UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЫ НЕ МОЖЕМ ЖДАТЬ МИЛОСТИ ОТ НАРОДА. ДАТЬ ЕМУ КОНСТИТУЦИЮ — НАША ЗАДАЧА

21 июня Верховный Совет Украины проголосовал конституционным большинством за название «Конституция Украины», а также за более чем десяток статей и отдельных положений «Преамбулы» и Раздела І...

Автор: Ирина Погорелова

21 июня Верховный Совет Украины проголосовал конституционным большинством за название «Конституция Украины», а также за более чем десяток статей и отдельных положений «Преамбулы» и Раздела І. Таким образом, парламент перечеркнул версию о своей недееспособности в конституционном процессе и не дал оснований для немедленного объявления референдума.

Тем не менее, «камни преткновения» уже начали накапливаться: «украинский народ» или «народ Украины», унитарность, язык... По регламенту все это можно спокойно передавать на доработку к «повторному второму» чтению...

А между тем призрак референдума бродит по парламенту. И не только здесь. Вечером 21 июня Президент намеревался проводить совещание с руководством партий, которые в свое время учредили Комитет по поддержке Конституции. Это - симптом референдума. Президент проводит встречу с руководством ведущих СМИ - и это все о нем, о референдуме... Схема 1995 года? Когда пугали «плебисцитом», а заставили парламент подписать Конституционный договор? Или все-таки «готовность №1» - не игра?

Стоит «открутить пленку» немного назад...

19 июня парламент так и не приступил к постатейному принятию во втором чтении «обновленного» проекта Конституции. Как и было известно заранее, опять помешала процедура, точнее, ее отсутствие. К тому, что на момент второго чтения процедура не была подготовлена, приложили руку все «высокие договаривающиеся стороны». Известному нарушителю регламента спикеру Морозу практически не пытались (или пытались только для вида) помешать излагать свои идеи...

Со своей стороны, спикер пошел ва-банк. Он просто вслух «разоблачил» совершенно очевидный план наиболее последовательных сторонников новой Конституции: их стремление сорвать второе чтение с помощью барьера в 300 голосов, которых нельзя было бы собрать даже по положениям преамбулы. Как можно было понять из слов Мороза, его беспокоило даже не столько желание оппонентов как можно скорее вывести весь процесс к референдуму, сколько вопрос, какой именно текст окажется легитимным для вынесения на референдум. А.Мороз «уличил» М.Сироту и компанию в том, что, заблокировав принятие каких-либо иных поправок, помимо уже учтенных временной комиссией, они надеются в финале, когда неизбежно должно наступить голосование за проект в целом, простым большинством голосов легитимизировать обновленный текст проекта. Однако такое возможно лишь в случае, если парламент согласился бы потратить на второе чтение несколько месяцев топтания по примерно шести тысячам поправок. За 3-4 же дня можно было бы только сорвать второе чтение целиком, утратив возможность легализовать новый текст, в результате чего на референдум мог бы быть вынесен лишь проект, уже утвержденный парламентом в первом чтении. А, как известно, ни самого Мороза, ни большинство левых этот текст не устраивал.

Не вполне устраивал он и правоцентристское большинство временной парламентской комиссии. Хотя во втором чтении часть поправок пришлось принять ради компромисса с левыми (и социалист Чиж уже подтвердил, что новый вариант, на его взгляд, демократичнее предыдущего), однако есть и положения, за которые М.Сирота и его сторонники болеют совершенно искренне. Утратить их, похоронив второе чтение проекта в целом, очень нежелательно. Потому, как обычно, и предусмотрено воспользоваться известным «запасным» вариантом - сбором подписей под обновленным текстом проекта, утвержденным временной комиссией, но уже после того, как левым будет окончательно перекрыт путь к довнесению еще каких-либо поправок...

Добиваясь переноса заседания, результатом которого был бы именно подобный вариант, А.Мороз не стал разглашать его вслух. Он просто предложил использовать полтора дня для продолжения кулуарного торга между оппонентами, но уже не в рамках комиссии, а на уровне фракций и групп. При этом спикер дал понять, что только в результате такого торга, благодаря которому так называемая «третья колонка» сравнительной таблицы проекта будет еще немного расширена компромиссными положениями, станет возможным само сохранение обновленного текста, и не простым, а конституционным числом голосов. В противном случае, как, видимо, давал понять спикер своим оппонентам, со сбором подписей будет то же, что было с попыткой сместить самого спикера с его поста.

218 депутатов поддержали эту угрозу А.Мороза, проголосовав за продолжение переговоров... А в это время...

