UA / RU
Поддержать ZN.ua

На реках вавилонских

Сегодня, когда экономический кризис свирепеет с каждым днем, проблема миграции украинцев встает п...

Автор: Татьяна Силина

О том, сколько наших соотечественников, не найдя достойного места под солнцем на родине, покидают Украину и едут на чужбину гнуть спину на стройках и плантациях, оставляют собственных детей и стариков, дабы обеспечить им существование, присматривая за чужими, у нас спорят давно. Из уст экспертов и политиков можно было услышать самые разные цифры — от полутора до семи и даже девяти миллионов человек. Особенно сильно этот вопрос всегда волновал политиков накануне выборов. Сегодня же, когда экономический кризис свирепеет с каждым днем, проблема миграции украинцев встает под новым углом зрения: сколько наших соотечественников, потеряв работу за границей, вернется домой, из каких стран они приедут и в какие области Украины направятся? Как это скажется на украинском рынке труда? Представители каких специальностей будут возвращаться на родину в первую очередь? Как помочь людям адаптироваться к новым условиям? В чем они нуждаются больше всего?

Разобраться хотя бы с частью этих вопросов можно было в минувший вторник на круглом столе «Украинская трудовая миграция: реалии, вызовы и ответы», организованном фондом Арсения Яценюка Open Ukraine. На протяжении текущего года при поддержке фонда были проведены сразу три исследования по этой тематике. Первое из них — «Внешняя трудовая миграция населения Украины» — было проведено Госкомстатом и Украинским центром социальных реформ (помимо Open Ukraine его также поддержали представительство Международной организации миграции (МОМ) в Украине и представительство Международного банка реконструкции и развития). Это исследование, пожалуй, беспрецедентно по своим масштабам, поскольку в его ходе было опрошено более 48 тыс. человек трудоспособного возраста — представителей 22 тыс. домохозяйств из всех регионов страны.

Но кого следует считать трудовым мигрантом? Международная и национальная законодательная и нормативно-правовая база такого определения не содержат. Поэтому, по свидетельству замглавы Госкомстата Украины Натальи Власенко, ее ведомство разработало его специально для данного исследования. Итак, к внешним трудовым мигрантам были отнесены граждане Украины трудоспособного возраста, которые занимались оплачиваемой экономической деятельностью на территории других стран постоянно, сезонно или временно (включая тех, кто работал без официального статуса). К ним не были отнесены приграничные маятниковые трудовые мигранты, а также лица, выехавшие на постоянное место жительства. Период наблюдения охватывал последние три с половиной года: с 1 января 2005 г. до 1 июня 2008 г.

Некоторые результаты исследования удивили даже его авторов. Во-первых, оказалось, что количество украинцев, которые на протяжении указанного периода хотя бы один раз выезжали за границу с целью трудоустройства, составило всего 1,5 млн. человек, то есть 5,1% населения трудоспособного возраста. Согласитесь, это гораздо меньше тех семи миллионов, о которых кричали политики. Правда, ради справедливости заметим, что и сами эксперты говорили о более высоком уровне внешней трудовой миграции. Например, один из авторов исследования — директор Центра социальных реформ Элла Либанова — признала, что ее институт давал цифры 2—2,5 млн. человек. Полученный результат в 1,5 млн. человек вызвал определенный скепсис у начальника управления политики занятости и трудовой миграции Министерства труда и социальной политики Татьяны Петровой, считающей, что его нужно как минимум удвоить, поскольку люди во время опросов далеко не всегда сообщают правдивые сведения. Минтруда, кстати, говорит о 3,3 млн. украинских трудовых мигрантов. Еще большую цифру — 4,5 млн. человек — назвал руководитель сектора этнонациональных исследований Института народоведения НАН Украины Игорь Марков. Его сотрудники совместно с Международным благотворительным фондом «Каритас Украины» при финансовой поддержке немецкого Фонда Реновабис также провели в 2007—2008 гг. масштабное исследование трудовой миграции из нашей страны в государствах ЕС и РФ (презентация результатов этого проекта запланирована на начало следующего года).

