UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ: «ПОКОЯ В КРЫМУ НЕ БУДЕТ, ПОКА ЕГО РУКОВОДСТВО НЕ ПЕРЕСТАНЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ОТТОРЖЕНИЕ ОТ УКРАИНЫ»

Мустафу Джемилева нет необходимости представлять. Председателя Меджлиса крымскотатарского наро...

Автор: Владимир Волыняк

Мустафу Джемилева нет необходимости представлять. Председателя Меджлиса крымскотатарского народа, лидера национального движения крымских татар, а в прошлом — диссидента и многолетнего политзаключенного, Мустафу-эфенди хорошо знают в Украине и во многих странах мира. Сегодня к его мнению прислушиваются не только тысячи соотечественников как в Крыму, так и в местах высылки, но и политики — отечественные и зарубежные. Я попросил Мустафу Джемилева прокомментировать последние решения Верховного Совета Украины по крымскому вопросу.

— Думаю, что абсолютное большинство крымских татар, как, впрочем, и я, с удовлетворением восприняли сообщение о решениях украинского парламента об отмене крымской Конституции и ликвидации института президентства в Крыму. Считаю, что их давно нужно было принять. Позиция же Меджлиса выражена в заявлении, принятом на заседании его президиума при участии членов парламентской фракции Курултая, в котором мы еще раз подтверждаем, что все политические, экономические и национальные проблемы Крыма могут и должны разрешаться в конституционно-правовом поле Украины, в составе которой находится автономная республика. В этом документе мы отметили, что взаимоотношения между Киевом и Симферополем являются внутригосударственным делом Украины. В этой связи попытки Верховного Совета Автономной Республики Крым вовлечь в их решение другие государства, предпринятые им в заявлении от 18 марта 1995 года, являются не только политическим авантюризмом, но и открытой провокацией, имеющей целью привести к резкому ухудшению взаимоотношений между Украиной и Россией.

— Но ведь ВС Украины среди прочих крымских законодательных актов отменил и Закон Крыма о выборах в местные Советы и дополнение к нему, согласно которому крымские татары и представители других национальных групп получили гарантированные квоты в местных органах власти...

— Да, поддерживая в целом решение Верховного Совета Украины, направленное на укрепление суверенитета и территориальной целостности украинского государства, мы вынуждены в то же время отметить, что отмена нормативного акта, принятого крымским парламентом, гарантировавшего пропорциональное представительство крымскотатарского народа и национальных меньшинств, депортированных из Крыма в 40-е годы, в местных органах власти, крайне неблагоприятно отразится на их положении. Об этом говорится в письме, с которым я по поручению Меджлиса обратился к Председателю Верховного Совета Украины Александру Морозу и депутатам украинского парламента. Ситуация в Крыму такова, что крымские татары, проживая дисперсно во всех районах и городах Автономной Республики Крым, составляют в них от 2 до 28 процентов населения, и, соответственно, избирателей. При голосовании по мажоритарной системе, как это предусмотрено законом Украины, крымскотатарские избиратели не смогут провести в местные Советы ни одного своего депутата. Поэтому вместе с письмом мы направили ряд предложений по выходу из сложившейся ситуации. По нашему мнению, следовало бы перенести выборы на более поздние сроки, внести дополнения в Закон Украины «О гражданстве» и создать национальные округа для депортированных — либо с фиксированными квотами, либо с введением системы пропорционального представительства.

— Мустафа-эфенди, как вы считаете, в чем причина периодического обострения политической ситуации в Крыму?

— Ситуация не будет нормализована до тех пор, пока у власти в Крыму будет администрация, значительная часть которой ориентируется на отторжение Крыма от Украины и к тому же плотно связана с криминальными структурами. Киев же, к сожалению, до последнего времени не предпринимал достаточно эффективных мер по пресечению незаконных действий этой администрации. Он не оказывает существенной помощи и тем силам в Крыму, которые являются сторонниками территориальной целостности Украины, а стало быть, приверженцами стабильности и сохранения мира. Если и дальше все пускать на самотек и рассчитывать на то, что авось все обойдется, то очень скоро можно прийти к печальному финишу и исправить положение будет намного труднее и дороже. И так уже упущено много времени и проигнорировано много обстоятельств, когда можно было бы значительно улучшить ситуацию в плане восстановления законности с наименьшими осложнениями.

— В чем вы видите корни крымского сепаратизма и какова, по вашему мнению, роль бывшего крымского руководства во всплеске сепаратизма на рубеже 80-х и 90-х годов?

— Я бы не стал искать объяснения этому явлению в действиях отдельных руководителей. Здесь и следствие национальной политики как добольшевистской, так и советской империи, где и русские занимали особое положение, и результаты подстрекательской политики уже постсоветской «демократической» России.

