UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мировой финансовый кризис — тест для Украины

Прежде чем прогнозировать возможные последствия мирового финансового кризиса для экономики Украины, попытаемся ответить на вопрос: существует ли уже влияние?....

Автор: Богдан Данилишин

Прежде чем прогнозировать возможные последствия мирового финансового кризиса для экономики Украины, попытаемся ответить на вопрос: существует ли уже влияние?

Ведь национальная экономическая система, достаточно интегрированная в мировое хозяйство, не могла остаться в стороне от мировых процессов. И нарушение макростабильности на внешних рынках должно было сказаться на внутренних процессах в Украине.

Мировой финансовый кризис 2007—2008 годов, как и любой другой, проходит несколько волн в своем развитии. Две предыдущие мы пережили довольно уверенно, хотя и не без ошибок.

Первая волна распространилась в 2007 году, когда на мировых фондовых рынках произошло первое падение фондовых индексов ведущих банков и финансовых компаний. При таких обстоятельствах спекулятивный капитал, который ищет стабильные рынки с самой высокой при­былью, перешел с рынков развитых стран в страны с развивающимися экономиками, продолжавшие демонстрировать высокие темпы роста и прибыльности. По оценкам финансовых экспертов, соотношение риска и прибыльности в таких странах было довольно привлекательным. Как следствие, в 2007 году фон­довые рынки этих стран продемонстрировали рост. Китай и Украина стали лидерами такого роста.

Такими же значительными были объемы притока кредитов. За 2007 год украинская экономика позаимствовала 24,3 млрд. долл. США средне- и долгосрочных кредитов.

Вторая волна стартовала в начале 2008 года, когда продолжавшееся падение фондовых рынков мира обусловило переориентацию финансовых потоков с одних активов в другие, в частности сырьевые и энергетические. Эти активы стали более привлекательными, что сразу же стимулировало значительный рост цен на сырьевые ресурсы. По итогам января—июля, цена на металл в среднем по восьми регионам мира выросла почти на 81%, стоимость нефти марки Brent — на 32%. К тому времени, когда появились первые положительные прогнозы по поводу мирового валового сбора зерновых в 2008/2009 маркетинговом году, за 2007/2008 маркетинговый год цены на пшеницу (США, FOB) выросли в среднем на 79%.

Последствия для экономики Украины были следующими.

Усиление общего инфляционного фона. Инфляционная спираль, раскрученная в 2007 году, имела продолжение и в 2008-м.
Нестабильность политическая не могла не сказаться и в экономической плоскости. По итогам восьми месяцев, цены производителей промышленной продукции повысились на 36,5%. Лидерами роста стали такие отрасли, как добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) — 70,4%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 68,1, производство кокса — 64,3, химическое производство — 55,9%. То есть все отрасли, которые ориентированы на внешние рынки или, в соответствии с особенностями производственного процесса, обслуживают экспортно-ориентированные производства.

Фактор конвергенции, на формирование которого влияет открытость экономики Украины, в условиях, когда в большинстве стран мира в 2008 году росли и потребительские цены, также повлиял на ускорение инфляционных процессов на отечественном потребительском рынке. Индекс потребительских цен в сентябре составил 101,1% (в январе—сентябре — 116,1%), но он был существенно ниже, чем в 2006-м и 2007-м, когда наблюдался рост на 2,0 и 2,2% соответственно. Следовательно, в целом в третьем квартале Украина вышла на самую низкую за последние четыре года траекторию роста цен — всего 0,5%. Общий рост цен был вызван в основном повышением цен (тарифов) на услуги.

Повышение роли экспортных производств в экономическом росте. С начала года наблюдались постепенное ускорение роста производства в экспортно-ориентированных отраслях экономики и перераспределение финансовых ресурсов в экономике от всех остальных секторов в сырьевой и экспортно-ориентированный секторы, в частности и через банковскую систему. Так, по итогам семи месяцев, рост производства в металлургии составил 3,5%, химической промышленности — 5,2. В целом это обеспечило удержание довольно высоких темпов роста промышленности — 7,3%.

За этот же период в условиях увеличения доли прибыльных предприятий в общем количестве предприятий (с 65,1% в январе—июле 2007 года до 66,9% — в январе—июле 2008 года) предприятия получили прибыли на 71,7% больше, чем за соответствующий период 2007 года. Лидерами роста прибыльности стали производство кокса и продуктов нефтепереработки (в 5,7 раза), добывающая промышленность (в 2,2 раза), химическая и нефтехимическая промышленность (в 2,5 раза).

Самыми высокими темпами росли объемы кредитов в сельское хозяйство (135,1%), производство кокса и продуктов нефтепереработки (132,5%), машиностроение (132,1%), химическую и нефтехимическую промышленность (130,6%).

