный момент: война за демократию в Украине" - однозначна, как и ее название. Не ждите расследований и разночтений. Украинцы - герои. Точка. Это отправная станция в фильме и станция прибытия. "Именно таким был замысел, - говорит мне режиссер Харрис после премьеры. - Мир утопает в продуктах российской пропаганды. А вот голос Украины слышен недостаточно. Мы хотели, чтобы этот фильм стал голосом украинцев". Он, американец, не уточняет - какой части украинцев. Не совсем "услышать каждого". В предложенной создателями фильма системе координат украинцы - те, кто отстаивает государство и идентичность.

Все герои - патриоты, других нет. Характеры сложные, а судьбы не фатум - выбор.

С первой минуты ясно: это кино о выборе. "Мы вынужденные разрушители", - говорит доброволец Андрей Шараскин: он едет на Восток Украины, поскольку "кому-то надо делать эту работу". В мирной жизни Андрей - актер, основатель детской театральной студии. Он, как и другие герои фильма, променял любимое дело на войну за свободу. Мы видим военного врача, во время Революции Достоинства оперировавший раненых в Михайловском Златоверхом, а впоследствии спасавший ребят в Иловайске. И депутата Татьяну Чорновол - искалеченной во время Майдана и овдовевшей вскоре после него. Супруги волонтеров, раввин - сотник еврейской сотни Майдана, который теперь занимается авиаразведкой. Истории всех тянутся с Майдана на Восток страны. Одна борьба переходит в другую. А они без устали объясняют, почему делают то, что делают. Словами и действиями. Себе и, самое главное, другим - тем, кто забыл, тем, кто больше не верит. Для чего я делаю это? Почему не сдался? Где беру силы?

Враг в фильме не эфемерный, он документально доказан. С кем и с чем борются герои-украинцы, формулируют уважаемые историки и даже исследователи пропаганды. "Мы вплели важное исследование, как работает российская пропагандистская машина, - говорит режиссер Марк Джонатан Харрис. - Это то, на что западный мир долго не обращал внимания, но это те информационные вызовы, которые мы уже сейчас, с победой Трампа, получили в Америке".

Идя на премьеру накануне очередной годовщины расстрелов на Майдане, меньше всего хотелось пафоса. Эпические батальные сцены, клубы черного дыма, людское море и море крови - документалисты уже не раз эксплуатировали и, похоже, затерли эти образы. Создателям "Переломного момента" удалось другое - погружение. Ты не над Майданом, ты внутри. Тебе холодно и жарко, тебя несет людская толпа, тебя толкает "Беркут", дым выедает глаза, ты тащишь раненых, отпеваешь, держишь обгоревшее знамя. Филигранная работа со звуком обеспечивает полный эффект присутствия.

Некоторые использованные в фильме кадры до сих пор не обнародовались. Уникальное видео падения "Боинга" над Грабовым - с телефона местных жителей, с их же комментариями. Кадры расстрелов на Институтской...

Идти домой сразу не было сил. Хотелось немедленно видеть их глаза. Портреты расставлены по алфавиту. Если идти по аллее вверх - от Арутюняна до Щербанюка. Я читаю фамилии. Несправедливо, что кого-то не знаю и до сих пор. Кое-кто всегда на переднем плане. Этот кудрявый красавчик - Рома Гурик. И "голубая каска" - Устимчик Голоднюк - папины слезы. Саша Плеханов - остекленевшие глаза матери: "Янукович, Захарченко! Желаю вам каждый день хоронить своих детей!" Вербицкий, Жизневский, Нигоян - навсегда первые.

Кто-то расставил их по алфавиту.

Три года. Портреты героев - едва ли не единственное, что удалось упорядочить. Революция Достоинства из коллективной памяти уходит в личную память.

Большой - общий - Майдан упаковывается в книги и кино. Становится эпосом - и это, пожалуй, единственный естественный способ сохранить его ценности от превращения в пепел.