Однако авторы исследования в рамках проекта Open Ukraine склонны доверять полученным ими результатам, поскольку те согласуются с информацией альтернативных источников — данными опросов глав сельских и поселковых советов, самооценкой населения, а также официальными данными Евростата относительно количества украинских заробитчан в странах ЕС и обнародованными данными стран, являющихся основными реципиентами рабочей силы из Украины (РФ, Италия, Чехия и др.).

Итак, согласно данным исследования, больше всего (48,5%), то есть почти половина всех украинских мигрантов зарабатывала на хлеб насущный в России, еще примерно столько же — в государствах Евросоюза. Наиболее излюбленные ими страны — Италия (13,4%), Чехия (12,8%), Польша (7,4%), Испания (3,9%), Португалия (3,0%) и Венгрия (2,4%).

Исследование подтвердило известный факт: наиболее склонны искать работу за рубежом жители Запада Украины — 13,2% населения региона. В остальных частях Украины этот показатель значительно ниже: Центр — 3,8%, Восток — 3,2%, Юг — 2,6% и всего лишь 1,4% — Север страны. Больше половины наших заробитчан — горожане (54,7%), однако уровень их участия в трудовой миграции вдвое ниже, чем среди селян: 4% против 7,9% населения трудоспособного возраста соответствующей местности. Мужчин, решившихся отправиться на заработки за границу, значительно больше, чем женщин, — две трети от общего числа трудмигрантов. Почти 60% из них вкалывает в России. Украинок же, зарабатывающих на чужбине, больше всего в Италии — 32%. У украинской трудовой миграции в Европе женское лицо: большинство наших заробитчанок находит работу в странах Евросоюза.

В среднем остарбайтеры из Украины находятся за границей семь месяцев. Результаты исследования также продемонстрировали цикличность и сезонность характера украинской трудовой миграции. В среднем за последние три с половиной года наш заробитчанин выезжал за кордон 3,5 раза.

65% украинских тружеников не имеют разрешения на пребывание в избранной ими стране, то есть находятся там нелегально, у 68% нет разрешения на работу.

Средний возраст украинских трудовых мигрантов — 36 лет. Молодежь в возрасте 20—34 лет составляет 41,6%, люди среднего возраста (35—49 лет) — 44,5%.

А вот образовательный уровень выезжающих за кордон на заработки украинцев стал вторым и, по признанию Э.Либановой, «абсолютным» сюрпризом для авторов исследования. Он оказался гораздо ниже образовательного уровня занятых в Украине. В частности, если в целом по нашей стране базовое и полное высшее образование имеет 50% населения, то среди мигрантов таковых только 29%. «Разница сумасшедшая, — констатирует Э.Либанова, — Результаты исследования показывают, что трудовая миграция в значительной степени формируется за счет представителей маргинальных групп. Это не очень образованная и квалифицированная рабочая сила. Так что ни о какой утечке мозгов здесь и речи быть не может. Утечка мозгов, разумеется, существует, но происходит совсем по другим каналам. Как правило, в этом случае люди, получив контракт, уезжают сразу на ПМЖ».

Большинство украинских остарбайтеров (59,5%) имеет полное среднее образование, базовое и неполное высшее — 17,3% и только 13,5% — полное высшее. Вопреки предположениям, более образованная часть украинских мигрантов трудится не в России, а в Венгрии и Италии. Очень многие мигранты, имеющие ту или иную квалификацию, за границей идут на неквалифицированную работу. По свидетельству Э.Либановой, это сильно отличает нынешнюю трудовую миграцию из Украины от трудовой миграции стран Средиземноморья, когда те были не реципиентами, а донорами этого явления.

Как показали результаты еще одного представленного на круглом столе исследования, проведенного компанией GfK Ukraine по заказу Европейского фонда профессионального обучения, только 15% потенциальных мигрантов планируют занять рабочие места неквалифицированных работников. Но вот среди вернувшихся в Украину заробитчан тех, кто выполнял неквалифицированные работы, оказалось аж 40%. Среди мигрантов с высшим образованием 35,5% были неквалифицированными работниками за рубежом (а среди вернувшихся из стран ЕС таковых вообще 40,5% ).

