UA / RU
Поддержать ZN.ua

Набор инструментов

В политике схема эффективна тогда, когда она поливариантна. В Партии регионов, никогда не испытывавшей нужды в интриганах, технологах и комбинаторах, сие уразумели быстро...

Автор: Сергей Рахманин

В политике схема эффективна тогда, когда она поливариантна. В Партии регионов, никогда не испытывавшей нужды в интриганах, технологах и комбинаторах, сие уразумели быстро. Впрочем, на долгие раздумья у бело-голубых времени не отпущено. Прежнего премьера нет уже, коалиции нет еще. Ежели подобный статус-кво сохранится, депутатскому корпусу придется паковать чемоданы. Однако перспектива внеочередной парламентской кампании никого не радует. Одни боятся не быть избранными, другие не хотят снова залезать в и без того отощавшие кошельки, третьих пугают еще полгода политической чехарды. А, кроме того, все устали. Начиная с Януковича, буквально истомившегося в ожидании. Циклопические желания вызывающе диссонируют с лилипутскими возможностями. Хочется нарядной жизни полноправного властелина. Право осуществлять мелкие кадровые назначения совершенно очевидно не утоляет зверского властного голода. Комплектование администрации «любих подруг» — занятие полезное, но, увы, маломасштабное.

Несколько недель переговоров всех со всеми оказались бесплодными. Владыки скрипели зубами, вассалы роптали, комбатанты наглели. Как пошутил в частной беседе один регионал, Януковичу со товарищи дешевле «материально поддержать независимость» Конституционного суда, чем удовлетворить все запросы Николая Мартыненко, Давида Жвании, Виктора Балоги, Игоря Тарасюка, Арсения Яценюка и Юрия Костенко. К чему здесь КС? Об этом позже. А пока — о промежуточных итогах.

В четверг формальный лидер депутатской ячейки «НУ—НС» Николай Мартыненко имел неформальную встречу с Виктором Януковичем. После которой обреченно сообщил: 37 нардепов, готовых пойти на публичный сговор с регионалами, во фракции по-прежнему нет. Следовательно, данное парламентское объединение стать полноценным участником новой правящей коалиции не сможет.

Приободрившийся Яценюк сумел, по некоторым сведениям, собрать коллекцию из трех десятков автографов соратников. Уломал бы еще семерых, мог бы поторговаться за пост премьера. Не срослось. Сергей Тигипко тщету своих чаяний осознал еще раньше, после чего принялся осторожно покусывать свежеизготовленного гаранта.

Устав от бесплодных бесед с «профсоюзом пленных», регионалы перешли к активным действиям. Их требования ужесточились. Стартовое условие — премьером будет Николай Азаров. Все физические и юридические лица, желающие примкнуть к новой команде, должны с этим смириться. Следующим шагом стала реализация сценария «Новый Регламент». Данную акцию представители ПР анонсировали еще до выборов, но приводить задуманное в исполнение не торопились. Надеялись на благоразумие побежденных. Напрасно.

В итоге в четверг Рада в первом чтении внесла в 61-ю статью Регламента ВР изменения, позволяющие отдельным депутатам присоединяться к коалиции парламентских фракций. Новацию поддержали 229 народных избранников, после чего проект был отправлен на повторное чтение, которое должно пройти по сокращенной процедуре.

Это означает, что уже на следующей неделе в высшем законодательном органе может возникнуть новое «конструктивное большинство». И Виктор Федорович, истосковавшийся по активным деяниям, сможет приступить к долгожданному десерту — формированию Кабинета.

Кому какой пост в исполнительной власти достанется, будет зависеть и от конфигурации большинства, и от персоны премьера. Список должностей разделен две части. Реестры потенциальных небожителей, независимо друг от друга, заполняют уполномоченные лица — Сергей Левочкин и Андрей Клюев. Каждую кандидатуру Янукович утверждает лично. На сегодняшний день с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что пост первого заместителя председателя правительства займет сам Клюев, вице-премьера по вопросам ТЭК — Юрий Бойко, вице-премьера по вопросам организации Евро-2012 — Борис Колесников, главы внешнеполитического ведомства — Константин Грищенко, руководителя Фонда госимущества — Михаил Чечетов, министра транспорта — Василий Джарты. Портфелем министра экологии и креслами трех губернаторов намерены рассчитаться с блоком Литвина. За отзывчивость.

Как известно, в конце 2004-го депутатский корпус внес изменения в Основной Закон, конституировав парламентскую коалицию, — депутатское большинство, уполномоченное вносить предложения по кадровому составу правительства (с премьером включительно). Новелла вызвала сдержанные возражения Венецианской комиссии, которая вежливо порекомендовала украинским законодателям изъять положение об обязательном создании коалиции. Ни в одной из стран континента (включая Россию) порядок формирования и функционирования подобных структур не регламентируется. Коалиции присутствуют в европейских парламентах как добровольные неформальные объединения. Венецианцы еще в апреле 2005 года объявили, что обязательный характер появления и существования парламентского большинства:

— не способен существенно повлиять на обеспечение политической стабильности;

— не согласуется с принципами свободы выбора и принятия решений, гарантированных Конституцией;

— наделяет политические партии неадекватным влиянием;

— посягает на независимость депутатов, получающих мандат от народа, а не от политических организаций.

