UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ: С РАЗДОРАМИ ПОКОНЧИЛИ МЫ СЧЕТЫ?

Идя в минувший вторник на пресс-конференцию лидеров молодежных общественных организаций — члено...

Автор: Павлина Семиволос

Идя в минувший вторник на пресс-конференцию лидеров молодежных общественных организаций — членов УНКМО, была на сто процентов уверена, что их общение с журналистами будет посвящено исключительно скандальным событиям прошлой недели. Напомню: около двухсот юношей и девушек — представителей различных молодежных партий и общественных организаций — пикетировали Госкомитет по делам молодежи, спорта и туризма. Бунтари (кстати, к УНКМО они не имеют никакого отношения), размахивая красноречивыми плакатами, возмущались: как так — руководство Украинского национального комитета молодежных организаций вовсе не по назначению использует бюджетные средства, а его председатель Владимир Рябика не только остается в своем кресле, но теперь еще и возглавляет департамент вышеназванного госкомитета? (В действительности тщательнейшие финпроверки никаких злоупотреблений не выявили.) Масла в огонь подлили и слухи о якобы имеющем место быть расколе УНКМО. Свидетельство тому — проведение в Киеве альтернативного заседания совета комитета, тогда как Рябика сотоварищи заседали в Севастополе. Но, оказалось, отнюдь не инсинуации вокруг УНКМО (хотя о них тоже шла речь) побудили его лидеров созвать пресс-конференцию, а запланированные на следующий день парламентские слушания о положении молодежи в Украине.

По словам Владимира Рябики, впервые к этим слушаниям государственные структуры и молодежные общественные организации подошли, имея общую позицию и единое видение того, какой должна быть молодежная политика в стране. Налицо консолидация усилий представителей молодежного движения, органов исполнительной власти и ВР в стремлении утвердить в Украине гражданское общество и максимально вовлечь в данный процесс юношей и девушек. И это не пустые слова, убежден заместитель председателя УНКМО Александр Лялька. Ведь молодежное движение в нашей стране переживает период настоящего подъема. Буквально за несколько последних лет вдвое возросло количество молодежных и детских организаций. Их сегодня насчитывается 70 всеукраинских (61 входит в состав УНКМО), свыше 500 областных и 1200 местного уровня. В шесть раз больше юношей и девушек стали принимать участие в реализации различных программ упомянутых организаций. Но, с одной стороны, молодежь как самая активная и энергичная часть общества может довольно успешно самореализоваться, а с другой, она, вне всяких сомнений, остро нуждается в поддержке государства. Поэтому нардепы—члены УНКМО в преддверии парламентских слушаний были настроены весьма решительно и серьезно: животрепещущие вопросы кредитования молодежного жилищного строительства, кредитования высшего образования и льготного проезда студентов должны быть подкреплены конкретными статьями бюджета на следующий год.

— Понятно, что эти суммы очень большими быть не могут, — сказал народный депутат, председатель Молодого Руха, член правления УНКМО Вячеслав Кириленко. — Но их наличие в бюджете-2001 обязательно.

Следующий момент, на котором нардепы — члены УНКМО сосредоточили внимание, — положение дел в неправительственном молодежном секторе. Ведь именно через него можно максимально эффективно реализовать молодежную политику в государстве, считает Вячеслав Кириленко. Сейчас это уже всем ясно. И деятельность УНКМО, в частности, тому самое красноречивое подтверждение.