Что касается Николая Багрова, бывшего председателя ВС Крыма, то это как раз-таки человек, который никогда не руководствовался ни имперскими интересами России, ни задачами укрепления государственности Украины, а думал в основном только о том, чтобы укрепить свое положение. Сперва он, поддавшись настроению русскоязычного большинства, взял было курс на отторжение Крыма от Украины, решив, что это может легко получиться, но у него вскоре хватило ума сообразить, что этот курс чреват очень драматическими для всех последствиями, и стал вести более сбалансированную политику. Не до конца просчитал он и затеи с «президентством» в Крыму — готовил он это для себя, но провести необходимую организационную работу и обеспечить себя хотя бы достаточно надежным окружением он не смог. Победили герои толпы и популисты, которые, к тому же, получили мощную поддержку извне.

— Крымскотатарский народ и, в частности, его представительный орган — Меджлис однозначно поддержали в 1991 году провозглашение независимости Украины. Меджлис также теперь решительно выступает за сохранение украинского статуса Крымского полуострова, против пересмотра существующих границ. В чем причина такого лояльного отношения крымских татар к украинскому государству?

— Вопросы о том, где и с кем целесообразнее быть Крыму и крымским татарам после распада советской империи, мы, кстати, обсуждали с В.Чорноволом в нашей переписке еще в 1979 году в Якутии. Еще тогда сошлись на том, что лучшим решением было бы восстановление национально-территориальной автономии в рамках независимого демократического украинского государства. Причем, В.Чорновил вполне допускал, что это может быть и промежуточным этапом, если даже крымские татары в дальнейшем захотят другой формы самоопределения на своей национальной территории.

Ведь другой разумной альтернативы и нет. Не стремиться же нам в лоно России! Для чего, с какой стати? Что видел наш народ в составе российской и советской империи, кроме разбоя, депортации, геноцида, надругательств над нашей культурой и святынями?

Это во-первых. Но даже если гипотетически предположить, что у крымских татар откуда-то появились бы нежные чувства к России, а сама Россия напрочь отказалась бы от своих имперских амбиций и стала бы идеальным, процветающим и благоденствующим демократическим государством, которое выразило бы готовность уважить наше право на самоопределение, то и в этом случае ведь надо быть реалистами. Не нужно быть особо прозорливым политиком, чтобы предвидеть, какие события последуют в случае попыток перекройки установившихся границ и во что обойдется это в первую очередь жителям Крыма. За примерами далеко ходить не надо. Да это и безнравственно — надо стремиться не туда, где хорошо, а добиваться, чтобы было хорошо в своем государстве.

— ...И каким же вам видится будущее Крыма?

— Нравится кому-то или нет, но Крым является составной частью украинского государства. Я не могу говорить о последующих поколениях своих соотечественников, но в обозримом будущем так оно и будет.Поэтому будет ли в Крыму все благополучно или он будет продолжать оставаться местом разгула, управляемым со стороны мафиозных структур, — во многом зависит от того, насколько быстро укрепится правопорядок и заработает экономика Украины в целом. Вместе с тем, Крым — это национальная территория крымскотатарского народа со своей своеобразной культурой, своими национальными и культурными традициями, которые связывают его с тюркским и исламским миром. Полное возвращение и восстановление всех прав этого народа способствовало бы укреплению стабильности на этом благодатном полуострове, использованию всех его рекреационных и туристических возможностей на благо населения полуострова и Украины в целом, установлению более тесных связей Украины с исламскими странами. К этому мы и будем стремиться.

— Господин Джемилев, известно, как сейчас непросто крымским татарам возвращаться из мест высылки в Крым. Как в настоящее время решается проблема репатриации и обустройства крымскотатарского народа на своей исторической родине?

— Да, положение нашего народа крайне тяжелое. Крымские татары — самая обездоленная часть населения на своей родине. А еще примерно половина нашего народа все еще за пределами своей родины и лишена возможности вернуться своими силами. Перспектив на существенное улучшение ситуации в ближайшее время, к сожалению, не видно. Какой-либо помощи от государств, где вынужденно проживают пока крымские татары, кроме Украины, нет и не ожидается, поскольку ни одно из этих государств, и тем более Российская Федерация, не заинтересовано в возвращении крымских татар. Это в интересах только Украины, но официальный Киев этому, похоже, не придает должного значения. Все предложения Меджлиса по ускорению решения проблемы в Киеве натыкаются на глухую стену. А недавно мы получили еще сведения о том, что в этом году собираются резко, почти вчетверо, ограничить бюджетные ассигнования Украины на программу возвращения и обустройства крымских татар.