UA / RU
Поддержать ZN.ua

Налоговый спецназ — последний довод мытарей

История создания большинства подразделений спецназа в современном мире тесно связана с борьбой с терроризмом...

Автор: Юрий Бутусов

Выше нас — только звезды.

Девиз спецназа ГРУ

История создания большинства подразделений спецназа в современном мире тесно связана с борьбой с терроризмом. Для этих задач создавалась «Дельта», ГСГ-9, «Отряд 101», «Дувдеван», «Альфа» и многие другие. Поэтому решение Кабинета министров о создании в составе Государственной налоговой администрации Украины управления специальных операций вызвало огромный резонанс в обществе. С кем будет бороться новый спецназ? Ведь если и есть «налоговые террористы» в Украине, то места их дислокации известны каждому бизнесмену, который в последние четыре месяца пытается сдать декларацию по НДС…

Правительство Николая Азарова с первых дней работы подчеркивает главный тезис: низкая наполняемость бюджета — это проблема, связанная с массовым уклонением от уплаты налогов. С недобросовестностью предпринимателей, конвертцентрами и зарплатами в конвертах. С массовыми нарушениями бизнеса, который наживается на формировании фиктивного налогового кредита и фиктивных долгов государства по НДС.

Конечно, гораздо легче видеть проблему не в себе — не в системе власти и не в структуре принятых ею решений, а в недисциплинированном и недобросовестном народе. Поэтому в духе советских андроповских кампаний по борьбе с «тунеядцами», «несунами» и «спекулянтами», которые Николай Янович, несомненно, прекрасно помнит, исполнительная власть очень громко заявляет о решительной борьбе с бизнесом. Главной ударной силой выступает налоговая милиция.

Если в 2008—2009 годах применение подразделений физической защиты в ходе налоговой проверки осуществлялось только с личной санкции председателя ГНА Сергея Буряка, то сейчас, по данным «ЗН», эти ограничения сняты. И силовые акции проводятся по решению любого начальника областной налоговой милиции.

Насколько эффективна эта кампания? Налоговую милицию и раньше боялись. Поэтому рассчитывать, что громкая реклама рейдов и обысков приведет к резкому увеличению налоговых отчислений в бюджет не приходится. «Маски-шоу» на совесть нашего бизнеса впечатления не производят. Предприниматели все больше уходят в подполье, меры по защите от налоговых проверок становятся все более совершенными, и больше всего выигрывают от действий налоговой бухгалтеры и юристы, которые не могут пожаловаться на незагруженность.

Если отбросить пиар и посмотреть на результаты, то попытка «построить» бизнес сугубо фискальными мерами, судя по официальной статистике, полностью провалилась. В июле глава ГНА А.Папаика вновь констатировал невыполнение плана сбора налогов. И это несмотря на то, что массово не принимаются декларации, не возмещается НДС, несмотря на растущую, по информации Госкомстата, экономику, повышенные ставки акцизного сбора.

По официальным данным, план в июле не выполнен всего на 3%. Однако, поскольку план в абсолютных цифрах засекречен, подвергается корректировкам, а с бюджетной росписью для ГНА не знакомы даже начальники областных налоговых администраций, оценить составляющие официальных показателей невозможно. А по неофициальным — июльский план выполнен не более чем на 85%, если вычесть из него необходимость возврата НДС. ГНА рапортует, что за первое полугодие ей удалось собрать на 28% налогов больше, чем за аналогичный период прошлого года, и перевыполнить план — на 112 %! Однако учитывая, что долги государства по НДС перед крупнейшим промышленным предприятиями не возвращаются с октября 2009-го, а вместо этого пополняют плановые отчеты, фиктивность победных рапортов ГНА очевидна. Анализируя закрытую статистику по месяцам, эксперты «ЗН» сходятся во мнении, что в реальности план налоговых поступлений в апреле—июле 2010 выполнен не более чем на 65%.

Однако, по данным «ЗН», это составляет всего 39% плана 2010 года!

Впервые должностные лица ГНА признали катастрофическую ситуацию с возмещением НДС. Зампред ГНА Алексей Любченко обнародовал цифры: в январе—июле 2010 года бюджет возмещал предприятиям в среднем по 1,4 млрд. грн. в месяц. Поэтому налоговая сама (!) просит увеличить сумму возмещения из бюджета живыми деньгами хотя бы до 2,7 млрд. грн. в месяц. Вымывание оборотных средств предприятий приводит к полному коллапсу в уплате налогов. Предприятия также рассчитываются с налоговой не живыми деньгами, а погашением налоговых кредитов. Экономика не способна выдержать беспредел фискальной системы.

Банкротство налоговой политики правительства Азарова маскируется манипуляциями со статистикой, а бюджетные дыры штопаются с помощью кредитов, эмиссий и внутренних займов.

Поскольку истинная ситуация со сбором налогов в Украине и влияние на экономику фискальных репрессий правительства официально не признается и не обсуждается, у команды
В.Януковича нет ни малейших стимулов менять правила игры и проводить системные реформы.

На кого же рассчитаны «маски-шоу» налоговой милиции, если они не дают требуемого эффекта? Главным потребителем этого специфического информационного продукта является руководство государства. Таким образом мытари рапортуют Виктору Федоровичу и Николаю Яновичу — делаем все возможное, трясем всех, выжимаем все, что можно и чего нельзя! Демонстрируя фискальные «бицепсы, трицепсы и пятицепсы», государство не включает мозги. Легальная база налогообложения сокращается. Хаотичный и противоречивый процесс написания и исправления Налогового кодекса показывает, что даже в самых общих рамочных вопросах налоговой политики власть не имеет согласованной позиции, стратегии действий.

