UA / RU
Поддержать ZN.ua

Начало эры Обамы. Внешнеполитическое измерение

Украина не является terra incognita для нового президента США: он посетил нашу страну вместе с сенатором Ричардом Лугаром еще в 2005 году...

Автор: Олег Шамшур

Убедительной победой Барака Обамы завершилась президентская кампания, которая по многим показателям — от продолжительности и изнурительности до драматических изменений в политических судьбах ее протагонистов, внутреннего напряжения и рекордной активности избирателей — не имеет аналогов в современной истории США. «Захватывающей кампанией, самой лучшей из тех, о которых мне довелось писать» назвал ее патриарх американской журналистики Д.Бродер.

Уникальность нынешних президентских гонок в США, безусловно, прежде всего связана с потрясающим взлетом, харизматичной личностью, ораторскими способностями и интеллектуальной привлекательностью победителя — первого темнокожего президента в истории США. Вместе с тем многие обозреватели отмечают «пострасовый» характер успеха Б.Обамы. Он правильно понял желание подавляющего большинства американского электората важных изменений в «делании» большой политики и в жизни общества, трансформировав эти настроения в привлекательные и понятные среднестатистическому американцу, независимо от цвета его кожи, избирательные лозунги. К этому следует добавить четкую стратегию, отличную организацию и высокую эффективность деятельности избирательных штабов на всех уровнях, мобилизацию беспрецедентно большого количества волонтеров, преимущественно молодежи, масштабное использование возможностей Интернета и информационных технологий, что, среди прочего, позволило кандидату от демократов создать рекордный финансовый ресурс для проведения кампании.

Впрочем, сегодня все это — уже история, предмет для исследований, пособие для политтехнологов и «разбора полетов» в рядах политических оппонентов 44-го президента США. Практическое значение приобретает вопрос, который сугубо гипотетически, но настойчиво — предполагая победу молодого сенатора из Иллинойса — задавал ряд экспертов: «Какой будет эра Обамы?» Какими бы ни были прогнозы, одно не вызывает споров в экспертной среде: новый президент не может рассчитывать на продолжительный адаптационный период. Практически с первого дня пребывания у власти он должен быть готовым оперативно реагировать на чрезвычайно сложные и часто взаимосвязанные внешне- и внутриполитические угрозы.

Бесспорно, острейшая тема — ситуация в экономике, где настоятельная необходимость стабилизации финансового рынка и рынка недвижимости, противодействия тенденции к замедлению темпов развития переплелась с необходимостью поиска совместно с международными партнерами общих рецептов преодоления мирового финансового кризиса.

Ведущие американские аналитики практически единогласны в перечне вопросов, которые будут требовать первоочередного внимания новой администрации в сфере безопасности: военные операции в Ираке и Афганистане, угроза терроризма, ближневосточное урегулирование, нераспространение ОМП, особенно в иранском и северокорейском аспектах, отношения с Россией, глобальные климатические изменения, уменьшение зависимости от иностранных источников снабжения энергии.

В своей программной речи «Новая стратегия для нового мира» и в других выступлениях во время избирательной кампании Б.Обама предложил собственное видение путей решения самых сложных проблем американской внешней политики. В частности, он пообещал в течение 16 месяцев вывести американские боевые части из Ирака, оставив только силы, необходимые для поддержания безопасности посольств и подготовки иракских военных; сделал акцент на целесообразности более активного привлечения к стабилизации Ирака региональных игроков, в том числе Сирии и Ирана. Считая Афганистан основным полем борьбы с терроризмом, Б.Обама выступает за усиление здесь военного присутствия США и партнеров из НАТО, изучение возможности убедить часть талибов перейти на сторону коалиционных сил, увеличение невоенной помощи этой стране. Рассматривая ядерные амбиции Ирана как серьезную угрозу для США, он все-таки отстаивает ведение «жесткой, прямой дипломатии», не исключая возможности своей непосредственной встречи с иранским руководством, если ее должным образом подготовить. Дипломатические рычаги предлагает Б.Обама использовать и для того, чтобы побудить Северную Корею отказаться от ядерного оружия.

