UA / RU
Поддержать ZN.ua

Министерская кадриль

Верховная Рада осуществила очередную попытку помочь Кабмину трудоустроить еще летом задекларированных кандидатов в министры...

Автор: Инна Ведерникова

Если каждый займет свое место,
появится много вакансий.

На этой неделе кадровый вопрос в Украине обострился. С одной стороны, небезызвестный экс-спикер секретариата президента г-н Кислинский в очередной раз взбудоражил общественность. Правда, на этот раз чиновнику пришлось не поучать страну на темы безопасности и государственной измены от имени президента, а от себя лично пояснить, является ли он всамделишным владельцем университетского диплома. Ситуация для нашей страны, собственно, не новая (с учетом истории экс-министра юстиции Романа Зварича). Но если тогда это был сигнал, то — теперь — приговор. Системе.

С другой стороны, Верховная Рада осуществила очередную попытку помочь Кабмину трудоустроить еще летом задекларированных кандидатов в министры. Господа снова надели костюмы, галстуки, заняли места в зале и стали ждать официального утверждения в партнеры к власти. Не задался, однако, танец. Дальше внесения вопроса в повестку дня, согласительных советов и перекуров (пардон, перерывов) дело в Раде не пошло. В четверг. В пятницу же – повезло только МИДу.

Фигура первая. Оптимистичная

Кадры решают все,
даже когда их об этом не просят!

Первые заявления о том, что у коалиции появились голоса для доукомплектования правительства, прозвучали еще несколько недель назад. Разблокирование же парламента, хоть и ценой социальной «атомной бомбы», которую, по словам премьера, в первом чтении подложили под страну (заметим, руками ПР, «НУ—НС», КПУ и Блока Литвина ?), дало шанс назначениям.

Для многих неожиданным в этой кадровой истории оказалась инициатива президента, таки официально внесшего кандидатуру Петра Порошенко на пост министра иностранных дел. Само представление получило автограф Ющенко еще летом, но внесено в ВР было только сейчас. Претендент, на котором кардинально разминулись Тимошенко и Ющенко в 2005-м, в ложе гостей чувствовал себя вполне уверенно, по-видимому, понимая, что на этот раз оказался точкой совпадения интересов Банковой (эффективный менеджер) и Грушевского (простивший все). Петр Алексеевич не любит овечек. Его личные и активные переговоры с фракциями дали результат — 240 голосов «за». И пока этот результат — единственный.

На самом деле на вопрос, каким таким чудесным образом Партия регионов позволила коалиции проголосовать исключительно по кандидатуре Порошенко, мог бы ответить Борис Колесников. По информации «ЗН», накануне голосования в пятницу один из акционеров ПР позвонил некоему из заместителей главы фракции и сказал, чтобы коалиции не мешали. Возражения на предмет того, что у коалиции есть голоса, акционер не принял. Заверил политика, что, мол, пролетят и успокоятся. Не пролетели. Однако мораль сей басни в другом: новый глава МИД Петр Порошенко уже на этапе своего филигранного вступления в должность продемонстрировал просто виртуозную способность договариваться как с друзьями, так и с врагами.

Назначение главы Минобороны стало еще более актуально после одиозной отставки начальника Генштаба Сергея Кириченко: Верховный главнокомандующий узнал о рапорте главы Генштаба от помощников, а они — из «Интерфакса». Однако на этот счет Ющенко промолчал. Тем не менее, по информации «ЗН», заманчивое предложение №1 от Главверха получил генерал Николай Литвин. Он же — глава Государственной пограничной службы. Он же — брат спикера ВР Владимира Литвина. Предложение №2 получил демонстративно отдавший под козырек президенту в 2007-м году предводитель внутренних войск генерал Александр Кихтенко. Как утверждают проверенные источники, Литвин отказался. Кандидатуру Кихтенко же готовы были вносить, но, видимо, не были уверены в успехе и не внесли.

Теперь уточним кадровые аппетиты коалиции. На самом деле большинство июньских предложений остались в силе. В числе претендентов в правительство по-прежнему числятся Михаил Згуровский (вице-премьер, которому по задумке Кабмина предстоит курировать гуманитарный блок), Юрий Любоненко (вице-премьер, патронирующий региональную политику и ЖКХ), Федор Ярошенко (Минфин), Тариэл Васадзе (Минтранс), Виктор Шемчук (Минюст). В зале находился и уже назначенный Кабмином и.о. главы Гостелерадио Олег Наливайко. Где-то вне зоны доступа ждал своего звездного часа и экс-глава НАК «Надра Украины» Владимир Каретко, претендующий на кресло главы Антимонопольного комитета Украины.