Ярким примером этого управленческого хаоса является ситуация в руководстве налоговой милиции.

Первый заместитель главы ГНА — начальник налоговой милиции Виктор Шейбут является ставленником лично Николая Азарова. Шейбут имеет богатый опыт работы в органах госбезопасности и налоговой и много лет близок к нынешнему премьер-министру. Эта связка вполне могла бы работать слаженно и эффективно. Если бы команда Шейбута также была единой и монолитной…

Однако сейчас в налоговой милиции, по словам ряда экспертов «ЗН», фактически царит «междуцарствие». Поскольку самостоятельным центром влияния выступает Андрей Головач, первый заместитель начальника налоговой милиции — начальник главного управления.

Головач, так же, как и председатель ГНА Александр Папаика, был назначен по протекции «Саши всемогущего» — Александра Викторовича Януковича, старшего сына президента, который строит семейный бизнес, как говорят, вокруг «Укрбизнесбанка». Головач напрямую заходит для решения служебных вопросов к Папаике. И потому в руководстве налоговой милиции отношения весьма напряженные. Как сохранить контроль за милицией, как повысить влияние Шейбута и при этом не испортить отношения с его подчиненным и стоящими за ним людьми? Азаров и Шейбут придумали весьма элегантное «византийское» решение для этой задачи.

Создание управления специальных операций и управления оперативного сопровождения крупных налогоплательщиков преследует целью, конечно, наполнение бюджета и т.п. Но на самом деле структура налоговой милиции и без того позволяет решать любые вопросы, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий. Усложнение структуры бюрократического аппарата, создание новых генеральских должностей (по две на каждый главк) связано прежде всего с дроблением полномочий управления, возглавляемого Головачом.

По штату в налоговой милиции с момента создания значилось два заместителя председателя — начальники главных управлений. Подразделение по борьбе с коррупцией не имело статуса Управления, и чем оправдано повышение статуса этой структуры, кроме как бюрократическими играми, не объяснишь. Таким образом, создание трех новых главков добавляет, по логике, еще как минимум три генерал-лейтенантские и три генерал-майорские должности. Это в дополнение к уже существующим, по данным депутата А.Гриценко, 22 генеральским должностям в налоговой милиции. Расширение этой генеральской армии как-то плохо вяжется с заявленным президентом и премьером желанием сократить государственный аппарат. Любопытно, что хотя закон об изменении структуры налоговой милиции не принят, на сайте ГНА заместитель начальника налоговой милиции уже значится как начальник управления внутренней безопасности. В настоящее время статус двух действующих заместителей начальника налоговой милиции не соответствует нормативной базе.

Удастся ли Азарову добиться внесения соответствующих изменений в закон, определяющий структуру налоговой милиции? Законопроект премьера принят в первом чтении, однако когда он будет принят в целом и будет ли подписан В.Януковичем? Есть веские сомнения.

Любопытно, что еще задолго до утверждения новой штатной структуры в руководстве налоговой милиции были назначены дополнительные заместители начальника — Виталий Захарченко и Ярослав Янушевич. К слову, их назначили в нарушение постановления Кабмина, определяющего штатное расписание руководства налоговой милиции. Захарченко и Янушевич планировались на посты руководителей новых управлений. После того как парламент не смог быстро принять законопроект Азарова о новых управлениях, Захарченко из налоговой милиции ушел на повышение, не пробыв и месяца замом Шейбута — сейчас он первый заместитель начальника ГНА Украины. Янушевич пока остался замом без управления. Ярослав Владимирович — один из вундеркиндов налоговой службы, такая карьера возможна только у нас. В 20 лет, еще будучи студентом-третьекурсником, он уже работал главным государственным инспектором-ревизором, и занимал высокие должности в руководстве ГНА! В 25 Янушевич стал директором департамента налогового аудита и валютного контроля, а зампредом ГНА он стал в 28 лет. Сейчас уже в качестве 32-летнего ветерана Ярослав Владимирович занимает в налоговой милиции пост «связника» с Кабмином и парламентом.

Следует также отметить возросшую политическую самостоятельность еще одного зама Шейбута — Иосифа Бучинского, который возглавляет следственное управление налоговой милиции с 2006 года. Секрет его живучести — мощные связи в прокуратуре. Прежде всего с одним из претендентов на пост генерального прокурора — заместителем генпрокурора Виктором Пшонкой (они кумовья), и близкие контакты с заместителем генпрокурора Виктором Кудрявцевым.

В общем, бизнесу не стоит особенно бояться нового налогового спецназа. Изменение декораций направлено на выяснение отношений между группами влияния. Опасаться следует непредсказуемой государственной налоговой политики. Команда Януковича постепенно отходит от принципов концентрации всех экономических полномочий в руках правительства Азарова. Ведущие группы влияния используют близость к президенту для продвижения во власть своих людей. Это означает, что вместо реформ государства власти идут по пути приватизации наиболее привлекательных ведомств и министерств в интересах частных финансово-промышленных групп. То есть история повторяется. Так было и все предыдущие пять лет. Янукович, в сущности, копирует ту же тактику, которую использовал Ющенко. За громкими посулами, за антикоррупционными программами, за «Бандитам — тюрьмы!» 2005-го и 2010 годов стоят все те же весьма ограниченные цели и задачи конкретных деловых людей, которые используют любую политическую конъюнктуру для минимизации расходов и максимизации прибыли. Время надежд на реформы Януковича—Азарова пройдет очень скоро даже у самых близких сторонников…