Среди приоритетов президента — формирование действенной системы энергетической безопасности, участие в подготовке юридически обязывающего международного договора, который будет предусматривать значительное уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу, модернизация международных альянсов с участием США в соответствии с требованиями XXI столетия, большее внимание к средствам многосторонней дипломатии.

Реагируя на кавказский кризис, Б.Обама, после короткой паузы, осудил нарушение Россией суверенитета Грузии, охарактеризовал действия РФ как недопустимые и высказался в пользу «резкого ответа международного сообщества и союзников», поскольку агрессия России — угроза для всего региона. По его словам, невозможно быть сверхдержавой XXI столетия и действовать как «диктатура XX...» Он отстаивает необходимость переоценки политики Запада относительно Москвы и считает, что США должны и в дальнейшим работать над продвижением принципов демократии в России. В то же время он выступает за продолжение сотрудничества с РФ в области нераспространения ядерного оружия и технологий, уменьшения ядерных арсеналов, а также в других сферах, которые представляют взаимный интерес.

Абсолютно понятно, что в системе внешнеполитических координат новой администрации США нас прежде всего интересует вероятное место Украины и прилегающего региона. Убежден, это место в значительной степени будет определяться теми качественными изменениями, которые, начиная с 2005 года, произошли в наших двусторонних отношениях. Общими усилиями нам удалось вывести их на уровень стратегического партнерства, провозглашенного в Заявлении президентов Украины и США от 4 апреля 2005 года. Оно опирается не только на общий прагматический интерес, но и на общность демократических ценностей, близость видения и взаимодействие в решении многих актуальных проблем мировой политики. Независимо от партийной принадлежности, американские политики хорошо понимают геополитический вес нашей страны и важность для региона ее успехов в развитии эффективных демократических институтов, обеспечении фундаментальных свобод человека и в создании конкурентоспособной экономики; высоко ценят взнос Украины в поддержание региональной и общеевропейской безопасности и стабильности.

Показательно, что всего за четыре года было последовательно принято два документа, которые определяют мероприятия по наполнению практическим содержанием украинско-американского стратегического партнерства. С учетом успешного выполнения основных задач, определенных в Заявлении лидеров двух стран, в апреле 2008 года была принята Дорожная карта приоритетов украинско-американского сотрудничества, рассчитанная на среднесрочную перспективу. В общих чертах в 2005—2008 годах было подписано 24 двусторонних документа.

Главным достижением этого периода было устранение препятствий на пути поступательного развития двусторонних торгово-экономических отношений: восстановлено действие преференций для украинского экспорта, признан рыночный статус украинской экономики в антидемпинговых расследованиях, подписан двусторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг в рамках вступления Украины в ВТО, упразднено действие относительно Украины поправки Джексона—Вэника. Завершение процесса обретения Украиной членства в ВТО, что свершилось при существенной поддержке США, позволило в марте 2008 года заключить двустороннее Соглашение о торговом и инвестиционном сотрудничестве, а также, в соответствии с ним, создать двусторонний Совет по вопросам торговли и инвестиций и провести его учредительное заседание. За последние три года товарооборот между Украиной и США увеличился почти втрое, заметно выросло количество совместных предприятий с американским капиталом.

Успешно развивалось двустороннее сотрудничество в таких критически важных для Украины сферах, как здравоохранение (борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и птичьим гриппом); энергетика (проект квалификации ядерного топлива, контракты на снабжение компанией «Вестингауз» ядерного топлива для украинских АЭС и строительство компанией «Холтек» хранилища отработанного ядерного топлива имеют исключительное значение для диверсификации источников энергоснабжения в Украину, наша страна присоединилась к инициативе США относительно Глобального партнерства в ядерной энергетике); борьба с коррупцией (в рамках выполнения «Пороговой программы» корпорации «Вызов тысячелетия»); наука и техника (успешно осуществляются программа «Морской старт», проекты Фонда гражданских исследований и развития, подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере науки и технологий и в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях); преодоление последствий чернобыльской катастрофы (США — один из самых крупных доноров Счета ядерной безопасности и Чернобыльского фонда «Укрытие») и повышение безопасности украинских АЭС; утилизации непригодных боеприпасов и вооружений. США предоставляют значительную помощь в реализации военной реформы и модернизации Вооруженных сил Украины. С другой стороны, конструктивное взаимодействие с Украиной — важный элемент усилий, прилагаемых США для противодействия распространению ОМП и укрепления международных режимов экспортного контроля. Активно сотрудничают наши страны в поиске путей приднестровского урегулирования.

