UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЫ ГОВОРИМ «МИНИСТЕРСТВО», ПОДРАЗУМЕВАЕМ «ПАРТИЯ»?

В «ЗН» уже писалось о том, как чиновники Министерства транспорта в предвыборных хлопотах затеяли кадровые перестановки...

Автор: Елианд Гоцуенко

В «ЗН» уже писалось о том, как чиновники Министерства транспорта в предвыборных хлопотах затеяли кадровые перестановки. Начальник Николаевского морского торгового порта Валерий Хабаров приказом по министерству был временно отстранен от занимаемой должности, а вместо него исполняющим обязанности был назначен Владимир Емельянов, далекий от морского дела, но занимающий не последнее место в иерархии НДП. За пять месяцев скандал вокруг этих событий вызвал большой резонанс. Вопрос рассматривался сессией Николаевского горсовета, областной центр несколько раз посещали высокие должностные лица министерства, дело рассматривалось в Печерском районном суде г. Киева. А Валерий Хабаров разработал предвыборную программу, в которой, в частности, особый акцент сделан на защите законности в стране, и стал баллотироваться в депутаты ВР. Учитывая большой резонанс вокруг событий в отдельном порту и выход их за рамки отдельного города, корреспондент «ЗН» встретился с В.ХАБАРОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

— Валерий Оскарович, как известно, первыми в конфликт между вами и министерством вмешались депутаты Николаевского горсовета. Там же, на сессии, представитель министерства просил депутатов дать согласие на ваше увольнение, пытался обосновать это. Какова была реакция?

— Реакция была, можно сказать, однозначной. Из присутствующих 76 депутатов ни один не поддержал решение министерства и только шесть воздержались. Откровенно говоря, я даже сочувствовал им, когда в ходе поименного голосования под далеко не благожелательные реплики большинства те были вынуждены демонстрировать свою позицию. Словом, депутатского суда над Хабаровым не вышло. Наоборот, представителю министерства на сессии пришлось выслушать довольно жесткие оценки в свой адрес. Хорошо знающие, что к чему, депутаты сразу же уловили противоречия в позиции министерства. Как это могло быть, что до последнего времени возглавляемый мною порт работал стабильно, наращивал объемы грузоперевозок, снижал себестоимость работ, меня отмечали в приказах, представляли к наградам, и «вдруг», в одночасье, все стало настолько плохо, что без всяких согласований, «в пожарном порядке» я в грубой форме отстраняюсь от работы? Мои коллеги по депутатскому корпусу откровенно заявляли, что у представителей министерства нет серьезных аргументов. Обвинения в том, что порт сдает позиции, терпит убытки, депутаты, знающие положение дел не понаслышке, сразу же отбросили. Они же дали жесткую оценку тому специалисту, вернее, не специалисту, который был поставлен мне на смену. Как же так, спрашивал один из выступающих представителя министерства, — вы назначили дилетанта в работе в морском хозяйственном комплексе Емельянова потому, что НДП — это Пустовойтенко, а его однопартиец — лидер областной организации НДП? Другой недоумевал — разве можно назначать руководителем морского порта специалиста иного профиля? И вывод был сделан: за кадровыми решениями министерства депутаты усмотрели политические игрища на министерском уровне, когда чиновники смешивают государственные и узкопартийные интересы, стремятся везде иметь «своих» людей.

— А как отреагировало на решение сессии Николаевского горсовета министерство?

— Закон просто проигнорирован. Депутаты не дали разрешения на увольнение, а чиновники, будто ничего и не случилось, делают свое дело. Меня в порт не пускают, а и.о. начальника, пользуясь моим отсутствием, развернул активную деятельность, направленную на расстановку по ключевым постам своих людей и трату средств, которые накапливали другие.

— Ну а как работает порт?

— Из чисто этических соображений я воздержусь от оценки. Скажу только, что ситуация в порту меня очень тревожит. По мнению депутата горсовета, кандидата на должность городского головы Олега Крысенко, в порту творятся странные вещи. Несмотря на оптимистические заявления временного руководства порта, на деле объем работ снижается. И.о. начальника порта набирает себе менеджеров, в основном не местных, но «своих», которые, как правило, не имеют опыта управления портовым хозяйством. Боюсь, что если будет продолжаться в таком же духе, то в конце года придется пожинать горькие плоды, и вряд ли их «подсластят» партийные интересы.