Напомним, что названные кандидатуры успешно прошли все необходимые согласования, были представлены в профильных комитетах, а также в ходе глубокого внутриполитического торга протестированы многочисленными группами влияния в коалиции и правительстве. Небезызвестно и то, что фамилии двух последних претендентов на кресла (Наливайко и Каретко) давно и прочно связывают с группой Игоря Коломойского, которую, так или иначе, представляет в парламенте Александр Третьяков и с десяток близких ему штыков «НУ—НС». Интересно, что после публичного конфликта премьера и группы «Приват» в формате «Так кому достанется ОПЗ?», людям Третьякова—Коломойского каким-то чудом удалось отстоять свой кандидатский минимум. И если к профпригодности Наливайко вопросов в зале нет, то о Каретко этого не скажешь.

Касательно других кандидатов: Тариэл Васадзе оказался единственным, кто пошел на контакт с «ЗН» до официального назначения. Влиятельный в кругах автопрома депутат-бизнесмен соизмеряет свои сильные менеджерские возможности со слабостями политической ситуации, при этом четко называет свою основную миссию: не только сохранить ресурсы одного из ключевых министерств, но и принести пользу, мягко говоря, нестабильному бюджету страны. Однако, как и все остальные претенденты на пост, подвешенный на крючок неопределенности Васадзе не захотел детализировать свое стратегическое видение до назначения.

Претендент на Минфин, удержавшийся на посту заместителя главы ГНАУ, представитель «азаровской» школы Федор Ярошенко стоит особняком в этой истории. Что, по-видимому, свидетельствует о нешуточном кадровом голоде в экономико-финансовом блоке команды премьера. Авторитетный же в научных и образовательных кругах Михаил Згуровский, надо полагать, должен сыграть свою роль в экстренном стремлении премьера реформировать образовательную сферу. Остается только догадываться, что Тимошенко может предложить вузам после провозглашения скорой финансовой независимости школ. Вопрос: догадывается ли об этом сам Згуровский? Г-н Любоненко, по задумке премьера, должен охватить своим вниманием иногда отклоняющихся от ее курса министров Алексея Кучеренко и Василия Куйбиду, курирующих соответственно ЖКХ, строительство и региональную политику. Ну а некогда президентской креатуре — Виктору Шемчуку, по-видимому, придется составить компанию одной из самых удачных креатур Тимошенко — Василию Онопенко. В сфере обеспечения законности. Это, если совсем примитивно.

Фигура вторая. Противоречивая

Любого можно поставить на место, но не любого снять.

Теперь о выпавших деталях. Если, конечно, радикальные заявления лидера УНП Юрия Костенко, сопряженные с выходом из коалиции депутатов Джоджика и Клименко, можно отнести к деталям. На самом деле член УНП Александр Клименко до последнего дня имел все шансы номинироваться на пост министра угольной промышленности. Точнее, его фамилия была в июньском списке счастливчиков (или камикадзе). Насколько же несчастным на тот момент чувствовал себя нынешний глава Минуглепрома Виктор Полтавец, распространяться не будем. Потому что в итоге карта легла в его пользу. Рассказывают, что Полтавца «отбила» (депутатский сленг) небезызвестная бютовка Наталья Королевская, имеющая кабинет — депутатский — не только на Садовой, но и кураторский — в названном министерстве. Насколько это устраивает Полтавца — вопрос риторический. Тем не менее именно эта, как судачат злые языки, очаровательная крыша и стала индульгенцией сговорчивого министра. А дальше завертелось.

Юрий Костенко и его депутаты выжидали до последнего в надежде на то, что фамилия Клименко будет подтверждена. Не случилось. За чем последовали громкие заявления о том, что УНП не собирается быть ширмой популизма правительства и пр., пр., пр. Другие источники настаивают на еще одной концептуальной версии гиперболизированной активности уже заявившего свои претензии на президентство главы УНП. Сводится она к особой роли участия в кампании Костенко главы ДУСи Игоря Тарасюка, еще в 2007 году делегировавшего своего советника Андрея Давиденко в депутаты по списку УНП. Поговаривают, что и Тарасюк, и, соответственно, глава его политического инвест-проекта не слишком-то довольны разворачиванием действий КРУ в районе Банковой. Так или иначе, но у последней появился дополнительный стимул утверждать, что коалиции в парламенте нет.