Чаще всего украинские заробитчане трудятся на стройках (51,6%), выполняют обязанности домашней прислуги (16,3%), работают в торговле (8,1%), сельском хозяйстве (8,5%) и промышленности (5,4%). Рабочие места профессионалов, специалистов и технических служащих занимали лишь 6% трудовых мигрантов.

Следует отметить, что данное исследование было проведено еще до начала масштабного экономического кризиса и массовых увольнений, когда в Украине существовало значительное количество соответствующих вакантных рабочих мест. Этот факт позволил экспертам сделать еще один важный вывод: основной причиной, которая гонит украинцев на заработки за границу, является не безработица, как было принято считать раньше, а низкий уровень платы за соответствующую работу в Украине.

Этот вывод был подтвержден результатами исследования потребностей украинских трудовых мигрантов, проведенного Центром «Социальные индикаторы» при поддержке МБФ Open Ukraine с 1 по 28 ноября 2008 г. Эксперты выделили три основных движущих фактора, влияющих на решение украинцев уехать на работу в другую страну. Во-первых, это материальные проблемы в семье и невозможность решить их доступными способами в Украине. Многие выезжают за границу для целевого заработка — возвращения долгов и кредитов, покупки жилья, образования детей. Во-вторых, весьма заразительны примеры трудовой миграции других людей, особенно родственников и знакомых, решающих таким образом свои финансовые проблемы. Молодежь до 35 лет также поясняет свои выезды желанием не только подзаработать, но и подучить язык, набраться опыта, познакомиться с другими странами и иным образом жизни. И в-третьих, на чужбину наших соотечественников гонит дискомфорт от общей нестабильности в Украине, широко распространенной коррупции, отсутствие возможностей для развития и самореализации, незащищенность от злоупотреблений со стороны властных структур. Причем, как отметил представитель Центра «Социальные индикаторы» Артем Мирошниченко, третий фактор становится особенно весомым для тех украинцев, которые уже побывали за границей, получили определенный опыт трудовой миграции и, вернувшись на родину, посмотрели на нее уже другими глазами.

Среди основных потребностей, названных заробитчанами, наиболее острая — в правовой защите. Ведь две трети наших соотечественников, работающих за границей, находятся там нелегально, что влечет за собой массу проблем. Потребность в изучении языка страны пребывания называется самой серьезной для успешной трудовой миграции. Ведь, находясь за границей, заробитчанин, как правило, может рассчитывать исключительно на себя. И без языка устроиться на работу, а тем более отстоять свои права, для него становится крайне проблематично. Тем не менее, как показало исследование, проведенное GfK Ukraine, 30,8% потенциальных мигрантов планируют выезд на заработки без знания языка выбранной ими страны. Опрос же вернувшихся из стран ЕС мигрантов показал, что только 43,1% из них знают хотя бы один иностранный язык (29,1% владеют английским).

Исследование Центра «Социальный индикатор» также выявило низкую информированность заробитчан относительно особенностей трудового и миграционного законодательства страны пребывания. Еще одна проблема — безопасный и доступный перевод денег из-за границы в Украину. Далеко не каждый мигрант может позволить себе дорогие услуги международной системы денежных переводов. А передача средств через третьих лиц или доставка их домой лично связана с очевидными значительными рисками.

Практически все опрошенные заробитчане рассказывали о тяжелейшем психологическом стрессе, связанном с адаптацией к жизни и работе в чужой стране, разлукой с семьей. Потребность в программах психологической поддержки и адаптации для наших мигрантов очевидна, однако сегодня они могут рассчитывать лишь на поддержку таких же заробитчан-соотечественников.

Не менее остро ощущается и потребность в охране здоровья, ведь украинцы за границей очень часто работают на предприятиях с вредными условиями труда, в антисанитарных условиях, имеют ненормированный рабочий день, что в результате значительно подрывает их здоровье.

После возвращения в Украину вчерашнего заробитчанина ожидают новые проблемы, прежде всего — сложности трудоустройства и адаптация к жизни на родине. Но обо всем этом мы поговорим в следующем номере.