Также в начале года экономика Украины оставалась привлекательным объектом капиталовложений для иностранных инвесторов. Прирост совокупного объема иностранного капитала в экономику страны за первое полугодие в 2,7 раза превысил показатель за соответствующий период предыдущего года. Опять-таки, капитал «заходил» в потенциально наиболее привлекательные в этом году производства: сельское хозяйство (149,7%), финансовую деятельность (142,1%), производство кокса и продуктов нефтепереработки (123%).

В условиях формирования положительного сальдо платежного баланса и, соответственно, избытка предложения валюты в мае официальный курс гривни к доллару США ревальвировал на 3,96% и на конец августа составил 4,85 грн./долл. США. Международные валютные резервы на протяжении января—августа выросли на 5,6 млрд. долл. США — до 38,1 млрд. долл.

На фоне второй волны мирового финансового кризиса не остался в стороне от мировых процессов и украинский фондовый рынок. Индекс Первой фондовой торговой системы (ПФТС) за семь месяцев потерял 43,5% своих позиций. Это связано в основном с выходом с украинского рынка, как и с мирового, части иностранных инвесторов, так называемых спекулянтов, а также с нестабильной политической ситуацией в Украине.

Снижение стоимости ценных бумаг демонстрировали почти все предприятия, входящие в котировочный список ПФТС.

То есть в экономике Украины при свободном перетоке капитала наблюдались вполне рыночные тенденции поиска сверхприбылей, что в условиях усиления сырьевой ориентации на мировых рынках, соответственно, усилило на этапе второй волны экспортную и сырьевую составляющие отечественной экономики.

Третью волну мирового кризиса мы наблюдаем сейчас.

Последствиями этого этапа мирового финансового кризиса стали серия банкротств ведущих мировых финансовых компаний и распространение финансового кризиса на реальный сектор мирового хозяйства, падение спроса на мировых рынках и, как результат, обвал цен на сырьевых рынках, стагнация ведущих экономических систем.

В августе—сентябре цена на металл в среднем по восьми регионам мира упала на 18,3%, цены на нефть снизились на 26,5%.

На экономике Украины последствия третьей волны в полной мере еще не сказались. Их продолжительность и глубину сегодня трудно оценить, но некоторое их влияние уже наблюдается.

В августе впервые, начиная с октября 2002 года, снизились объемы производства промышленной продукции к соответствующему месяцу предыдущего года на 0,5%, в частности в металлургии — на 8,6%, химической промышленности — на 9,1, производстве кокса, продуктов нефтепереработки — на 4,9%.

То есть в экспортно-ориентированных секторах экономики, вследствие реализации стратегий, направленных на первоочередной поиск ниш на внешнем рынке, и недооценки внутреннего, на сегодняшний день наблюдается замедление роста под влиянием комплекса внешних шоков. В результате прирост в металлургической и химической промышленности за восемь месяцев составил всего 2 и 3,5% соответственно. В целом темпы роста объемов промышленного производства по итогам восьми месяцев уже замедлились до 6,3%.

Как следствие, после постепенного «проседания» фондового рынка в течение семи месяцев уже за два следующих месяца было зафиксировано аналогичное падение, и индекс ПФТС потерял еще 43% своих позиций. Негативно повлияли на изменение индекса ПФТС новости именно от горно-металлургического комплекса.

На этом фоне рост ВВП на уровне 7,1% был обеспечен высокой динамикой других видов экономической деятельности, и прежде всего сельского хозяйства. В нынешнем году получены рекордные объемы урожая.

На валютном рынке начались девальвационные процессы, и уже в сентябре международные валютные резервы сократились на 0,6 млрд. долл. США. Как один из факторов, ускоряющих инфляцию, в сентябре снова начали усиливаться негативные инфляционные ожидания. На наличном валютном рынке сформировалось значительное отрицательное сальдо продажи/купли населением иностранной валюты на уровне 1321 млн. долл. США.

Третья волна мирового финансового кризиса заставила правительства ведущих стран пересмотреть свою политику относительно финансовых рынков. В частности правительства США, Великобритании, Германии, России, стран Бенилюкса и другие приняли решение о государственной поддержке отдельных финансовых учреждений, переживающих финансовые трудности.

Этого же ожидают инвесторы и от правительства Украины. Но проблемы, которые в США и других развитых странах привели к ипотечному и финансовому кризисам, и проблемы, которые могут сформировать негативные тенденции в развитии экономики Украины, существенно отличаются.

Для выработки решений, которые действительно позволят смягчить влияние мирового кризиса на экономику Украины, нужно проанализировать, через какие каналы наиболее ощутимым может быть это влияние.

