« — Это кто?
— Жертвы землетрясения.
— Так ведь землетрясения еще не было.
— А жертвы уже есть!»
(Диалог из кинофильма «Шла собака по роялю»)
Некоторые события, происходящие на наших глазах, вызывают вполне обоснованное подозрение, что предстоящие парламентские выборы еще до их официального начала способны отразиться не только на политическом состоянии общества (что, в общем-то, закономерно), но и существенно повлиять на кадровую политику, а следовательно, негативно отразиться на состоянии экономики. Во всяком случае, неожиданно возникшее движение вокруг одного из наиболее мощных николаевских предприятий — морского порта вынуждает подумать именно об этом.
Тот, кто пережил уже не одну предвыборную кампанию, знает, что в этот период количество слухов в расчете на электоральную единицу резко повышается. Уже исходя из этого корреспонденту «ЗН» просто необходимо было заглянуть в Николаевский морской порт. Тем более, что невесть откуда взявшиеся слухи о грядущей отставке его начальника Валерия Хабарова стали получать некоторое материальное воплощение. Несмотря на то, что ведущие местные газеты и телеканалы воздерживались от информации, в некоторых СМИ, давно задекларировавших свое негативное отношение к руководству порта, появились публикации со ссылками на местное отделение контрольно-ревизионного управления (КРУ), из которых следовало, что оргвыводы просто неизбежны.
Слухи появились отнюдь не на пустом месте. В том смысле, что предприятие действительно подвергалось проверке. Несмотря на то, что рабочий ритм был нормальным (в обычном режиме работали краны, поступали грузы в вагонах, деловито сновал автотранспорт) и отклонений не чувствовалось, саму «контору» действительно лихорадило. В свой первый приезд корр. «ЗН» не удалось нормально поговорить ни с одним из заместителей начальника порта. Им было не до журналиста — надо было отвечать на вопросы проверяющих..
— Позвольте, — удивилась я, — но ведь, насколько я знаю, КРУ уже закончило свою работу. Ряд выводов уже даже опубликовала одна из газет.
— Одни проверяющие ушли, другие пришли… — был ответ.
…Что ни говорите, а для того, чтобы напустить на предприятие отряд проверяющих, наполнить город слухами, а начальника морпорта надолго «уложить» в больницу, должны быть уж очень серьезные основания. А есть ли они? Во всяком случае, еще каких-то полмесяца тому назад николаевцы знали о порте то, что это предприятие, успешно преодолевающее кризис, вносящее весомый вклад в бюджет города, области, страны. А его руководителя Валерия Хабарова, вставшего у руля предприятия в наиболее сложный период, как одного из наиболее уважаемых горожан. И вдруг все изменилось? Если верить выступлениям местных СМИ, ссылающихся на проверку КРУ, то вверенное руководству порта хозяйство работает попросту плохо, не развивается, объем грузооборота снижается? И вообще предприятие функционирует чуть ли не в убыток.
Однако факты, как известно, вещь упрямая. Шесть лет, начиная с 1990-го, объем грузопереработки имел тенденцию к постоянному снижению и составил в 1996 году всего 1.256,8 тыс. тонн. Новая команда порта реформировала внешнеэкономическую деятельность, нашла выгодных партнеров. На предприятие были привлечены значительные инвестиционные средства, позволившие обновить материально-техническую базу. Результаты такой работы проявились уже в 1997 году, когда порт переработал 1,8 млн. тонн грузов. С той поры тенденция роста грузооборота сохранилась и достигла к 2000 году около 3,5 млн. тонн ежегодно. За 10 месяцев нынешнего года на предприятии переработано 3,6 млн. тонн грузов, что на 243,9 тыс. больше, чем было на этот период в минувшем году.
