UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИД уполномочен сократить

Урезание финансирования усугубляет маргинализацию внешнеполитического ведомства

Автор: Владимир Кравченко

Отечественный МИД переживал разные периоды в своей истории.

Было время, когда внешнеполитическое ведомство формулировало стратегические задачи и азартно работало над ними, - и время, когда оно оказывалось на периферии украинской политики.

Сотрудники МИД не раз испытывали творческую эйфорию. Но чаще увязали в бюрократической топи.

Дипломаты совершали поступки, подписывая воззвания и уходя в отставки. И шли на сделки с совестью, выполняя противоречащие их убеждениям распоряжения, боясь сказать лишнее слово.

Дипломатические победы часто сменялись унизительными поражениями. А после непродолжительного периода относительного достатка приходило время жесткой экономии.

Сегодня МИД переживает не лучшие времена. Его влияние на формирование повестки дня с основными внешнеполитическими партнерами Украины сведено к минимуму. А на поясе, который пытаются затянуть потуже, не осталось места для новых дырок.

Как следует из циркуляра, подписанного 22 февраля первым заместителем министра иностранных дел Русланом Демченко и отправленного всем дипломатическим учреждениям Украины (ZN.UA располагает текстом документа), в 2013 г. на работу посольств и консульств выделено на 95 млн грн меньше, чем в 2012-м. Это около 14% от объема прошлогоднего бюджета. Как поясняет в документе сам дипломат, 95 млн грн - сумма, необходимая для функционирования украинских представительств за рубежом в течение двух месяцев.

Г-н Демченко отмечает, что сметы дипучреждений на 2013 г. обеспечивают расходы на оплату труда дипломатов, аренду служебных помещений, коммунальные услуги. Примерно на 54% от заявленных потребностей обеспечиваются расходы на аренду жилых помещений, на 20% - на оплату разных услуг (транспортных, медицинских и т. д.). По оценке первого замминистра, ситуация усложняется непропорциональным распределением помесячного плана ассигнований, когда на I квартал нынешнего года приходится только 14,3% плановых назначений, а на IV - 36,7%.

"Актуальное состояние дел требует четкого и государственнического подхода в принятии решений о проведении расходов, тщательного анализа всех затрат учреждений и проведения ряда организационных мер с целью жесткой экономии средств", - отмечается в циркуляре. В частности, руководство внешнеполитического ведомства поручает главам дипмиссий пересмотреть договоры на аренду служебных и жилых помещений, установить жесткие лимиты расходов на услуги связи, транспортные и медицинские услуги, свести к минимуму затраты на протокольные мероприятия, максимально ограничить краткосрочные командировки.

Спустя несколько дней в посольства были отправлены циркуляры, подписанные уже министром Леонидом Кожарой и предписывающие дипломатам, которые должны вернуться в Украину из долгосрочной командировки в рамках плановой ротации в течение 2013 г., сделать это уже до 30 апреля. Их сменщики должны выехать в долгосрочную командировку не ранее 1 декабря 2013 г. Исключение сделано только для тех сотрудников дипучреждений, чьи дети ходят в школу в стране пребывания.

О том, что вопрос экономии и временного (?) сокращения штатов оказался болезненным для дипломатов, свидетельствует тот факт, что ответили все наши адресаты, к которым ZN.UA обратилось за комментариями. Ответили искренне и с горечью. Один из наших собеседников признался: "Лучше бы сократили 14% зарплаты, но четко платили бы за обучение детей, медицину, транспорт, связь и т. п. А так эта зарплата может принести мне большие проблемы".

Украинский МИД проводил политику жесткой экономии и раньше. Особенно памятны 2008-2009 гг., когда денег не хватало на самый минимум. В те трудные времена дипломаты прошли и сокращение штатов, и задержки по зарплате, и период лимитированных пятью минутами телефонных разговоров, и запрет на командировки. Тогда вместо консультаций экспертов проводились видеомосты, а несколько посольств были закрыты.

Сегодня регионал Л.Кожара идет по дороге, проторенной его "папередниками" в 2008-2009 гг., пытаясь растянуть на год тот мизер, который был выделен ведомству на 2013-й. И сэкономить на основной статье расходов - на загранпредставительствах, "съедающих" около 80% всего бюджета министерства.

В том, что внешнеполитическое ведомство дошло до такого удручающего финансового состояния дел, значительная доля вины как предыдущего министра Константина Грищенко, так и нынешнего - Леонида Кожары, не лоббировавших интересы МИД. В результате бюджет ведомства в 2013 г. составил 1,106 млрд грн. Много ли это?

Например, в минувший четверг депутаты выделили недавно созданному Министерству доходов и сборов 5,89 млрд грн. Бюджет Министерства здравоохранения составляет около 6,8 млрд грн, Министерства культуры - 2,2 млрд. При этом бюджет МИД сокращают уже второй год подряд. Финансирование ведомства - одно из самых плохих среди министерств.