На этом, пожалуй, стоит оторваться от традиционных противоречий внутри коалиции и обратить внимание на героические усилия, предпринимаемые Партией регионов, направленные на заботу о маленьком, брошенном властью украинце. Не тема этого материала говорить о победе (?) ПР, таки убедившей КПУ, часть «НУ—НС» и Блок Литвина проголосовать (правда, только в первом, ни к чему не обязывающем чтении) за закон о повышении прожиточного минимума и минимальных пенсий. Хоть и под авторством литвиновца Олега Зарубинского. Однако темой этого разговора вполне можно считать условие соратников Януковича, выдвинутое коалиции в кадровом формате. Суть его сводится к двум коротким тезисам:

— назначайте кого хотите, мы, оппозиция, вам в этом не помощник;

— но прежде чем назначать, отправьте в отставку тех министров, которые недостойны таковыми называться.

В число обязательных отставников, по мнению ПР, входит традиционно Юрий Луценко (удивительно, но демонстративное сближение министра внутренних дел с некогда «предводителем донецкой мафии» Ахметовым пока не снимает вопроса отставки гибкого министра); министр образования Вакарчук (по мнению регионалов, замучивший детей независимым тестированием); министр здравоохранения Князевич (виновен в опасной вакцинации); а также министра труда и социальной политики Людмилы Денисовой (недостойная — априори). А к концу четверга в кулуарах зазвучали еще и новые фамилии виноватых — Онищук, Вовкун, Кучеренко.

На сегодня «Регионы» открыто говорят, что будут блокировать трибуну до тех пор, пока ВР не проголосует за отставку этих министров. Версии подобного поведения ПР самые разные. Начиная от желания вывести парламент из рабочего состояния до выборов, делигитимизацией Кабмина (снять больше 2/3 министров) и заканчивая формированием некоего технического правительства до времени «Ч». Что из этого — правда, а что плод чьей-то неуемной фантазии, гадать не будем. И уточним, что Кабмин Тимошенко с приставкой и.о. или без нее таки доработает до выборов. По закону.

Заметим и то, что, по нашей информации, уже к вечеру четверга у «коалиции» не было голосов на решение всех кадровых вопросов, и предложением перенести голосование на более поздний срок «коалиция» этот вопрос закрыла. Знающие депутаты поясняют: «Подумайте сами, в «Нашей Украине» есть люди, готовые проголосовать за отставку того же Луценко, в то же время в «Народной самообороне» есть депутаты, готовые проявить ответную индифферентность по отношению к кадровому пакету Кабмина. И так по кругу. Заколдованному. Амбициозному. В основе которого — только личный интерес и договоренности. Не имеющие ничего общего с будущим Украины».

Фигура третья. Отложенная

У нас по-прежнему самые главные и самые умные сидят в разных кабинетах

На самом деле в этой кадровой истории мало кто из политиков выглядит достойно. О политических силах в целом и говорить нечего. Хорошая мина при плохой игре давно превратилась в общую гримасу всего украинского политикума. А они и не заметили. Судя по общему тону предвыборных кампаний. В этой связи хочется сфокусировать внимание вот на чем.

В какие бы предвыборные игры ни играли партии и фракции в ВР, что бы ни рассчитывали на Банковой, ни пиарили на Грушевского и не внедряли на Липской, общая ситуация выглядит крайне опасной. Тем более на фоне кризиса.

В Украине введен в кому парламент. Похоже, с нитевидным пульсом до 17 января. В такой ситуации можно бесконечно долго бороться как за социальные стандарты, так и за назначения министров. Не по сути и по факту, а по меркантильному политическому расчету. При всей важности постановки обоих вопросов.

Заблокирован парламент в Крыму. Ключевые министерства Кабмина оголены. Ряд конституционных должностей (АМКУ, ФГИ, Гостелерадио) не имеет легитимных руководителей.

Более того, идет планомерное выбивание оставшихся основ. Заявление Тимошенко в отношении главы Счетной палаты Валентина Симоненко, якобы «продавшего свою душу за взятки» — тому подтверждение. Может, оно и так, но хватит политики! Давайте факты, господа! И дамы.

…Самой яркой картинкой парламента на этой неделе для меня стал многократный чемпион по фехтованию Юрий Чиж. Обвязавшись украинским флагом и почти скрыв его за чемпионскими медалями, он ходил под куполом и звенел своими наградами, как колокольчиками. «Лоббирую принятие закона о спорте, — говорит чемпион. — Где защищаются тренеры и спортсмены от государственного равнодушия, а дети от спиртного и сигарет. Вы чуть ли не единственная, кто подошел и поинтересовался, чего это я тут расходился. Остальные при значках, охране и миллионах проходят мимо. Я — пустое место…». Вот такая у нас политическая кадриль.