В распоряжении редакции оказалось послание временно исполняющего обязанности начальника Великоновоселковского РО ГУ МВД Украины в Донецкой области В.Устименко председателю местного райсовета. «В связи со служебной необходимостью и указанием ГУ МВД Украины в Донецкой области №43 от 7.09.2009 г.» майор милиции просит предоставить следующую информацию (выделено редакцией):
«1. Списки депутатов областного совета, проживающих на обслуживаемой территории. 2. Списки депутатов районных, городских, поселковых и сельских советов. 3. Списки кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления и членов их семей. 4. Списки доверенных лиц кандидатов в президенты Украины, руководителей территориальных и местных предвыборных штабов и членов их семей. 5. Списки работников предвыборных штабов или агитаторов от политических сил.
Список должен содержать данные: Ф.И.О, дата рождения, место проживания, контактный телефон, от какой политической партии избран человек на выборную должность».
Тому же адресату было направлено письмо за подписью заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД Украины в Донецкой области К.Санояна. В нем содержится просьба предоставить список действующих депутатов местного совета. Как следует из текста, подобная просьба была разослана в 18 местных советов. После перечня сельсоветов указано: «В случае возникновения дополнительных вопросов они будут изложены Вам лично. При необходимости прошу предоставить возможность ксерокопирования документов, на которые будет указано оперативным сотрудником».
В письме есть ссылка на статью 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». Эта статья действительно предоставляет право спецподразделениям по борьбе с организованной преступностью «получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины», а также Антимонопольным комитетом, Фондом государственного имущества, министерствами, ведомствами, другими государственными органами Украины.
Предоставление милиции таких полномочий не просто законно, но логично и понятно. В контексте цитированных выше документов можно было бы потеоретизировать о том, что задача правоохранительных органов заключается, в частности, и в том, чтобы всеми возможными средствами не допустить во власть криминалитет. Но об этом с уверенностью можно было бы говорить лет 20 назад.
Заметим в скобках, что и тогда вышел бы скандал, если бы достоянием общественности стали подобные письма, свидетельствующие о том, что милиция собирает информацию столь «широким неводом», а не основываясь на материалах оперативно-розыскных дел, позволяющих заподозрить конкретное лицо в неблаговидных, уголовно наказуемых деяниях. Сегодня же весь криминальный элемент, который хотел попасть во власть, начиная с поселковых советов и заканчивая парламентом, давно уже там. И это общеизвестный факт. У нас в МВД успешно служат граждане с установленными криминальными связями и судимыми родственниками. Поэтому наивно полагать, что сбор информации о руководящем составе местного самоуправления, зарегистрированных политических партий и движений, общественных организаций преследует благую общественную цель. Просто милиция готовится к выборам. И в этой подготовке мелочей нет. Здесь важно все: вплоть до личных данных рядовых работников предвыборных штабов, агитаторов от политических сил и членов семей руководителей местных предвыборных штабов.