UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЫ ДОЛГО МОЛЧА ОТСТУПАЛИ...

Прошел год со дня смены секретаря СНБО Украины. Евгений Марчук возглавил достаточно влиятельную структуру в системе государственной власти...

Автор: Андрей Недоманский

Прошел год со дня смены секретаря СНБО Украины. Евгений Марчук возглавил достаточно влиятельную структуру в системе государственной власти. Хотя возглавил — не совсем верное слово, поскольку Совет возглавляет Президент Украины и согласно Конституции этот орган осуществляет координацию и контроль органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности. В Конституции с тех пор не изменилось ничего. Чего нельзя сказать о позиции СНБО в системе властных отношений.

После смены руководства СНБО, на большинстве направлений он потерял тот политический вес и влияние, который имел еще совсем недавно. Одни считают, что главная причина — отношение главы государства к своему детищу, другие — отношение к политику, возглавляющему СНБО и уровень политического потенциала последнего. Так или иначе, но в январе 2000 г. аппарат СНБО был сокращен на треть — со 120 до 80 чел. Ликвидированы отдельные подразделения — управление социально- политических и региональных аспектов национальной безопасности, управление информационного обеспечения, аналитическая служба. Таким образом, Совет лишился своих информационно- аналитических «подпорок», что не могло не сказаться на его работе. И если сотрудников двух сокращенных управлений удалось сохранить под крышей Национального института стратегических исследований, то после переподчинения последнего администрации Президента аппарат СНБО лишился их окончательно.

Поговаривают, вскоре произойдет новая реорганизация аппарата, не исключено, что управление планирования оборонной безопасности будет объединено с другими структурами.

Организационные пертурбации аппарата совпали, как ни странно, с его переездом из здания на Банковой на улицу Командарма Каменева. Напомним, что все предыдущие годы секретариат Совета базировался в президентском дворце. Для многих это стало свидетельством степени значимости СНБО в структуре госвласти. Особенно в нашей политической системе, где подобным символам придают ну очень большое значение. Тем более, что в борьбе за близость к «патрону» (в том числе и территориальную), СНБО проиграл быстро накачавшему мышцы управлению делами Президента. Поэтому переезд Совета — это не географическое, а политическое удаление.

Впрочем, нынешний секретарь СНБО оставил за собой кабинет в администрации Президента (между прочим, ранее принадлежавший его могущественному предшественнику). Однако в плане руководства вверенной ему структурой, это скорее недостаток, чем достоинство: дистанционное управление всегда хуже, чем возможность постоянного контакта.

Но отдадим должное Евгению Кирилловичу. За прошедший год визуальная деятельность СНБО значительно активизировалась. Если в 1999 г. было проведено всего лишь одно действительно значимое заседание Совета (по энергетике), то в этом году их было больше — СНБО занимался вопросами транспорта, военной реформы, ТЭК и др. Однако такое «активничанье» и подлинная влиятельность, как говорят в Одессе — «две большие разницы». Злые языки переименовали Совет национальной безопасности и обороны в Совет энергетической безопасности и наступления. Но это — злые языки...

В то же время, из-под контроля секретаря СНБО выведены силовые органы. Эта тема всегда была очень чувствительной для главы государства. Предыдущему секретарю Президент длительное время доверял больше. При нынешнем предпочитает общаться с «силовиками» напрямую. Особенно в условиях, когда их роль в контроле над процессами, происходящими в государстве, возросла. Еще 23 ноября прошлого года Евгению Кирилловичу было поручено заниматься военной реформой. Правда, при этом не было сказано, как это сделать без реальных властных полномочий. Тем более, что секретарь Совета «отрезан» даже от Генеральной военной инспекции при Президенте Украины. Говорят, Е.Марчук ни разу не был на заседании ее коллегии, ему не приносят на утверждение планы работы инспекции, хотя именно секретарь СНБО это должен был делать.

Недавно созданная Государственная комиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса во многом перебрала на себя полномочия в такой чувствительной сфере как руководство над ВПК и военно-техническим сотрудничеством. И здесь не сложилось.

После ликвидации комиссии по вопросам информационной безопасности (председатель — замсекретаря Совета А.Белов), Е.Марчук, фактически, утратил контроль и над информационной сферой.

Пока нет заметных успехов и на внешнем направлении. Не видно прорывов во взаимоотношениях с НАТО, где Евгений Кириллович возглавляет межведомственную комиссию по сотрудничеству. Впрочем, похоже, что на этом направлении, независимо от личностей, у нас еще долго не будет прорыва. Правда, и загонов бы не хотелось. Влияние аппарата СНБО на российском направлении близко к нулю. Удивляет «гибкая» позиция Е.Марчука по вопросу строительства нефтепровода Одесса—Броды. Не так давно противник этой стройки, сегодня он с вдохновением едет в Польшу отстаивать транспортный коридор. Хотя во время предвыборной кампании Евгений Кириллович за демократию боролся...

Можно еще вспомнить, что секретарь СНБО стал членом СНБО не сразу, а через несколько месяцев. Это тоже знак. Е.Марчук не только не возглавил, но даже не стал членом Координационного совета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией при Президенте. Правда, с коррупцией Евгений Кириллович борется, но избирательно, получая лицензии «на отстрел» из разных рук. Уменьшение влияния нового секретаря заметил и политический бомонд: в его приемной нет столпотворения, как во времена В.Горбулина.

СНБО был всегда президентским органом — как по Конституции, так и в политической реальности. Но сегодня ситуация кардинально изменилась, его больше используют олигархи для сведения своих политико-экономических счетов. До последнего времени внешне политически нейтральный СНБО заявил об открытом противостоянии правительству, особенно — энергетическому вице-премьеру. Дошло до неприличного выяснения взаимоотношений в парламенте, на страницах газет и каналах телевидения. Происходящее напоминает бой боксеров-тяжеловесов «Кличко против Берда» под внимательным взором нескольких тренеров и не менее объективных рефери. Нельзя сказать, что в предыдущие годы все действия СНБО отличались объективностью, но царским делом было решение всех поставленных задач по телефону правительственной связи, а не посредством объективов.

Во многом деморализованные сотрудники аппарата СНБО пишут доклады о сверке итогов работы ТЭК и потихоньку подыскивают новую работу. Национальная безопасность крепчает как бы сама по себе.

Что касается Е.Марчука, то его политическая судьба, как и предсказывало «ЗН» год назад, оказалась гораздо продолжительнее кремлевской карьеры А.Лебедя. Ведь гораздо выгоднее использовать политика подольше, открывая лишь дозволенные ниши для работы. Не так ли?