UA / RU
Поддержать ZN.ua

Многоточие суда как точка в многовекторности

Украина рискует оказаться в затяжной внешнеполитической изоляции и внутриполитическом тупике.

Автор: Вадим Карасев

Власть постоянно подчеркивает, что европейский вектор является фундаментальным внешнеполитическим выбором Украины. Однако жесткий приговор Юлии Тимошенко может не только притормозить европейскую интеграцию, но и вообще закрыть европейские двери для Украины. Правящая группа сегодня сделала и делает все необходимое, чтобы завалить экзамен на вступление в европейскую ассоциацию - блокирует политическую конкуренцию, готовит почву для безальтернативных выборов, монополизирует ресурсы в руках могучей кучки олигархов. Перед страной снова обостряется проблема геополитического вызова и выбора. Причем проблема геополитического вызова появляется не только со стороны Европы, но и России. Судя по жесткой реакции Европы на посадку лидера оппозиции, режим Януковича окажется в опале со стороны не только Запада, но и России, а возможно, и других региональных игроков. А это перечеркивает не только любимые элитной верхушкой многовекторные игры, но и замыкает Украину в геополитических тисках. Украина рискует оказаться в затяжной внешнеполитической изоляции и внутриполитическом тупике.

Интеграция по-европейски или по-украински?

Украина находится на завершающем этапе переговоров с Европейским Союзом о создании зоны свободной торговли и заключения Соглашения об ассоциации. Однако последние зарубежные визиты украинского президента в Европу и США, участие в саммите «Восточного парт­нерства» в Польше засвидетельствовали, что прослеживаются различия в понимании целей и задач интеграции по-евро­пейски и по-украински. В Поль­ше президент Виктор Янукович открыто говорил о Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС как о свободе торговли, обмена услугами, передвижения капиталов и рабочей силы. То есть президент видит европейскую интеграцию как экономическую, но не политическую. Украинская элита заинтересована в выходе на европейские рынки, но не в интеграции в европейские правовые и политические структуры. Позднее министр иностранных дел Польши Радослав Си­корс­кий, отмечая эти разногласия, заявил, что нельзя получить привилегии свободной торговли с ЕС, не разделяя европейских ценностей.

Данное противоречие подтверждает тот факт, что украинская власть продолжает балансировать в логике многовекторности, пытаясь встроится в европейский рынок, и при этом остается ценностно и политически в постсоветском пространстве. Беря за основу европейский вектор, украинская элита готова к вхождению в ЗСТ, но не в Европейский Союз. Европейское пространство необходимо украинским элитам как по экономическим и бизнесовым соображениям, так и для вхождения в европейские элитные клубы. В экономическом плане правящий класс и олигархи уже интегрированы в Европу - там их банковские счета, недвижимость, в Европе проживает, получает образование и медицинские услуги их семейно-клановое окружение. Иначе говоря, речь идет об олигархическом, элитном варианте интеграции. А вот вопрос об интеграции снизу, а не сверху, об интеграции народов, а не элит, власть старается обходить.

Чтобы корректно оценить, в чем же заключаются цели и задачи интеграции по-украински, необходимо совершить небольшой экскурс в природу украинского суверенитета и многовекторности. Основные экономичес­кие преференции от независимости, дивиденды от государственности в течение 20 лет получает сформировавшиеся на постсоветской собственности и феодальной ренте административная правящая верхушка и олигархический класс. При этом от независимости широкие массовые слои остаются без политических прав и экономических бонусов, в результате чего народ как нация и источник суверенитета так до сих пор и не сформировался. Источником богатства и залогом удержания своего привилегированного статуса для верхов становится многовекторность. Дешевый российский газ, низкая цена рабочей силы в Украине, экспорт сырья и сбыт продукции на европейских рынках - вот схема транзитной, челночной многовекторности, до сих пор безотказно работавшая в условиях постсоветского геополитического вакуума. Все эти годы Ук­раина держится за экономичес­кий прагматизм, предпочитая участвовать в региональных торговых привязках, избегая системных интеграций или союзов. Ведь интеграция означает не только объединение верхов в своих узких интересах, но и объе­динение народов экономически, политически и социально.

