UA / RU
Поддержать ZN.ua

Местные выборы: карантин плюс феодализация всей страны

Роль местных государственных администраций и политический вес их руководителей уменьшается с каждой новой реформой. Областной прокурор или руководитель СБУ - более реальные рычаги влияния центральной власти на экономическую и политическую ситуацию в регионе.

Автор: Игорь Попов

В первом проекте секвестра бюджета Минфин предложил идею "обнулить" статью затрат на проведение местных выборов 2020 года. Эту идею сразу отвергли, правительство само объяснило, что местные выборы не отменяют постановлениями Кабмина, и этим политическим вопросом может заниматься только Верховная Рада. Сейчас государство, мягко говоря, не совсем готово к обеспечению избирательного процесса, и потенциальные достижения от проведения выборов выглядят меньшими, чем возможные угрозы.

Первая проблема, конечно, - карантин. ЦИК не стала отменять голосование на довыборах в Харьковской области 15 марта, когда статистика фиксировала лишь одиночные случаи заболевания в Украине. Верховная Рада должна объявить проведение общих местных выборов не позднее 27 июля 2020 года. Будут ли к тому времени действовать карантинные меры, ослабят ли их, введут ли режим чрезвычайного положения, - планировать невозможно. Почти 20 стран мира уже перенесли свои выборы, назначенные на конец весны и лето 2020-го. Конституция Украины не предусматривает механизм перенесения выборов и продление срока полномочий избранных депутатов. Единственное конституционное основание - то, что выборы не проводят в условиях чрезвычайного положения. Однако в случае жесткого карантина выборы могут быть перенесены, хотя и на небольшой срок.

Следующей проблемой является Избирательный кодекс. Текст этого документа стал результатом цепочки случайностей и потому, к сожалению, содержит ряд противоречивых норм и сложных для реализации моментов. Не стыкуются между собой сроки нарезки округов и формирования окружных комиссий. Сумма залога для участия в выборах неподъемна для большинства партий. Размер бюллетеня в облраду может оказаться намного больше полиграфических возможностей даже самой современной типографии. На одном участке может проходить голосование по трем разными системами одновременно, что может привести к сбою в работе комиссий и длинным очередям избирателей. Весь этот комплекс проблем нельзя решить лишь нормативными документами ЦИК. Необходимо вносить изменения в Избирательный кодекс.

Законодательный процесс находится на карантине, и поэтому этот вопрос откладывается. Если же Рада возьмется за изменения, то в пакете будут рассматривать и политические поправки. К примеру, звучит идея распространить партийную монополию на все населенные пункты со статусом "город" или на города с количеством избирателей свыше 30 тысяч. Сейчас в областные и городские рады "90+" кандидатов может выдвигать только политическая партия, и голосование проходит по системе так называемых открытых списков. Действительно роль руководства политической партии при определении очередности кандидатов решающая, поэтому партии и хотят распространить свою власть назначения кандидатов и на малые города. Соответственно, принять изменения в одно голосование будет нереально, а для обсуждения двух тысяч поправок парламенту не хватит ни времени, ни здоровья. Выходом из законодательного цугцванга может стать решение провести местные выборы по закону 2015 года, знакомому и избирателям, и членам комиссий. Его недостатки давно обсуждены и известны, однако они меньше потенциальных проблем в случае проведения выборов по действующей редакции Избирательного кодекса.

Незавершенная конституционная реформа - еще один фактор влияния на проведение местных выборов. Приостановлен всеукраинский тур обсуждения предложений президента об изменениях в Конституцию в части админтерреформы. Местные рады будут избирать под старые полномочия, во вселенной, где нет префектов, но есть районные рады, и объединенные территориальные громады частично созданы, а частично ожидают этого. В режиме карантина Верховная Рада вряд ли сможет провести объединение районов или же первое голосование нового текста конституционных изменений. Избирательная кампания стартует 5 сентября 2020-го, а следующая очередная сессия ВРУ должна начаться 1 сентября. Идея вносить изменения в Конституцию, Избирательный кодекс и другие законы во время избирательной кампании явно неудачная, потому что вызовет еще больший хаос в организации выборов. Под каждое изменение еще нужно принять постановление ЦИК, и эти новые процедуры довести к сведению кандидатов и членов комиссий.

Накануне выборов заострились противоречия между центральной властью и региональными элитами. Идиоматические выражения в общении мэра Харькова с назначенным президентом главой обладминистрации - яркая тому иллюстрация. Процесс децентрализации передавал все больше полномочий из центра на уровень объединенных территориальных общин и города. И эти полномочия подкреплялись конкретными поступлениями от налогов. Даже часть таможенных сборов в рамках эксперимента направлялась на строительство дорог в том регионе, где работали соответствующие таможенные посты. Запуск рынка земель сельскохозяйственного назначения может дать новые возможности местным элитам, тесно интегрированным с местными агрохолдингами. Власть Зеленского не очень прислушивается к мнению авторитетных мэров и региональных кланов. В эйфории от политических побед отдельные соратники президента даже попробовали было провести быстрые досрочные выборы мэра Киева и отстранить от этой должности Виталия Кличко. Компромиссный результат столичного противостояния был подробно изучен мэрами других крупных городов, сделавшими для себя правильные выводы. Турборежим также не принес радости местным радам. По просьбе лобби застройщиков Верховная Рада отменила долевое участие застройщиков в развитии инфраструктуры населенных пунктов, и это было не последним шагом в перераспределении налоговых поступлений от местных бюджетов. Даже первый коронавирусный пакет законов поддержал граждан и предпринимателей за счет преимущественно местных финансов. Льготы с налога на землю уменьшат поступления именно в местные бюджеты.