Но, пытаясь сэкономить, чиновники режут по живому - по людям. В результате, как заметил один из наших собеседников, подобная экономия только вредит делу, поскольку предложенный вариант сокращения бюджетных средств "не является экономией. Экономия - это когда высвобождаешь средства, которые можешь потратить на другие цели. Мы же ничего не высвобождаем, а только делаем вид, что ничего не произошло и все работает так, как и раньше. Только без денег".

Потому-то некоторые собеседники ZN.UA, понимая мотивы, которыми руководствовались в Киеве, считают действия мидовского руководства по меньшей мере непрофессиональными. Быть может, эта оценка излишне категорична и эмоциональна. Но возмущение дипломатов вполне оправданно, поскольку такая "экономия" может привести "к почти полному коллапсу в работе посольств и консульств".

Вопреки расхожему мнению, дипломаты не жируют. Их жизнь состоит не из одних только загранкомандировок и приемов. Командировка для дипломатов - это такая же производственная необходимость, как для моряка выход в море, а для крестьянина - в поле. Да и приемы для большинства из них - это не только мероприятие, где можно отведать деликатесы и марочные вина. В первую очередь это площадка для общения, установления новых контактов, для "съема" информации, наконец. Ветераны дипслужбы помнят, как Геннадий Удовенко наставлял своих младших коллег: перед каждым приемом нужно плотно поужинать, дипломат идет туда не есть, а работать.

Труд дипломатов ценится невысоко, несмотря на ненормированный рабочий день. Зарплата начальника отдела центрального аппарата МИД может составлять от 3,5 до 5,5 тыс. грн. В Минфине, например, чиновник среднего звена получает процентов на двадцать больше. В АП у сотрудника главного управления по вопросам международных отношений зарплата вдвое больше, чем у его коллег из МИД.

Не лучше ситуация и в дипмиссиях. В зависимости от категории страны пребывания зарплата советника может составлять 2-3 тыс. долл. По сравнению с зарплатами их коллег из многих стран СНГ это небольшие суммы.

Даже российские дипломаты, аккредитованные в Украине, получают раза в два-три больше украинских коллег. На протяжении нескольких последних лет россиянам дважды поднимали зарплату на 20%. А сотрудники посольств из стран - членов Евросоюза получают раза в три-четыре больше украинцев. (Справедливости ради заметим, что западноевропейские дипломаты из этих средств оплачивают и аренду квартиры, и транспорт.)

Тем больнее бьют по нашим дипломатам предлагаемые Киевом решения по экономии. Если ранее МИД оплачивал служебный автотранспорт и связь, то теперь уже сами дипломаты вынуждены оплачивать бензин и телефон. Это немалые расходы. А ведь дипломатам, особенно консулам, по долгу службы ездить приходится много. При такой "экономии" украинцы, попавшие за границей в беду, могут не дождаться консульской помощи. Официальные делегации также не должны отныне рассчитывать на опеку дипломатов, причем не только при посещении бутиков, но и при выполнении своей официальной миссии.

Добавим, что украинское государство, в отличие от принятой во многих странах практики, не оплачивает дипломатам представительские расходы. А ведь особо ценная информация выуживается не за официальным столом переговоров, а за чашечкой кофе. Интересы страны проще лоббировать в хорошем ресторане, где обстановка располагает к доверительной беседе. Рабочие ланчи и ужины - не "забаганки" и не барство, это принятая во всем дипломатическом мире практика.

Необходимость брать на себя производственные расходы бьет по карману и так небогатых, чаще всего семейных, дипломатов, вынужденных оплачивать еще и школы, и детские сады, и очень часто - услуги врачей. В общем, как грустно заметил один из наших собеседников, получается "дипломатия за свой счет". А если еще начинаются задержки по зарплате (как это уже было в январе и феврале), то, увы, иногда весьма непросто противостоять коррупционным искушениям...

Дипломатический паек стал скуднее еще и потому, что у посольств и консульств в этом году забрали право распоряжаться частью консульских сборов, решив полностью посадить дипмиссии на бюджетное финансирование. Да только где оно? Возможно, появится в декабре. Но вот тендеры проводить уже будет поздно.

При таком финансовом обеспечении предлагаемое руководством МИД решение о ротации (с задержкой прибытия сменщиков на полгода) означает, что многие в посольствах будут заниматься формальными отписками, а не реальной работой. Ведь ее объем никто не уменьшит, зарплату - не поднимет. Да и людей будет недостаточно, чтобы закрыть все щели амбразуры: из некоторых посольств в Киев должны единовременно вернуться около половины сотрудников.

Один из наших собеседников, настроенный более оптимистично, нежели его коллеги, полагает, что проблемы в дипучреждениях будут все же относительными, поскольку "работа в центральном аппарате намного интенсивнее, чем в посольствах (за небольшим исключением). Так что паралича не будет".