В строй действующих вступили новые производственные участки. Скажем, раньше порт много терял из-за того, что его инфраструктура не позволяла накапливать судовые партии сыпучих грузов. С вводом в 1999 году крытого склада для минудобрений появилась возможность накапливать до 20 тысяч тонн таких грузов и формировать соответствующие судовые партии. Этот комплекс уже сейчас дает эффект и способен производить перевалку 4 млн. тонн грузов в год по прямому варианту. Закончена реконструкция причала № 5 для отгрузки зерновых культур с пропускной способностью до 1 млн. тонн в год. И снова-таки администрация предприятия проявила свою способность смотреть в завтрашний день. На этом комплексе можно перегружать не только зерно, но и продукты мельничного производства (гранулированные отруби).
Николаевский морской порт, хоть и работает в более сложных условиях по сравнению с другими портами, расположенными ближе к открытому морю, выдерживает конкуренцию. Финансовые показатели за девять месяцев нынешнего года свидетельствуют, что чистая прибыль предприятия превысила 11,4 млн. грн. И увеличилась по сравнению с аналогичным периодом на 9,1%.
Ясное дело, что в таком сложном хозяйстве, как морской порт, где имеется много разнообразной техники и даже свои суда, при желании можно отыскать немало недостатков. Особенно если не обращать внимания на объективные условия, в которых работает коллектив. Проверяющие, выявив, что вложение 664 тыс. долларов порта и белорусской фирмы «Гринтур» в эксплуатацию склада минеральных удобрений не окупилось, относят эти просчеты на счет администрации Николаевского морского порта. Да, действительно, в данном случае инвестиционные вложения оказались малоэффективными. Но кто в этом виноват? Разрабатывая вполне обоснованный проект, специалисты порта никак не рассчитывали на то, что попавшие в тяжелое положение судостроительные заводы города начнут использовать свои причалы для переработки грузов, превращаясь в примитивные порты. Еще сложнее было предсказать то, что местные власти, имея ряд не полностью загруженных портов, согласятся дать карт-бланш пробивным людям на строительство и введение в эксплуатацию калийного терминала.
Вообще-то это давняя история. Помнится, депутат горсовета, горожанин года-98 в номинации «Благотворительность» Валерий Хабаров резко выступал против строительства калийного терминала. Доводы его были довольно убедительными — нельзя превращать береговую линию Николаева, по существу закрытый водоем, особо чувствительный в экологическом плане, в цепь хаотических нагромождений примитивных портов и портиков. Для государства более выгодно и целесообразно развивать уже имеющиеся портовые мощности, совершенствуя их.
Еще, помнится, лоббисты строительства очередного порта будоражили депутатов подсчетом средств, которые должны пойти в городской бюджет от деятельности нового портового предприятия. Они лукавили. Потому что названные ими суммы, которые якобы появятся, по существу отобраны у других портов, в основном — у морского, и ни в коей мере не повлияют на общую картину. Более того, подобная несогласованная политика вела (и привела) к снижению инвестиционных вложений. Ну, а теперь, как водится, ищут крайнего. Получается, что к неграмотным действиям прибегали одни, а вина перекладывается на других?
Как ни крути, а нынешнее состояние морского порта не объясняет происходящего вокруг него ажиотажа. А после проверок слухи не только не угасли, но и, так сказать, приумножились. Воспитанный же на предвыборных сюрпризах обыватель хорошо усвоил, что если проверяют финансово-экономическое состояние, то дело как раз может быть совсем даже не в экономике, а в политике или и вовсе… в партийном строительстве, которое, нетрудно заметить, проходит с особым рвением. Потому мы решили встретиться непосредственно с Валерием Хабаровым и задать ему несколько прямых вопросов.
— Валерий Оскарович, слухи о вашей отставке, мягко говоря, преувеличены?
— Не совсем так. Я бы сказал, что они имеют под собой некоторое основание. Дело в том, что меня пригласили в министерство и один из представителей руководства предложил написать заявление об уходе по собственному желанию.
— И вы написали?
— Я отказался.