К сожалению, нынешняя стабилизация молодежного движения устраивает далеко не всех. Вокруг УНКМО умышленно создается конфликтная атмосфера: кто-то начинает говорить о несостоятельности комитета, кто-то утверждает, что создано несколько его «двойников», проводятся нелегитимные собрания и т.д. Господин Кириленко убежден: парламент должен расставить все точки над «i» и в данном вопросе, иначе подобные дрязги могут на время блокировать эффективную работу УНКМО и, возможно, даже лишить его государственного финансирования. Народный депутат, председатель Социалистического конгресса молодежи, заместитель председателя УНКМО Вадим Мисюра напомнил, что комитет существует с 1992 года и до 1997-го никакого госфинансирования не имел. Вместе с тем и тогда это была авторитетная и уважаемая организация, претворявшая в жизнь массу социально значимых проектов. И акцентироваться сегодня нужно не на том, что комитет «подпитывают» бюджетные средства, а на том, что его представители принимали самое активное участие в законодательной работе. С 1998 года парламент Украины принял семь законов, непосредственно касающихся реализации молодежной политики в нашей стране. Среди них, в частности, «О молодежных и детских организациях». Подобным законом может похвастаться, кстати, далеко не каждая страна. Вообще Украина, по мнению Владимира Рябики, имеет сегодня наиболее совершенное «молодежное» законодательство в сравнении с другими бывшими советскими республиками и самое мощное молодежное движение — свыше миллиона человек — среди стран СНГ. «И это — не точка зрения Госкомитета по делам молодежи, спорта и туризма, — подчеркнул господин Рябика. — Так считают международные организации и европейские молодежные структуры».

Сегодня УНКМО — не столько объединение, сколько система взаимоотношений между молодежными формированиями. Здесь нормально сосуществуют представители практически всех политических сил Украины. И, что характерно, различная идеологическая ориентация ни в коей мере не мешает им плодотворно сотрудничать. И ни о каком расколе речи идти не может. Тем более о создании «альтернативного» УНКМО и проведении им «своих» советов. Владимир Рябика был лаконичен: «В Севастополь съехались члены практически всех организаций, входящих в комитет. Ктo мог проводить совет в Киеве, я не знаю. Кто принимал в нем участие, для меня тоже загадка».

Нынешний отчетно-выборный совет УНКМО стал, безусловно, знаменательным событием для комитета. В Севастополе приняли его принципиально новый устав, соответствующий требованиям Европейского молодежного форума. Дело в том, что членами УНКМО являются не только всеукраинские организации, но и 27 региональных объединений, куда входят областные молодежные организации. Так вот, они в последнее время настолько увеличили свой численный состав и влияние, что УНКМО пришел к выводу о настоятельной необходимости существенно расширить права областных комитетов молодежных организаций. Что, собственно, и было задекларировано в уставе. Между прочим, с 1999-го областные власти начали финансировать свое молодежное движение. Например, Львовская область в этом году выделила миллион гривен на местный комитет молодежных организаций. А вот государственные структуры такой поддержки не имеют. Почему? Да потому, что, повторюсь, практика показала: молодежную политику намного эффективнее проводить через неправительственные формирования. Это давным-давно поняли европейские страны. Есть молодые люди, нуждающиеся в помощи, инвалиды, наркозависимые и т. д. Но ведь большинство юношей и девушек в состоянии позаботиться о себе сами. Просто им нужно дать возможность реализоваться через молодежные организации. Такой принцип и лег в основу украинской молодежной политики. Поэтому вполне логично, что на нужды Госкомитета по делам молодежи, спорта и туризма выделено всего 4,5 миллиона гривен (для сравнения: в 1998 году сумма равнялась 14 млн.), а на УНКМО — 12 миллионов (в 98-м — 9). И так происходит не от того, что последний лучше лоббирует свои интересы, — его успешная деятельность говорит сама за себя. Маленький штришок: с начала года УНКМО получил всего 8% от запланированной в бюджете суммы — приблизительно миллион гривен. Но благодаря спонсорским средствам, грантам и т. д. на реализацию программ, проведенных в первом полугодии, удалось привлечь свыше трех миллионов.

И еще несколько слов об инсинуациях вокруг УНКМО. Грустно, но факт. В нашей стране есть силы, структуры и отдельные личности, не заинтересованные в консолидации молодежного движения, констатировал председатель Христианско-демократического союза молодежи Украины, заместитель председателя УНКМО Александр Ярема. Оно и понятно: разобщенными организациями намного легче манипулировать. А вот с мощной, монолитной и объединенной структурой подобный фокус не пройдет. И, похоже, желающие посеять семена раздора в конце концов поймут тщетность своих усилий. Ведь небезызвестная Моська тоже довольно громко лаяла на слона. Но разве чего-то добилась?..