UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИНОБОРОНЫ В ОЖИДАНИИ ЧИСТКИ?

Не исключено, в этом году Минобороны Украины может стать государственной структурой с самым высоким темпом ротации высшего руководящего состава и обойти по этому параметру даже Службу безопасности...

Автор: Валентин Бадрак

Не исключено, в этом году Минобороны Украины может стать государственной структурой с самым высоким темпом ротации высшего руководящего состава и обойти по этому параметру даже Службу безопасности. Не так давно, после расследования причин аварии тактической ракеты «Точка» помещение на Воздухофлотском проспекте оставил командующий Ракетными войсками и артиллерией генерал-лейтенант Владимир Терещенко. Еще через некоторое время командующий Северным оперативным командованием генерал-полковник Виктор Колотов сменил на посту начальника тыла ВСУ Григория Михайличенко, а первый замкомандующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Олег Шустенко — Северное ОК. Наконец, экс-глава Госкомграницы генерал-полковник Виктор Банных и экс-командующий расформированной Национальной гвардии генерал-лейтенант Александр Чаповский пополнили комплект замов министра.

На этой неделе появились признаки еще одной кадровой перестановки. Речь о том, что на последнем совещании генералитета глава военного ведомства Александр Кузьмук в весьма жесткой форме обратил внимание своего зама и начальника вооружения ВСУ Анатолия Довгополого на, как отмечают источники в центральном аппарате Минобороны, «серьезные личные недоработки». Еще осведомленные особы говорят, что Анатолию Степановичу было предложено самому красиво решить проблему — то есть написать по собственному желанию.

С одной стороны, событие рядовое — мало ли какой министр недоволен работой своего заместителя. В некоторых министерствах, подпираемых мощными колоннами, такое случается намного чаще, а патрона опасаются гораздо больше. Однако случай с начальником вооружения интересен еще и тем, что может повлиять на ход некоторых, уже государственных событий.

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ



Говорят, что на вопрос, кто же пишет историю, случай или отдельные личности, ответ давно найден. Спор лишь о том, кто лучше пишет.

Имея в виду связь замминистра обороны А.Довгополого с Вооруженными Силами Украины, нельзя не заметить не только его «долгожительства» на этой должности, но и определенной успешности. Во многом этому способствовал тот факт, что начальник вооружения ВСУ является единственным гражданским среди генералитета и всегда служил своеобразным подтверждением украинского курса на формирование гражданского Минобороны, что так настойчиво рекомендуют Киеву на Западе.

Выступая летом прошлого года на общем собрании офицеров Вооруженных Сил Украины, А.Кузьмук отметил, что в украинскую армию принято семь новых образцов вооружения (правда, специалисты от ВПК уверяют, что невозможно принять на вооружение узел или часть какой-нибудь номенклатуры вооружений, как например, головку самонаведения зенитно-ракетных комплексов «Барс», названную министром обороны среди прочего), а Генштаб со штабом вооружения определяют приоритеты «разработки и производства современнейших видов оружия, в том числе и на новых физических принципах, то есть оружия будущего». Глава военного ведомства также отметил, что за последние несколько лет при мизерном финансировании освоено выпуск 11 видов современного оружия и военной техники. Уже в феврале с.г. А.Кузьмук сообщил о принятии на вооружение нового танка Т-84. Очевидно, было бы логичным все перечисленное поставить в список заслуг в том числе и начальника вооружения. Специалисты также утверждают, что именно он одним из первых поднял вопрос о создании неядерных сил сдерживания.

Однако как в Минобороны, так и в других ведомствах не раз приходилось слышать о том, что начальник вооружения — личность достаточно своеобразная и требует особого подхода. Например, серьезные разногласия возникли у начальника вооружения с командующими видами ВСУ в вопросе выработки политики развития вооружений. Так и не удалось найти общий язык с харьковскими танкостроителями, что прямо отразилось на поступлениях бронетехники в украинскую армию. Упоминали об определенных сложностях и те, кто занимается сбытом оружия из арсеналов военного ведомства за кордон.