— Насколько можно верить сведениям, что депутаты горсовета, недовольные тем, что их мнение проигнорировано, обратились в Кабинет министров с просьбой разобраться в ситуации и навести наконец порядок в Николаевском морском порту?

— Это так. Еще 12 февраля 55 депутатов горсовета подготовили и отправили письмо, адресовав его первому вице-премьеру О.Дубине. Ответа на него до сих пор с нетерпением ожидают в Николаеве. Впрочем, как и ответов на письма, адресованные Президенту, в ВР, премьер-министру.

— Голоса депутатов министерство не услышало. А как отнеслось ведомство к рассмотрению ситуации в суде?

— Похоже, мнение судебной власти ведомство не интересует. Я подал иск на Министерство транспорта в Печерский районный суд г. Киева в связи с незаконным отстранением меня от должности. Оппоненты приняли меры, чтобы затянуть дело. Ведомство, действия высших должностных лиц которого рассматривались в суде, даже не удосуживалось прислать на два заседания своих представителей. Решением Печерского районного суда от 05.03.2002 г. приказы о моем временном отстранении, как и о назначении и.о. начальника, признаны незаконными, восстановление меня в должности подлежит немедленному исполнению. Но снова-таки ведомство поступило по правилам, которые утвердились в нем в последнее время. Партийная номенклатура в очередной раз показала свое лицо. Как я уже упоминал, министерство не нашло клерка для участия в двух судебных разбирательствах. Зато, вероятно, чтобы воспрепятствовать исполнению закона, Николаев и морпорт оперативно посетил чиновник министерства — именно в нужное ведомству время. И вот вместо того, чтобы согласно исполнительному листу выполнить решение суда, в тот же день, день суда, 5 марта министерство выдало приказ за номером 144 «Об увольнении с работы начальника Николаевского морского торгового порта». Согласно ему, меня освобождают от занимаемой должности, досрочно разрывают контракт, и.о. начальника порта назначается столь полюбившийся ведомственным сердцам В. Емельянов, а не профессионал, знаток морского дела из числа заместителей начальника порта или главных специалистов. Хочу обратить внимание на то, что судебное решение еще больше ожесточило позицию министерства. Если в ранее издаваемых приказах меня отстраняли от должности временно, то теперь речь идет об увольнении в категоричной форме. Показательно и то, что в чиновничьей «приказной» риторике, посвященной моей персоне, на этот раз речь идет о «нарушениях требований действующего законодательства, которые привели к значительным материальным убыткам», приводятся ссылки на результаты проверок все того же, муссированного акта КРУ.

Впрочем, на другой подход я и не рассчитывал. Потому что ведомство еще в начале конфликта сделало ставку на давление и прямое запугивание. Мол, если добровольно не уступишь должности нашему партийному товарищу, то в дело пойдут и обвинения более жесткие, уже правового свойства. Таким образом, конфликт переходит в еще более острую фазу. И это на фоне того, что после решения Печерского районного суда г. Киева от 05.03.2002 г, согласно которому я восстановлен на должность начальника Николаевского морского порта, закон против меня ухитрились нарушить трижды. Во-первых, как я уже упоминал, уволили без разрешения на то сессии горсовета, во-вторых, вопреки п.2 ст.58 закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» (ведь я — кандидат в депутаты ВР). И наконец, ведомство попросту проигнорировало решение Печерского суда, оперативно, в день суда (!) выдав приказ за номером 144 «Об увольнении с работы начальника Николаевского морского порта».

Правовым нигилизмом Минтранса обеспокоен не только я, но и мои оппоненты по 128 избирательному округу. Дальновидные юристы полагают, что грубые нарушения прав одного из кандидатов в нардепы даст возможность не только мне, но и любому из проигравших оспорить результаты выборов через суд, добиваясь признания их недействительными.

— Что же из этого следует?

— На моем примере люди могут убедиться в том, что живем мы еще далеко не в правовом государстве. Что касается меня, то я не сдаюсь, продолжаю борьбу с высшими партийными чиновниками и в ВР иду для того, чтобы, имея опыт такой борьбы, защищать людей от произвола.