Если бы была учреждена награда за особое рвение в проведении конституционной реформы, то представители Полтавщины имели бы все шансы ее заполучить. Если в большинстве областей ограничились проведением традиционных мероприятий в поддержку конституционной реформы, то в Полтаве пошли по второму кругу, в дополнение провели еще один форум, стремясь собрать на него в основном молодежную аудиторию. Об этой акции можно было бы и не упоминать, если бы она не выявила нечто новое в местной (а может, не только в местной) политической жизни.
Организаторы постарались оградиться от неожиданностей, введя четкую систему регистрации, внедрив удобную систему диалога между президиумом и залом, когда вопросы задаются в письменном виде и неудобные из них можно отсеять.
Корреспонденту «ЗН», который побывал на этом мероприятии, бросилось в глаза, что учащаяся молодежь подходила к актовому залу местного педуниверситета только группами, в окружении юношей и девушек легко узнавались преподаватели, которые их привели. Перед заходом в зал каждый участник получал изготовленный типографским способом на цветной бумаге, украшенный символами и лозунгами СДПУ(о) регистрационный лист с полным набором пропагандистских материалов. В этом листе даже предусмотрели место для вопросов, ориентируя участников на то, чтобы те задавали их в письменном виде. Находилось оно рядом с анкетой, в которой надлежало указать не только фамилию, имя и отчество, но и место учебы, проживания и т.д.
Но предупредительные меры оказались недостаточными. Проблемы начались уже с посещаемости мероприятия. Аншлаг вышел разве что в президиуме, где на сцене, украшенной огромной красной розой и партийным знаменем, восседало все руководство областной и городской организаций СДПУ(о). Заполнить зал, рассчитанный более чем на полтысячи человек, оказалось слишком сложной задачей даже при том, что в акции было задействовано пять крупнейших полтавских вузов.
Изначально «группы поддержки» были так велики, что вызывали беспокойство, хватит ли мест в зале. Но по дороге на мероприятие группы студентов и учащихся «таяли» и к конечному пункту пришли далеко не все. В ходе форума этот процесс продолжился. Юноши и девушки группами и поодиночке покидали зал. Во время же доклада «Політична реформа, як чинник демократичного розвитку», который многим показался скучным, зал превратился в место массового бегства.
Вузовские преподаватели откровенно завидовали своим военным коллегам из местного военного учебного заведения, у которых все было в ажуре. Курсанты-связисты в сопровождении офицеров пришли на форум строем, заняли по команде целый сектор зала, где чинно и дисциплинированно просидели положенное время, не встревая в дискуссии, которые, несмотря на принятые меры, время от времени вспыхивали.
Дело в том, что в пустеющий зал проникли «чуждые элементы», которые и нарушили чистоту процесса «одобрямс». Это они задавали с мест (устно, а не письменно) острые вопросы, отпускали хлесткие реплики и даже умудрились распространять среди собравшихся листовки с красноречивым название «Не дамо себе обманути». А поскольку эти юноши и девушки, представляющие оппозицию власти, в отличие от тех, кто пришел под присмотром, не «испарялись» при каждом удобном случае, то их присутствие сказывалось все в большей мере.
Изюминкой форума должно было стать подведение итогов опроса полтавчан по поводу их отношения к политической реформе. Участники получили диаграммы, которые должны были свидетельствовать о поддержке всеми категориями населения политической реформы. В деталях было расписано, что изменения в Конституции на редкость единодушно одобряют большинство учащихся школ, студентов, научных работников, служащих, военных, предпринимателей, безработных. Вот только какое научное учреждение или лаборатория проводили опрос и кто отвечает за научную корректность заданных вопросов, а заодно и за объективность выводов — такие данные на красочных диаграммах отсутствовали. Устно и вскользь было сказано, что опросы длительное время проводили специально созданные группы по инициативе местных организаций СДПУ(о).