Украина всегда была восприимчива к геоэкономической и гео­политической конъюнктуре как раз по причине своего вклинивания во внешнеполитические связки. В условиях, когда, с одной стороны, постсоветский геополитический вакуум постепенно заполняется различного рода союзными объединениями под кураторством России (ТС, ЕЭП, ЕврАзЭС, ОДКБ), а с другой - мировой экономический кризис и европейские долговые дефолты спровоцировали процессы изменения региональных экономических пространств и рынков, поле для многовекторных маневров сужается. Кроме того, исчерпывается ресурс постсоветских трофеев, снижается прибыльность экспортно-сырьевой экономики, уходит в прошлое постсоветская украино-российская соседская скидка на газ. Все это говорит о том, что многовекторность как экономическая и политическая платформа украинской постсоветской государственности разваливается.

Союзами едиными и священными?

Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что неслучайно визит президента В. Яну­ковича совпал с рокировкой в российском тандеме, а быстро последовавший затем манифест премьер-министра РФ Влади­мира Путина о реинтеграции постсоветского пространства в первую очередь обращен к Украине. Идея Путина о новом союзе постсоветских республик перечеркивает затянувшуюся украинскую полуинтеграционную игру. Мессидж России очень четкий - переходный период выборочных, челночных, секторальных отношений подходит к концу. Действительно, Украина вроде бы состоит в СНГ, но не его полноправный член, хочет сотрудничать с Таможенным союзом, но при этом не входить в ТС. Сейчас уже будет невозможно экономически интегрироваться в Европу, но ценностно, политически оставаться в постсоветском пространстве.

Цель геополитической модернизации по-путински заключается в превращении постсовка сначала в союзно-торговое, затем в союзно-экономическое и впоследствии - в союзно-политическое пространство. Другими словами, речь идет о вертикальной, верхушечной, элитной, олигархической сверхинтеграции. По логике российского премьера, вначале возникнет священный союз несменяемых авторитарных президентов, потом произойдет объединение крупного постсоветского капитала, восстановление постсоветских монопольно-индустриальных цепочек, возрождение административно-вертикального дирижизма, а затем будет перезаключен новый популистский договор с массами.

Следует отметить, что идея реюнионизации по плану Путина не лишена привлекательности для украинского правящего класса. Во-первых, союз авторитарных президентов может дать нынешней правящей верхушке стабильное пребывание у власти, обеспечить пролонгацию персоналистской власти путем манипулятивного перекоммутирования политических режимов. В Украине уже есть прецедент, когда избранный при парламентско-президентском режиме В.Януко­вич переформатировал его в президентско-парламентский. Во-вто­рых, проблема поиска популистского договора с массами может быть перенесена с внутриукраинского на общесоюзный уровень. Сырьевая рента задает проблему потенциальных и популистских восстаний, протестов, бунтов бюджетозависимых масс. Не будет необходимости метаться между избирателями Запада и Востока, поскольку безальтернативная общесоюзная повестка большинства заменит национальные повестки.

На фоне идеально расписанной картины путинский реюнионизм все-таки означает геоэкономическую проекцию российской империи. Фактически Россия идеей ЕврАзЭс взяла курс на создание классического типа империи, когда метрополия концентрирует на себе все возможные ресурсы своих колоний. Но украинская верхушка после 20 лет «самостийной» эксплуатации трофеев независимости вряд ли готова согласиться на российское доминирование и новый передел ресурсов и стать вместо собственников управляющими уже российской собственности на своей территории.

Украинские элиты настолько вжились в экономический прагматизм, что государство для них превратилось в одну большую корпорацию. Нынешняя правящая группа, не понимающая толком, что делать с ценностной национальной государственной повесткой, отодвинула ее на нижние строчки политического меню. Вполне удобно существовать на постсоветских ценностях, тем более что их подпитка приходит без задержек из России. Президенты Украины за годы независимости так и не доросли до лидеров нации, а в период правления В.Януковича миссия президента вообще сжалась до посредника в многовекторных экономических играх между украинской элитной верхушкой и региональными мировыми центрами влияния и власти. Тем более что в нынешнем политическом режиме даже постсоветская ценностная повестка вторична. Именно поэтому план Путина, адресованный в первую очередь украинским элитам, не вызвал у них ни заинтересованности, ни даже ностальгии.