Пока же фондовый канал влияния мирового финансового кризиса на Украину не станет действительно самым болезненным. Сегодня он только создает определенное давление на валютный рынок, поскольку происходит отток спекулятивного капитала. Значительного влияния этот канал на развитие реального сектора в Украине не окажет. Во-первых, на организованном фондовом рынке проводится незначительная часть сделок — в прошлом году всего 4,66%. А во-вторых, следует отметить, что на долю иностранных инвесторов и других источников финансирования, к которым относятся и средства фондового рынка, приходится лишь 5—7% всех инвестиций.

Что касается других каналов влияния, то они более чувствительны для экономики Украины.

Первый канал — внешнеторговый.

Из-за распространения проблем на финансовых рынках уже происходит снижение мирового спроса. Рецессия в ведущих экономиках мира будет сопровождаться прежде всего уменьшением инвестиционного спроса, динамики объемов строительства и, соответственно, приведет к снижению цен на продукцию металлургии и машиностроения.

Такие тенденции на мировом рынке, исходя из высокой зависимости украинской экономики от экспорта, доля которого в ВВП превышает 47%, негативно скажутся на динамике развития экспортного производства, а затем — на отраслях, непосредственно и опосредствованно зависящих от экспорта.

Второй канал — банковская система.

На сегодняшний день довольно высокой является доля присутствия иностранного капитала в финансовых учреждениях. Финансовый сектор Украины — один из лидеров в привлечении прямых иностранных инвестиций (19% всего накопленного иностранного капитала). В банковском секторе доля иностранного капитала в его общем объеме составляет 37,2% и превышает пороговое значение границы экономической безопасности на уровне 30%, в страховом — приближается к этой границе и составляет 28,1%.

С учетом большой доли транснациональных финансовых корпораций в банковском секторе Украины негативное влияние мирового финансового кризиса может распространяться опосредствованно — если материнские компании понесут убытки и будут иметь проблемы с ликвидностью.

В этом аспекте следует отметить, что процессы инвестирования и развития отечественных производств в большей степени зависят от кредитования, чем от фондового рынка. 16% инвестиций в основной капитал финансируются за счет кредитов. И наиболее зависимыми секторами являются сельское хозяйство, строительство, перерабатывающая промышленность, в частности, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, производство кокса и продуктов нефтепереработки.

Третий канал — долговой.

В конце первого полугодия 2008 года объем валового внешнего долга составлял 59,9% ВВП, или 100,06 млрд. долл. США.
При этом почти 85% достигает задолженность частного сектора экономики. Согласно исследованиям, проведенным МВФ, максимально допустимой суммой внешнего долга для стран с низким и средним уровнем доходов является сумма на уровне 49,7% ВВП; при превышении этого уровня вероятность распространения финансовых кризисов составляет около 70%.

Ухудшение ликвидности мировых финансовых рынков может существенно замедлить кредитование украинской экономики. Как следствие, украинские заемщики испытают трудности с рефинансированием своих кредитных обязательств на внешних рынках.

Следует отметить, что в структуре внешнего долга значительна доля краткосрочного капитала (28,2% на конец июня 2008 года). Коэффициент покрытия резервами кратко-
срочного внешнего долга за первое полугодие уменьшился почти на 15% и составил 1,258.

Именно этот капитал в случае внезапного его оттока может стать одним из факторов дестабилизации курса национальной валюты.

Сегодняшние условия развития отечественной экономики значительно отличаются от тех, что существовали в
1998 году, когда Украина тоже испытала влияние мощного мирового финансового кризиса. Но современные реалии не улучшают, а ухудшают характеристики устойчивости национальной системы к финансовым шокам. Так, если в 1997 — 1998 годах уровень корпоративных долгов был низким и корпоративный сектор не был настолько зависимым от внешнего финансирования, то на сегодняшний день, как уже отмечалось, национальная финансовая система стала более зависимой от внешних потоков капитала.

Если случится наихудшее и реализуется влияние всех указанных каналов одновременно и в полном объеме, то последствия мирового финансового кризиса для Украины будут достаточно ощутимыми:

— значительно возрастет дефицит внешнеторгового баланса, превысив уровень в 10% ВВП, что критично для развивающихся экономик;

— сократится положительное сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций;

— как следствие, положительное сальдо платежного баланса, существующее в последние годы, изменится на отрицательное.

Чтобы не допустить значительной девальвации, Национальный банк будет вынужден продавать валюту из резерва. Но предотвратить девальвацию будет крайне сложно.

В таких условиях динамика ВВП может замедлиться до 2,5—3%, индекс потребительских цен в условиях возобновления девальвационных процессов выйдет за пределы 20%.