Даже внутренняя политическая турбулентность в Украине не стала помехой для интенсивности двустороннего политического диалога, пик которого пришелся на нынешний год: состоялись два визита президента Украины, визиты президента и вице-президента США, секретаря СНБО Украины, министра юстиции Украины и министра торговли США, заседание основного координационного механизма — Межведомственной координационной группы. Вполне естественно, что одним из ключевых элементов политического диалога была реализация курса Украины на евроатлантическую интеграцию. По этому вопросу мы получили мощную поддержку наших американских партнеров, которая не ограничивалась правительством США: Конгресс США — при спонсорстве представителей обеих политических партий — одобрил четыре резолюции в пользу членства Украины в НАТО, в частности и в поддержку присоединения Украины к ПДЧ. Вопреки искажению содержания этих документов, имевшему место в Украине, следует отметить, что все они делают акцент на суверенном праве украинского народа определить целесообразность членства страны в альянсе.

Наконец, нельзя не вспомнить мероприятия, прошедшие в США в память жертв Голодомора, и признание истинного характера и масштабов этой трагедии, в частности через принятие резолюции палаты представителей Конгресса США и закона о разрешении на установление в Вашингтоне мемориала жертвам голода-геноцида 1932—1933 годов (до конца 2008 года должна состояться церемония закладки первого камня в его фундамент).

Таким образом, кредит доверия и «запас прочности» в двусторонних отношениях, созданные за предыдущий период, дают основания рассчитывать на их поступательное развитие и при новом президенте США. В пользу этого свидетельствует обращение Барака Обамы к 20-му Конгрессу украинцев Америки, в котором он изложил основные принципы, которые будут определять политику его администрации на украинском направлении: «Украина готова к Плану действий относительно членства в НАТО. Я обязуюсь работать с союзниками Америки в НАТО ради достижения согласия с ними, чтобы сделать следующий ключевой шаг в усилиях Украины занять законное место члена евроатлантического сообщества. Я с нетерпением ожидаю возможности поддержать политику Украины, направленную на укрепление верховенства права, уменьшение энергетической зависимости, улучшение делового климата, расширение американских инвестиций в динамическую экономику Украины и создание больших возможностей для молодых украинцев учиться в США. Поддержка украинской демократии, развития и безопасности станет краеугольным камнем моей внешней политики по отношению к региону в целом».

Важно, что Украина не является terra incognita для президента США: он посетил нашу страну вместе с сенатором Р.Лугаром еще в 2005 году — в рамках Программы общего уменьшения угрозы. Я имел возможность встретиться с ними тогда, и молодой сенатор, которого Р.Лугар отрекомендовал как «новую звезду демократической партии», произвел впечатление своим мощным интеллектом и интересом к жизни украинского общества.

Хочется надеяться на быстрое начало нового этапа двустороннего сотрудничества — без продолжительного подготовительного периода. Этому может содействовать то, что «украинское подразделение» внешнеполитической команды Барака Обами, по-видимому, будет состоять из специалистов, хорошо знакомых с украинскими и региональными реалиями и настроенных на результативный труд (по крайней мере, такой вывод позволяют сделать наши контакты во время избирательной кампании). Обеим сторонам хорошо известны сферы, составляющие взаимный интерес и требующие приоритетной концентрации усилий. Необходимо сохранить и усилить положительную динамику имплементации ряда взаимовыгодных договоренностей и проектов, установить надежные «линии коммуникации» между руководством наших стран, правительственными агентствами, ответственными за конкретные участки двусторонних отношений. Это особенно важно с учетом того, что значение украинско-американского стратегического партнерства выходит за рамки сугубо двусторонних отношений — его дальнейшее укрепление будет положительно влиять на преодоление вызовов региональной и европейской безопасности.