19 июня руководитель управления внутренней политики администрации Президента С.Телешун заявил на брифинге, что вариант проекта Конституции, подготовленный ко второму чтению временной парламентской комиссией, «не наилучший», то есть по сути - хуже варианта, одобренного ВС в первом чтении.

Что именно «ухудшило» проект с точки зрения президентской команды, кроме, разумеется, запрета на размещение на территории Украины иностранных военных баз, а также наделения парламента исключительной прерогативой принимать решения о направлении украинских военных за рубеж и устанавливать условия пребывания иностранных воинских подразделений на территории Украины?

Новый вариант предусматривает, что Президент не может передавать свои полномочия другим лицам или органам. Президенту возвращено право применения «вето» к принятым парламентом законам, но поправки, с которыми он может возвращать законопроект на пересмотр парламента, должны быть мотивированы и точно сформулированы. Пожизненное звание Президента не сохраняется за лицами, которые покинули данный пост в результате импичмента. Эти «технические» подробности едва ли могли вызвать серьезную оппозицию со стороны президентских структур. А вот специальный запрет для членов Кабмина и других центральных и местных органов исполнительной власти - совмещать эти должности с любой другой работой (и депутатской тоже!), кроме творческой и преподавательской, да еще и недопустимость для них руководить предприятиями, имеющими целью получение прибыли, - это уже посерьезнее. Как и обязанность членов Кабмина пользоваться исключительно государственным языком. Слишком велик список лиц, которых непосредственно касаются эти поправки.

Очевидно, в определенной связи с этим положением находится такое изменение: от имени народа правомочие собственника осуществляет уже не Народна Рада Украины, а органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках Конституции. Но при соответствующих полномочиях Кабмина возможностей в этом отношении непосредственно у президента как-то совсем не просматривается.

Тот факт, что в проекте уже появилось не вполне отчетливое, но симптоматичное положение «земля - основное национальное богатство, находящееся под особой охраной государства» указывает на уступки временной комиссии тем, кто желает предотвратить превращение земли в товар. А такие уступки, как известно, чреваты последующими более жесткими запретами. Не создает внутреннего комфорта для определенных сил и такой «моральный императив»: собственность обязывает, собственность не должна использоваться во вред обществу и гражданам...

В проект вернулось то, что ранее В.Чорновил называл «антипартийностью» будущей Конституции: исключено положение о том, что политические партии являются основой политической системы в Украине. Такая поправка должна как будто охладить пыл левых, стремящихся к досрочным выборам в надежде на сегодняшние преимущества своих партийных структур. В действительности же сделан шаг к тому, что политически неструктурированные и, значит, безответственные силы общества сохранят в дальнейшем приоритет в действующей избирательной системе, а идея нового избирательного закона, содержащего пропорциональный принцип, вообще в очередной раз будет похоронена.

Из проекта изъята и статья о том, что народ и каждый гражданин имеет право оказывать сопротивление любому, кто пытается ликвидировать государство, конституционный строй, нарушить территориальную целостность и т.д. С другой стороны, предусматривается, что право определять и изменять конституционный строй принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Как осуществить это исключительное право народу, когда на «сопротивление» он права не имеет, - осталось не очень сложной загадкой, поскольку вместо него «сопротивление» всевозможным покушениям будет оказывать комплекс силовых структур.

Вообще же понимание того, что после принятия новой Конституции едва ли установится прочный мир между ветвями власти, заставило комиссию добавить в переходные положения пункт о формировании Конституционного суда в течение 3 месяцев после ввода в действие новой Конституции.

Вот, собственно, и все. Кроме разрешения использовать язык нацменьшинств в органах власти тех мест, где эти меньшинства компактно проживают, ни одно из требований, к примеру, крымских Верховного Совета и тамошнего собрания политических организаций, в обновленный проект не вошло. Благодаря чему парламентская фракция МДГ присоединилась к оппозиции, а исполнительным властям предстоит искать пути очередного «мирного урегулирования» в Крыму, откуда традиционно посыпались ультиматумы накануне референдума.

Пока не получили удовлетворения и мэры городов, чьи требования учесть в проекте Конституции Европейскую Хартию местного самоуправления ничем, на первый взгляд, не отличаются от тех же самых требований социалистов в парламенте. Эта весьма условная и временная «связка», создающая дополнительные проблемы для проведения референдума на местах, позволяет социалистам в парламенте чувствовать себя увереннее во время торга с комиссией М.Сироты.