Тем не менее для представительств в государствах Европейского Союза проблема экстренного отъезда сотрудников дипмиссий будет особенно болезненной: Киев задался целью подписать в этом году Соглашение об ассоциации с ЕС.

Разумеется, львиную долю работы Украина должна сделать дома. Но не стоит преуменьшать и дипломатическую составляющую политики евроинтеграции. А кто будет заниматься ею в европейских столицах, если не хватает людей? Как заметил один высокопоставленный дипломат в комментарии нашему изданию, "когда на дипломатию выделяется меньше определенного количества денег, она вообще утрачивает смысл. Люди не ходят на встречи и мероприятия. Они не могут вести необходимую разъяснительную работу. А ведь этот год - критический для нашей евроинтеграции".

На работе посольств и консульств негативно отразится и отъезд без автоматической ротации бухгалтеров и завхозов, то есть сотрудников, ответственных за материальные ценности. "Я обойдусь без завхоза. Как-то - без деловода. Но без бухгалтера-то как?" - довольно эмоционально отреагировал еще один глава дипмиссии. Послы и консулы прилагают все усилия, чтобы пробить в Киеве решение оставить в посольстве хотя бы часть сотрудников, которые должны уехать до 30 апреля. Департамент же персонала министерства уже начал оформлять дипломатам приказы вернуться на родину.

При этом, как полагает один из наших конфидентов, вариант ротации, предложенный руководством МИД, не приведет к значительной экономии бюджетных средств. В частности, это касается и такой важной статьи расходов, как аренда жилья.

Некоторые наши собеседники полагают, что решение о ротации принималось сгоряча, от отчаяния, и теперь будет пересматриваться: в Киеве, дескать, поняли, что реализовать все намеченные планы нереально. Ведь срочный отъезд большого количества людей также потребует значительных финансовых затрат. А денег на билеты и оплату груза нет. Кроме того, существует еще и проблема трудоустройства вернувшихся людей: на их месте в Киеве сидят не уехавшие сменщики.

Без сомнения, в условиях кризиса экономить надо. Президент Кипра, например, сократил себе зарплату на 25%. Барак Обама решил ежемесячно возвращать в казну 5% (1667 долл.)своего жалования в знак солидарности с госслужащими, пострадавшими от сокращения выплат. Урезают зарплату госслужащим в Испании и Греции.

Есть возможности для оптимизации и у нашего внешнеполитического ведомства. Например, Киев мог бы закрыть дипмиссии в ряде стран, перейдя на "кустовое" дипломатическое представительство. Наконец, вновь пересмотреть штатное расписание центрального аппарата и дипломатических миссий. Ведь в посольствах всегда найдутся "лишние" сотрудники, должности которых можно сократить…

Комментируя ситуацию, замминистра иностранных дел Виктор Майко утверждает, что никакого массового отзыва дипломатов из посольств без проведения плановой ротации не будет. Дипломат заверил, что МИД подходит к этому вопросу очень взвешенно и не допустит "разрыва в кадрах", в первую очередь в важных для Украины государствах. "Если такие ситуации будут возникать, то они будут исключением, и МИД предпримет все усилия, чтобы этого не произошло", - убеждает В.Майко.

Другой замглавы МИД - Андрей Олефиров - сообщил в своем комментарии, что "министерство определило четкие потребности по усилению финансирования отдельных направлений нашей работы, о чем министр докладывал главе правительства. По результатам премьер дал поручение учесть эти проблемы при внесении изменений в госбюджет на 2013 г.".

Однако если судить по решению контролируемого Партией регионов парламентского бюджетного комитета, неделю назад утвердившего перераспределение программ Минфина на 2013 г. на сумму 1,7 млрд грн, то МИД в приоритетах власти не значится. Ведь куда важнее направить деньги в Генпрокуратуру, Госсслужбу спецсвязи, Госагентство по инвестициям, СБУ, Управление госохраны, в Донецкую область и Енакиево.

Да и зачем этой власти тратиться на МИД, если внешнеполитическое ведомство больших денег не приносит, а в работе на важных для президента и его ближайшего круга направлениях - США, ЕС - ставка сделана не на министерство, а на специально нанятые лоббистские структуры? МИД же предоставили почетное право выполнять представительские функции. Как это ни печально, но украинский МИД стал "церемониймейстером", а не влиятельным игроком в реализации национальных интересов государства. Но даже для выполнения оставленных ему функций у министерства денег нет. Что еще дальше отбрасывает ведомство на маргинес.

Сегодня МИД практически не влияет на выработку политики Киева в отношении его основных партнеров - Москвы, Вашингтона, Брюсселя. Он играет лишь роль, которую ему отводят на Банковой. Роль статиста. Таким МИД стал не при Леониде Кожаре. К этому внешнеполитическое ведомство шло долгие годы.