Рекомендации европейских спецов в области конституционного права наши политики игнорировали. Похоже, настал черед пренебречь мнением спецов отечественных.

Осенью позапрошлого года Конституционный суд вынес местами мутное, но в целом весьма занятное решение о правилах жития и умирания парламентской коалиции. Для нас в этом поучительном документе наиболее важным является следующий отрывок: «В состав коалиции депутатских фракций могут войти только те народные депутаты, которые есть в составе депутатских фракций, сформировавших коалицию» (здесь и далее выделено автором. — Прим. ред.). Казалось бы, исчерпывающе. Но это только казалось. В проекте решения, одобренного депутатами в минувший четверг, значится: «коалиция депутатских фракций в Верховной Раде — это сформированное по результатам выборов и на основе согласованных политических позиций и на принципах, установленных Конституцией и этим регламентом, объединение депутатских фракций, народных депутатов, в которое входит большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады». Данное положение противоречит не только приведенному выше акту КС, но и 83-й статье Конституции. Что парламентских новаторов, похоже, нимало не смущает.

Почему? Обратитесь к началу текста и перечитайте афоризм анонима-регионала по поводу Конституционного суда. Кстати, тот же депутат, комментируя скандальное решение, принятое Радой в четверг, заметил: «Теперь у бывших оранжевых есть только два пути. Либо «тушками» к нам, в коалицию. Либо «чушками» — к Юле, в оппозицию».

Однако есть нюансы. Корректировка регламента, насколько известно, преследует две цели. Цель первая — подать сигнал страдающим завышенной самооценкой нунсовцам. Хотите к нам — становитесь сговорчивее, пара-тройка дней у вас есть. Цель вторая — подготовить плацдарм для быстрого формирования большинства на тот случай, если потенциальные дезертиры не возьмутся за ум.

В первом случае коалиция будет создана на базе ПР, Блока Литвина и «НУ—НС». И тогда проект о внесении изменений в регламент будет, скорее всего, похоронен. Во втором — неправовой порядок создания большинства узаконят, и на основании его ячейку новой власти слепят из регионалов, коммунистов ,«потрібних», внефракционных и «волонтеров» из «НУ—НС» и БЮТ.

Наличие подобных планов отчасти поясняет партийное «повышение» Николая Азарова, вернувшегося к штурвалу ПР. Янукович в недавнем интервью агентству «Интерфакс-Украина» объявил, что своим решением возложил на клеврета обязанности главы партии и фракции. Если Виктору Федоровичу и его наперсникам придется договариваться с Мартыненко, Жванией etc., то Николай Янович, скорее всего, вынужден будет попрощаться с надеждой возглавить Кабмин. Тогда пост вождя организации станет для него утешительным призом. Если коалицию придется склеивать по «упрощенной процедуре», то приход к премьерству лидера Партии регионов будет символизировать доминирование этой силы в парламенте, в правительстве. В стране.

Второй вариант проще и надежнее. Вопиющее пренебрежение Конституцией обязательно приведет к обращению в Конституционный суд. Предположим, что самонадеянный парламентарий-регионал переоценивает возможности своей партии, одновременно недооценивая щепетильность членов КС. Однако неизвестно, сколько именно самый туманный суд в мире будет рассматривать это дело. А послушные Януковичу большинство и правительство тем временем будут мирно сосуществовать, расставляя кадры, продуцируя законы, внедряя задуманное Банковой.

Кроме того, подобная схема открывает путь к премьерству Азарова. А этого ждет не только лично Янукович. По причинам, нами неоднократно описанным. Хотя о некоторых, верно, стоит вспомнить. Азаров исполнителен и дисциплинирован. А еще — именно он в силу своей жесткости, резкости, негибкости окажется главным объектом критики со стороны оппозиции и той части СМИ, которая не пожелает жить по новому пресс-коду. Именно он, а не Янукович, которому в этом случае уготована благодарная роль арбитра. Видеть Азарова на этом посту хотят многие. Николай Янович знает предмет, во-первых. Он не станет играть в активные политические игры, во-вторых.

Азаров болезненно относится к любой критике в свой адрес, но никакая критика его не способна остановить. Изучать общественное мнение накануне принятия непопулярного решения Николай Янович не станет.

В нынешней ситуации, экономической и политической, премьерское кресло, в самом деле, больше походит на электрический стул. Для всякого посвященного очевидно: на Грушевского сегодня надобен тот, кто неутомимо разгребет, старательно разрулит и покорно уйдет. Азаров — педант, буквалист, трудоголик и цербер — для этой непочетной миссии годится более других. Азаров умеет говорить «нет» любому. Кроме одного — своего начальника.

Этот человек стремится в премьерское кресло не для того, чтоб делать карьеру. А для того, чтобы доказать. Что его не оценили, не поняли. Что он еще может, а не только хочет.

Но не факт, что таковой шанс старейшине ПР будет предоставлен. Вариант с привлечением депутатских «тушек» легче, но схема с вовлечением «чучел» фракций безоговорочно законнее. Януковичу известно, насколько пристально будет следить за его первыми шагами обиженная оппозиция и настороженная заграница. Начнет свой путь с очевидного беззакония — восстановит против себя избирателей Центра и Запада, встревожит Брюссель и Вашингтон, вооружит оппонентов. Вот и приходится набираться терпения.

Предел терпения Янукович обозначил — вторник…