Вместо ожидаемой детализации итогов соцопроса с заранее известным результатом инициаторам собрания пришлось отвечать совсем на иные вопросы: от глобально теоретических — «Почему гражданам Украины укорачивают конституционные права, лишают возможности избирать президента?», «Почему представители СДПУ(о) — партии, которая во время парламентских выборов на Полтавщине не преодолела даже четырехпроцентый рубеж, так широко представлены в центральных и местных органах власти?» до практического: «Как выпускнику вуза получить работу, если везде требуются специалисты со стажем?».
Чувствуя меняющееся настроение зала, организаторы форума нервничали. Доходило до призывов удалить «чуждый элемент». Но даже молодые люди со значками партийной символики на пиджаках не проявили особого рвения в выполнении указания. Несмотря на личный пример главы областной организации СДПУ(о) В. Бугрия, который сделал попытку вывести из зала особо активного оппонента. Но вывести неугодного под локоток не вышло, а на более жесткие меры лидер эсдеков не решился. Мероприятие оказалось скомканным. Заранее подготовленную резолюцию, одобряющую конституционную реформу, на голосование так и не вынесли.
Впрочем, противостояние между СДПУ(о) и «просочившимися» членами общественных организаций, представляющих оппозиционные силы, — дело привычное, даже рутинное. Но просматривалось в ходе форума и нечто новое. Если предыдущие массовые мероприятия подобного толка местные эсдеки объединенные проводили совместно с другими партиями-союзниками по президентскому блоку, иногда даже приглашали коммунистов и социалистов, то последний форум прошел совсем в ином ключе.
Рыцари красной розы готовили и проводили форум самостоятельно. И это обстоятельство всячески подчеркивалось. Рабочие группы по проведению упоминаемых соцопросов были сформированы исключительно из представителей СДПУ(о). Все убранство тщательно подготовленного зала было украшено атрибутикой одной партии. В ходе проведения форума ни разу не упоминалось о партиях–союзниках, об их позиции по тому или иному вопросу, как будто их не существовало вовсе. Можно было подумать, что о своих политических партнерах по правительственно-парламентской коалиции эсдеки отдельно взятой области вообще забыли. Но оказалось, что это не совсем так. Во всяком случае, в той самой, непроголосованной резолюции намечена целая программа действий по проталкиванию конституционной реформы (организация «круглых столов», собраний и т.п.) и осуществлять ее должны, оказывается, не одни эсдеки, но, судя по оглашенным рекомендациям, и другие политические партии, которые поддерживают политическую реформу. Выходит, одна из партий, как и надлежит руководящей и направляющей силе, решает, что и как делать, а всем другим участникам коалиции надлежит исполнять намеченное.
Просматриваемые на молодежном форуме намерения находят подтверждение и в других сферах местной политической жизни. Подготовка к мероприятию, о котором речь, почти совпала по времени с демаршем эсдеков в областном совете. Здесь эта политическая сила, действуя по аналогичному сценарию, тоже решила выделиться из среды провластных партий, показать себя отдельной самодостаточной политической силой. От решения местных лидеров СДПУ(о) создать отдельную фракцию в областном совете далеко не весь властный бомонд Полтавщины (где по-прежнему сильны позиции аграрников и регионалов, а «Трудовая Украина» в последнее время получила значительную кадровую подпитку) пришел в восторг. Более того, были замечены попытки воспрепятствовать чрезмерному (не по рейтингу) выделению одной из союзных политических партий, возвеличению ее за счет других. Есть сведения, что ситуация даже обсуждалась с участием всех руководителей постоянных депутатских комиссий облсовета. Однако отговорить партнеров по политическому союзу от задуманного не вышло. Но уменьшить последствия их действий все-таки удалось. Эсдеки рассчитывали сформировать фракцию в несколько десятков депутатов, но вследствие принятых упреждающих мер им пришлось ограничиться чуть больше десятка человек. Объединенная фракция всех других провластных сил, которая насчитывает более шестидесяти депутатов, оказалась много мощнее. Хотя… После всего случившегося название крупнейшей фракции «Единение» звучит уже не так убедительно, как прежде, когда местные социал-демократы объединенные шли в общей упряжке. И еще не примеряли с такой настойчивостью и последовательностью атрибуты единственной руководящей и направляющей силы...