Правда, ни один из тех, с кем довелось поговорить на эту щекотливую тему, не сказал, что определенно было бы лучше для дела, если бы А.Довгополый ушел. И дело даже не в колоссальном опыте. И даже не в том, что не так давно А.Довгополый очень серьезно рассматривался на должность заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам ВТС (до появления в феврале 1999 г. соответствующей комиссии во главе с Владимиром Радченко). Как считают в самом военном ведомстве, нынешнему начальнику вооружения весьма трудно найти адекватную замену. Среди наиболее вероятных претендентов на эту должность называют генералов Михаила Митраховича и Владимира Толубко. Однако, в смежных с Минобороны ведомствах и в Совете национальной безопасности и обороны настаивают, чтобы начальник вооружения непременно был гражданским. У А.Кузьмука сегодня больше десятка заместителей в генеральских погонах, и пополнение в лампасах может нарваться на жесткую критику, от которой министр подустал уже после «точечного» дела.

ДЕЛА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Есть еще один немаловажный нюанс, оставить без внимания который не представляется возможным. Объективно А.Довгополый — ключевая фигура в разработке программы развития военной техники и вооружений, которую военное ведомство не может «защитить» с 1997 года. Напомним, что глава государства в который раз дал отмашку представить документ на рассмотрение СНБОУ, на этот раз к сентябрю с.г. В этой связи стоит заметить, что штаб вооружения — это определенная команда, многие из которой определенно не устроят нового руководителя, если таковой появится. Поэтому не лишены оснований предположения, что в случае освобождения начальником вооружения своего кресла с утверждением упомянутой программы могут возникнуть проблемы. Как, впрочем, и предположения, что в ситуации, когда «коней на переправе» меняют, на них можно списать и провалы. Тем более, что, несмотря на объемность программы (по словам А.Кузьмука, около 70 томов), к ней и сегодня высказывают немало претензий. Подход к программе может еще ужесточиться с появлением новой президентской комиссии по военно-промышленной политике. Говорят, что соответствующее заседание специальной рабочей группы по этому вопросу в среду было достаточно успешным, а согласно проекту указа главы державы комиссию должен возглавить экс-секретарь СНБОУ Владимир Горбулин.

С точным попаданием ракеты «Точка» черная полоса в жизни военного ведомства не закончилась. В начале июня вдруг выросла новая довольно масштабная проблема, которая и вызвала недовольство и озабоченность министра обороны. Именно состояние складов, баз и арсеналов военного ведомства, а конкретно, обеспечение их живучести и взрыво-пожарной безопасности стали причиной атаки на начальника вооружения. Дело в том, что руководитель Международной группы независимых специалистов по вопросам прогнозирования последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций Василий Кредо предал гласности экспертную оценку сохранения боеприпасов на военном складе в поселке Коцюбинском под Киевом. По его мнению, в случае аварии на складе, где хранятся некондиционные боеприпасы, в основном снаряды и мины, общей массой около 50 тыс. тонн, может быть уничтожена большая часть столицы Украины. Боеприпасы, по словам В.Кредо, побывавшего на складе в качестве наблюдателя от международной группы специалистов, «расположены непосредственно на земле, меньшая их часть — во временных деревянных и кирпичных помещениях в лесной пожароопасной зоне, а также в зоне взлета самолетов с аэродрома авиакомплекса им.Антонова, что не соответствует никаким международным нормам».

Это событие стало причиной создания по поручению Леонида Кучмы специальной комиссии по изучению состояния дел в Коцюбинском и на других базах и военных арсеналах Министерства обороны. Очевидно, выводы генерального инспектора Генеральной военной инспекции при Президенте генерал-полковника Василия Собкова, возглавившего комиссию, были нелестными. Более того, в кулуарах на Воздухофлотском не исключают, что, несмотря на выводы комиссии федерального государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро машиностроения» (г.Коломна, РФ) относительно техногенного характера аварии тактической ракеты «Точки-У» весной этого года, дополнительной причиной могут быть названы и условия хранения ракет.