— Скажите, а насколько отвечают истине слухи о том, что неприятный разговор в министерстве касался не столько экономических проблем, сколько политических, вернее, — партийных? Говорят, что вам якобы предложили крупную сумму денег, которые вы должны были бы использовать на выборах в интересах одной из партийных структур? Можете ли вы подтвердить или опровергнуть это?
— Это неправда. Никаких денег «под выборы» мне никто не выделял и не предлагал. А вот предложение внести, так сказать, от имени предприятия добровольное пожертвование «под выборы» для одной из партий действительно было. Причем, делалось оно неоднократно. Поступило даже письменное обращение на предмет субсидирования партийных трат в свете предстоящих партийных выборов. К слову, я знаю, что подобное давление в виде писем и устных обращений испытывают на себе и другие начальники портов. Думается, это вовсе не мелочь, ведь подобный подход может подорвать всю систему морских портов страны...
— И как вы отреагировали на такое предложение?
— Перечислять деньги я отказался. Ведь речь шла не лично обо мне (я мог бы, в конце концов, и внести определенную сумму), а о возглавляемом мною госпредприятии, средствами которого я единолично распоряжаться не имею права — что для коммунистов, что для СДПУ(о), что для НДП…
— Как, вы, будучи начальником порта, еще не вступили в НДП? — не удержался от вопроса с подтекстом ваш корреспондент. Однако собеседник не принял иронии и ответил вполне серьезно.
— Я — беспартийный. И вступать в какую-либо партию пока не собираюсь.
— Вы связываете происходящие в последнее время проверки предприятия со своим отказом?
— Конечно. Более того, я даже знаю, кого хотят видеть на моем месте.
— Он хороший специалист?
— Об этом вряд ли кто знает.
— Толковый руководитель?
— Об этом еще менее известно.
— Тогда в чем его видимое преимущество?
— В принадлежности к партии, особо почитаемой в Министерстве транспорта…
Дабы у читателей не создалось превратного мнения о моем собеседнике, позволю себе привести краткую справку, проливающую свет на него как специалиста, руководителя, общественного деятеля. В. Хабаров — заслуженный работник транспорта. Награжден орденом «За заслуги» III степени, орденом «За патриотизм» II степени, орденом «Казацкий крест с мечами», золотой медалью «За эффективное управление», международным отличием «Серебряный дельфин» в номинации «Руководитель ХХI столетия», орденом «За розбудову України» им. Грушевского IV степени…Список можно было бы продолжить, если бы не вопрос — теперь все это предлагается в одночасье забыть?
Нетрудно предположить, что если сразу и в корне не пресечь практику, когда смешиваются ведомственные и партийные интересы и на этой основе начинается кадровый шантаж, то дело может зайти слишком далеко. Парламентские выборы, если бы они даже проходили спокойно, а не так, как, судя по старту, будут проходить, неминуемо нарушат стабильность в государстве и обществе, — это вполне допустимо и даже необходимо. Но если процесс изменений парламентской элиты будет дополнен поспешными кадровыми изменениями на крупнейших предприятиях, то цена нынешних выборов для государства и общества может стать слишком высокой.
P.S. Когда материал готовился к печати, события в Николаевском морском порту набирали обороты. Пертурбации, имеющие ключевое значение для важного предприятия, происходят не просто. А очень просто. В соответствии с приказом по Министерству транспорта Украины за № 751 от 1.11.2001 «в связи с болезнью начальника Николаевского морского торгового порта Хабарова В.О. и необходимостью оперативного руководства, эффективного использования государственного имущества» исполняющим обязанности начальника Николаевского морского торгового порта назначен Владимир Емельянов, получивший широкую известность как лидер областной организации НДП. Приказом по предприятию от 2.11.2001 г. он предписал поставить в известность личный состав порта, кто именно теперь в доме (в порту то есть) начальник… Ну как в связи с этим не вспомнить сюжет о землетрясении (читай — выборах), которого еще и в помине нет, а жертвы уже намечены?