Местные элиты в подготовке к выборам изучили рынок политических партий и пришли к логическим выводам. Рейтинговых всеукраинских проектов сейчас немного, поэтому первая ставка в этом казино должна делаться "на зеленое". В штаб правящей партии выстроилась очередь желающих получить партийный флаг и франшизу на формирование списков кандидатов в своем регионе. Вторая ставка - прикупить собственную партию и раскручивать ее под региональным брендом. В половине областей уже запущена реклама партий, о существовании которых жители соседней области даже не догадываются. Всеукраинские партии, правда, стараются этому противодействовать и рассматривали вариант всячески ограничить возможности партийного строительства локальных партпроектов. К примеру, предлагается допускать к участию в выборах лишь партии, которые выдвинули кандидатов в 2/3 областей. Однако это не остановит региональные кланы, просто увеличит расходы на кампанию.

Вообще роль местных государственных администраций и политический вес их руководителей уменьшается с каждой новой реформой. Областной прокурор или руководитель СБУ - более реальные рычаги влияния центральной власти на экономическую и политическую ситуацию в регионе. На уровне районов система власти еще более примитивна - мэр, начальник полиции, прокурор и судья имеют всю полноту власти. За полгода с момента получения монополии на центральную власть президент Зеленский не смог назначить глав районных администраций в значительной части районов. Прокуратура находится на марше очередной реформы, с соответствующими кадровыми перетасовками. Подобная же ситуация в СБ Украины, ротация заместителей в центральном аппарате и руководителей областных главков не оставляет времени на построение системной работы. Временные руководители спешат отчитаться о формальных показателях и реализовать быстрые векселя.

Новая власть пришла на поддержке 73% избирателей, однако не нашла кадров для реализации своих обещаний в регионах. Ставка на условных "соросят" была сделана на уровне центральной власти, но закончилась серией увольнений и отставок. Кадрами в регионах смогут помочь олигархи и местные кланы. Именно их определил президент Зеленский своими партнерами в борьбе с эпидемией и экономическим кризисом. И вклад национального бизнеса в победу над этими проблемами будет весомым как ресурсно, так и организационно. В скором времени наступит время благодарить. Мечта любой региональной финансовой группы - иметь назначенными своих прокурора, начальника полиции, главу СБУ и еще желательно руководителя региональной таможни. А главу обладминистрации в таком случае можно поставить "на зарплату" и начать строить феодализм в отдельно взятой области. С соответствующими податями, вассальными отношениями и боевыми дружинниками.

Результат местных выборов может легитимировать эти розовые мечты местных элит в виде лояльных областных рад и интегрированных в систему мэров больших городов. И тогда лоскутная карта Украины из третьего сезона известного сериала может действительно появиться в коридоре здания на Банковой.

Дополнительным аргументом перенесения местных выборов на весну может стать желание российской стороны синхронного проведения выборов на неконтролируемых территориях. Западные партнеры, занятые медицинскими и экономическими проблемами, могут снизить уровень своих требований к демократичности таких выборов. Подготовить техническую возможность и принять спецзакон или спецраздел к Избирательному кодексу также можно в пакете с "формулой Штайнмайера". Даже обеспечить картинку выхода украинских патрулей на неконтролируемые участки границы до выборов - посильная задача для команды талантливых продюсеров. Вот только проведение быстрых выборов в ОРДЛО без ограничений для участников незаконных военизированных формирований и руководителей непризнанных образований лишь легитимирует тех персон, которых мы в течение шести лет называли террористами. С соответствующей реакцией общества, оппозиции и местных рад в западных областях Украины. Без устойчивого обеспечения требований безопасности, решения вопросов о разоружении и амнистии проведение выборов на неконтролируемых территориях станет даже не выстрелом в ногу, а, скорее, контрольным в голову.

Правящая партия назначила кураторов избирательной кампании в областях более месяца назад. Одним из первых организационных решений стало разрешение рассматривать кандидатуры действующих депутатов, выходцев из других партий, лишь бы без скандальных коррупционных шлейфов. Концепция "новых лиц" споткнулась о кадровый голод. За это время стало понятно - "своих" кадров просто нет, и все равно власть в областях придется отдавать местным группам - в розницу или оптом. Поэтому проведение местных выборов в октябре 2020 года может показать победный результат партии власти, однако лояльность избранных депутатов к центральному политбюро будет намного меньше, чем к местным авторитетным лидерам. Соответственно, решение о перенесении выборов на 2021 год может быть принято политическим руководством страны намного легче, чем это кажется на основе банальной логики.

И это решение нужно принимать уже этой весной. Решение о том, по какому закону проводить выборы, под какие полномочия выбирать депутатов и в какой день пройдет голосование. Ясности ожидают ЦИК, сотни тысяч кандидатов, членов комиссий и действующих депутатов местных рад. Это решение должно закрепить новый общественный договор между центральной властью и местными элитами, это и будет реальная децентрализация.

В тексте бюджета после секвестра останется статья о финансировании местных выборов. Но использовать ли эти средства в 2020 году, будет зависеть не столько от медицинских факторов, сколько от институционной зрелости власти и способности к стратегическому планированию.