Короче говоря, борьба трех лагерей продолжается. Уже понятно, что президентская команда предпочла бы совершенно похоронить новый проект, предложенный ко второму чтению, и вынести на референдум проект, утвержденный в первом чтении. В этом случае исчезает необходимость объясняться с Ельциным, почему в Украине запрещено размещаться Черноморскому флоту, и еще усложнять диалог по поводу сроков базирования и размеров оплаты. Неудивительно, что странная, чересчур «реалистичная» позиция президентской администрации и секретаря СНБ, крайне недовольного упомянутой поправкой к проекту Конституции, дает все больше оснований фонду «Украинская перспектива», а вслед за ним - и не вполне уверенным в патриотической благонадежности Президента национал-демократам подозревать Президента в намерении «сдать» Севастополь России на услових, выгодных не Украине, а лишь определенным силам.

Похоронить проект второго чтения, чтобы не встать перед реальной проблемой выбора - депутатство или госслужба, депутатство или руководство коммерческими структурами, - заинтересованы чуть ли не сотня (с учетом последних довыборов) нардепов. Причем следует остановиться на перспективе, которая открывается в случае принятия именно данных положений Конституции. С вступлением Конституции в действие уже не на усмотрение парламента, а на усмотрение Конституционного суда встанет вопрос о совмещении. В результате около 100 народных депутатов лишатся мандата, что моментально поставит НРУ на грань дееспособности. По крайней мере, если Президент к тому времени не выгонит всех депутатов из исполнительных структур, а он, по всей видимости, на такое решение пока идти не намерен. А это - уже парламентский кризис, спасаться от которого путем довыборов будет крайне затруднительно. Гораздо больше шансов, что именно тогда-то и появится возможность провести досрочные выборы, но только парламента, а не Президента... Использовать такую перспективу как шантаж против сторонников «улучшения» проекта во втором чтении в части расширения прав граждан и прочих левых интересов - достаточно сильный ход, особенно если учесть, что и шансы партий в ходе таких довыборов будут минимизированы. И это - ответный шантаж на аналогичный прием коммунистов: пугать всеобщими выборами ради проталкивания своих поправок.

Интересно, что еще 19 июня даже авторы «третьей» колонки, по крайней мере на словах, склонялись к тому, что готовы пожертвовать ею ради того, чтобы референдум все же был назначен не позднее июня (то есть на сентябрь). Позднее, по их мнению, шансов у референдума пройти успешно практически нет. Со своей стороны, А.Мороз, по-видимому, соглашается с подобным прогнозом и предлагает: не нужно жертвовать наработками второго чтения, нужно только вообще отбросить идею референдума. И тогда если не в июле, так уж точно к 5-й годовщине независимости Украины парламент сам, своим конституционным большинством примет Конституцию. На самом последнем этапе переговоров внутри депутатского корпуса, если не будут вмешиваться «посторонние», по мнению А.Мороза, останется реализовать обмен, предложенный лидером СелПУ г-ном Довганем: «Вам - флаг, нам - землю»...

Но «посторонние» как раз воздерживаться не намерены. 20 июня политсовет НДП, лидер которой А.Матвиенко только что стал и.о. губернатора Винницкой области, потребовал от Президента немедленно назначить конституционный референдум по проекту, утвержденному в первом чтении, на сентябрь, основываясь на том, что затягивание конституционного процесса в ВС свидетельствует о его неспособности принять Конституцию. Неспособность парламента принять Конституцию аргумент, который не только позволяет объявить референдум, но и дает (не вполне законные, а что делать?) основания Президенту предложить депкорпусу продлить свои летние каникулы и осенью, чтобы во время подготовки к референдуму парламентская трибуна не превратилась в антиконституционную. Ну что ж, каникулы ведь не роспуск, тем более - не роскошь, а средство продвижения к принятию Конституции...

А поскольку фракция Руха особо заверила Президента 20 июня в преданности его конституционному курсу - то не эта ли фракция возьмет на себя труд убедить парламентариев в необходимости как следует, и подольше, отдохнуть, пока исполнительная власть будет делать свою часть работы по завершению конституционного процесса... Кстати, у исполнительной власти появились дополнительные «аргументы» - 200-миллионный и очень льготный кредит от СЕ и согласие МВФ, несмотря ни на что, продолжать кредитование Украины. И уже нет никаких сомнений, что ставший первым вице-премьером генерал В.Дурдинец - мастер по предотвращению паводков и тушению пожаров - справится с подготовкой к референдуму как нельзя лучше...

21 июня глава временной парламентской комиссии по доработке проекта Конституции М.Сирота так охарактеризовал описанные выше «военные приготовления»: каждый играет свою игру и надеется победить. Но ни у кого нет реальных шансов победить в одиночку... А секретарь той же комиссии В.Стретович пообещал: парламент будет работать над Конституцией до изнеможения.

Воспользоваться «изнеможением» ВС, чтобы назначить референдум на сентябрь, Президент еще может и 24, и 25 июня. Хочет ли он этого на самом деле - до сих пор остается загадкой.