Европейский вектор или украинский полувектор?

Украинская политическая элита до октябрьского идеологического переворота Путина надеялась сохранить как свое транзитное положение между РФ и Европой, так и геополитические козыри в интеграционных играх с Москвой и с Брюсселем. Но пос­ле программирующего российского блицкрига украинская многовекторность проваливается еще больше. Тем не менее даже в этих новых условиях, казалось бы, безусловного выбора европейского вектора, правящий класс пытается найти новые версии геополитического баланса с Европой.

На удивление твердую европейскую позицию украинской элиты, причем той ее части, которая всегда благосклонно относилась к российскому вектору, можно объяснить тем, что РФ отказывается от полуинтеграционных союзов в пользу парадигмы единого и священного союза. Сегодня европейские структуры для правящего класса становятся своеобразным зонтиком, под которым можно спрятаться от возвращения «главного демона» постсоветского пространства - Владимира Путина. Именно этим можно объяснить последние требования Украины о формальном закреплении перспективы присоединения к ЕС. Украина уже несколько раз отгораживалась от Таможенного союза, прикрываясь формальным членством в ВТО. Хотя вопрос выгод от присоединения к ВТО для национального производителя, да и для Украины в целом, остается неоднозначным. Исполь­зование ЕС как щита от путинского евразийства понятно, но означает ли эта нацеленность на полноценную интеграцию в ЕС? Или это новая версия внешнеполитической стратегии - украинская полувекторность. С одной стороны, Европа не готова принять Украину, в том числе и по причине ограничения политических свобод, а с другой - Украине также не выгодна полноценная интеграция, подразумевающая, в частности, экономическую и политическую либерализацию, а выгодно получить отдельные преференции, закрепляющие внутренние политэкономические неофеодальные привилегии господствующей элиты. Европейский союз демократий подразумевает отказ от постсоветских автократизма, персонализма, дирижизма. Именно от элитного и верхушечного характера власти правящая элита пока что не готова отказаться.

Ирония ситуации состоит в том, что в этих новых условиях полувекторности Украине достигать баланса будет помогать дело Тимошенко. Фактор Тимошенко как пока что единственной политической альтернативы правящая элита будет использовать в качестве джокера. Европейцы смотрят на дело Тимошенко с конституционно-правовой точки зрения как на ограничение прав оппозиции и несправедливого правосудия, а с институциональной позиции - как на сохранение конкурентности элит для стабильной политической системы. В этой ситуации для режима Януковича Тимошенко становится своеобразной подушкой безопасности от полномасштабной интеграции в ЕС и подобием воздушной подушки, дающей возможность и дальше скользить между Европой и Россией. Кстати, Россия в деле Тимошенко видит ограничение главного конкурента, который при возможности может добиться больших результатов, нежели Янукович. Среди этих результатов - как больший электоральный рейтинг, так и возможно большая устойчивость сильной президентской власти. Другими словами, России не выгодна внутриукраинская конкуренция, ей нужен безальтернативный лидер, лишь в этом случае можно будет реализовать евразийский проект.

Верхушечная, элитно-нео­фео­дальная природа украинской государственности продолжает задавать формат полуинтеграции и полувекторности, блокировать полноценную встройку страны в глобальный контекст. Украинская элита получила суверенитет как трофей и использует его как трофей. А за 20 лет так и не сформировался национальный суверенитет, потому страна вынуждена постоянно проваливаться между европейской и российской геополитическими глыбами. До тех пор пока Украина будет занимать позицию геополитичес­кого эскапизма, присоединительная полуинтеграция, отвечающая интересам верхов, будет входить в противоречие с интересами и правами низов и как следствие провоцировать внут­реннее социальное и политическое перенапряжение. И в этом главный риск для режима Яну­ковича. Выкараб­каться из этой пропасти можно двумя способами. Либо верхи будут вести себя по-европейски и пойдут на договоренность с обществом и наконец-то будет завершен процесс оформления национальной государственности. Либо низы поступят по-евро­пейски, сами инициируют новый общественный договор, но уже с другими, демократически избранными лидерами.