Указанное не является простым моделированием при прочих равных условиях ситуации по принципу «что будет, если...» Ведь наряду с ростом интегрированности национальной экономики в финансовые рынки за период после финансового кризиса 1998 года произошли и серьезные изменения в структуре и характере развития экономики. Сегодня рост все в большей степени определяется внутренним потенциалом, а не внешними факторами. Высокими темпами увеличивается потребительский спрос домохозяйств, инвестиции в обновление основных фондов и внедрение прогрессивных технологий. Украина освоила новые мировые рынки.

С учетом развития мирового кризиса и правительство, и Национальный банк уже применили ряд мер, которые позволят уменьшить риск существенного влияния. Это и пакет антиинфляционных мер, и меры по повышению стабильности банковской системы, комплекс мер по минимизации влияния проявлений мирового финансового кризиса на экономику Украины и т.п. Так, в начале года Национальный банк принял решение о повышении требований к расчету адекватности регулятивного капитала банков (долгосрочные активные операции, проводимые с превышением сроков размещения над сроками привлечения средств, дополнительно взвешиваются на коэффициент риска 50% и тому подобное), что позволило банкам пересмотреть свои позиции в сторону их улучшения.

Кроме того, определенным страховым полисом для Украины является Евро-2012. Если запланированный комплекс работ будет выполнен, то мы гарантированно получим значительный приток капитала по каналам прямых иностранных инвестиций, средне- и долгосрочных кредитов. Ведь такое событие в мировом масштабе рассматривается инвесторами как имиджевое с невысоким уровнем риска финансирования.

Но, как говорят, надейся на лучшее, но будь готов к худшему. Существующие угрозы требуют как от властей, так и от предпринимателей определенной реакции и принятия дополнительных предупредительных мер.

Что может сделать правительство?

Учитывая риски сокращения экспортно-ориентированного производства вследствие падения мирового спроса и усложнение платежей по экспортным операциям, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на расширение внутреннего спроса на группу экспортных товаров и, тем самым, усиление роли внутреннего производства. Для этого достаточно будет начать новые инфраструктурные и жилищные строительные проекты, финансируемые из бюджета. Правительство должно не допустить обвала цен на зерно нового урожая путем закупок Аграрным фондом, чтобы сельхозпроизводители получили достаточные ресурсы для проведения всего комплекса посевных работ. Это прямо и опосредованно поддер-
жит развитие металлургической отрасли, производства кокса, добывающей промышленности, химической, нефтепереработки, пищевой, а также торговли и транспорта.

С учетом рисков возникновения финансовой нестабильности целесообразно пересмотреть проект бюджета на 2009 год, увеличив объемы капитальных расходов, в том числе строительных, не усиливая при этом дефицит. Также важно предусмотреть создание Стабилизационного фонда, средства которого будут направляться на обеспечение всех гарантийных обязательств государства, что повысит доверие к намерениям правительства проводить взвешенную и сбалансированную бюджетную политику.

В условиях финансового кризиса стратегическим направлением деятельности правительства является стимулирование увеличения инвестиций в реальный сектор национальной экономики. Для этого, кроме активизации реализации проектов Евро-2012, необходимо разблокировать приватизационные процессы. Но здесь без помощи Верховной Рады не обойтись, ведь неотложным является принятие Государственной программы приватизации. Также необходимо принять ряд законопроектов, разработанных правительством и направленных на повышение инвестиционной привлекательности Украины.

Что может сделать НБУ?

Для предотвращения банковского кризиса НБУ целесообразно принять ряд решений, устанавливающих принципы рефинансирования коммерческих банков с проблемами краткосрочной ликвидности при проявлениях признаков финансового кризиса. Для предотвращения валютного кризиса необходимо выработать комплекс мер, которые не позволят валютным спекулянтам расшатывать курс. При этом НБУ должен и в дальнейшем проводить политику повышения волатильности курса для снижения рисков разбалансирования платежного баланса.

Что могут сделать предприниматели и инвесторы?

Учитывая ограниченность внутренних финансовых ресурсов в условиях ухудшения доступа до внешних кредитов, предприниматели должны сделать нелегкий выбор: или остановить производство и потерять рынки, удерживая высокие цены в расчете на временные трудности, или снизить цены, тем самым восстановив спрос на свою продукцию и сохранив потребителя. Второй путь — это путь тех производителей, которые заботятся о будущем, расширяя производство и зарабатывая на «обороте», а первый — путь спекулянтов, которые получают в краткосрочном периоде сверхприбыли и выходят из производства.

Правительство в этом плане может взять на себя обязательства провести консультации по поводу подписания меморандумов с инвесторами, представителями крупного бизнеса о снижении цен на товары и услуги.

Только совместная работа правительства и Нацбанка, поддержанная Верховной Радой, а также непосредственно бизнесом, позволит успешно пройти тест на зрелость украинской экономики в условиях мирового финансового кризиса.