UA / RU
Поддержать ZN.ua

Меняем крысиные бега на бой быков?

В преддверии Года Крысы астрологические гороскопы обещали, что для Украины 2008-й будет суетливым и беспокойным, состоящим из сплошного копошения...

Автор: Владимир Кравченко

В преддверии Года Крысы астрологические гороскопы обещали, что для Украины 2008-й будет суетливым и беспокойным, состоящим из сплошного копошения. Звездные оракулы напоминали, что для Года Крысы характерны подводные течения, неожиданные открытия, закулисные интриги, второстепенные политики, которые «вылазят волей крысиной».

Минул год. Многие прогнозы, увы, сбылись…

Мы провели блиц-опрос нескольких уважаемых экспертов, попросив их кратко охарактеризовать внешнюю политику Украины в 2008 году. В ответ услышали, что она — «нескоординирована», «последовательна, но не сбалансирована в отношении стратегических партнеров», «зависима от внутренней политики», «экономически малоэффективна», «не сбалансирована по приоритетам». И, наконец, один из опрошенных нами назвал ее просто «провальной». Эксперт аргументировал свое мнение тем, что «у Киева при формировании и проведении внешней политики отсутствует надлежащая реакция на изменения на международной арене, нет понимания своей роли в мире и нет умения слушать своих внешнеполитических партнеров».

В украинской внешней политике в уходящем году хватало скандалов. Часто действия ее основных игроков были конфронтационными и бессистемными, эмоциональными и непродуманными, не учитывающими стратегические интересы государства. И все же, прав ли эксперт, настолько жестко оценивший годовую работу президента, премьера, министра иностранных дел, всего дипломатического корпуса? Ведь в 2008-м произошли события, которые можно уверенной рукой внести в графу «зачет» нынешним архитекторам украинской внешней политики.

Так, в уходящем году Украина наконец вступила в ВТО. Наша страна получила в Бухаресте от Североатлантического альянса письменное обещание будущего членства в НАТО и начала с этой организацией сотрудничество в рамках годовой национальной программы по сути равнозначной участию в ПДЧ. Киев добился от Евросоюза согласия на ассоциацию. С Соединенными Штатами подписана Хартия о стратегическом партнерстве. Все это свидетельствует о том, что Украина не только постепенно интегрируется в мировую экономику, но и пытается использовать в собственных интересах политику своих союзников для того, чтобы мини-шагами войти в евроатлантическую систему коллективной безопасности.

Ценность этих достижений для Киева очевидна. Вот и министр иностранных дел Владимир Огрызко, выступая перед дип­ломатами по случаю их профессионального праздника, заявил, что в 2008-м было два достижения — на евросоюзовском и натовском направлениях. Правда, сотрудники департаментов ЕС и НАТО украинского МИДа, в отличие от коллег из других подразделений внешнеполитического ведомства, почему-то не получили от своего шефа ни благодарностей, ни грамот: то ли потому, что на самом деле победы не такие уж громкие, то ли оттого, что эти достижения вовсе и не заслуга наших дипломатов…

При этом в 2008-м хватало неудач, поражений и разочарований, которые часто были вызваны отсутствием единой позиции, завышенными ожиданиями, неправильно выбранной тактикой и просто нехваткой у Киева понимания мотивов действий своих партнеров. В результате Бухарестский саммит НАТО не принес Украине ПДЧ. Не был выстроен грамотный диалог с Парижем и Берлином. И не только по вине Кремля украинско-российские отношения пребывают в состоянии «вечной мерзлоты». Энергетические проекты все так же далеки от своей реализации. А тема Голодомора в последнее время затмила собой практически все другие направления деятельности внешнеполитического ведомства…

И даже наши успехи оставляют горький привкус от своей неопределенности. Ведь эти тактические победы, достигнутые с таким напряжением сил, могут в ближайшие годы запросто смениться стратегическими поражениями.

Вот Евросоюз согласился, что у него с Украиной будет соглашение об ассоциации, и пообещал нашей стране зону свободной торговли. Но чем будет наполнен этот документ? Удастся ли Киеву в условиях начавшегося экономического кризиса и перманентного внутриполитического хаоса отстоять интересы Украины на переговорах с Брюсселем, который, видя внутреннюю слабость партнера, умело использует ситуацию с неизменной пользой для себя?

Нет никакой уверенности в том, что Киев сумеет в будущем воспользоваться представившимися возможностями и на американском направлении: отношения с Соединенными Штатами сегодня находятся на подъеме во многом благодаря тому, что в последние месяцы уходящая администрация Белого дома сделала украинское направление одним из своих приоритетов. И сегодня задача Киева — удержать этот интерес Вашингтона, не дать ему угаснуть. А помешать ее решению может наш внутриполитический кризис, который во многом предопределил сегодняшние неудачи на внешнеполитическом фронте.

Противостояние президента и премьера в уходящем году часто приводило к тому, что в
2008-м мы не раз слышали разные интерпретации официальной позиции страны по НАТО, Грузии, Черноморскому флоту, поставкам российского газа. При этом украинские политики без устали ездили в европейские столицы и Москву, пытаясь заручиться их поддержкой в борьбе со своими политическими оппонентами. Конфронтация Ющен­ко и Тимошенко привела к тому, что Кабинет министров, как и во времена премьерства Виктора Януковича, пытается перебрать на себя ряд функций МИДа, а президент — передать часть функциональных обязанностей главы правительства секретарю СНБОУ.

В результате — дезориентация наших внешнеполитических партнеров и устоявшийся для многих стран имидж Украины как непредсказуемого и взбалмошного партнера, поведение которого определяют амбиции политиков и ситуативные внутриполитические расклады. Ну, как можно относиться к государству, президент которого во всеуслышание называет премьера воровкой, а глава правительства в свою очередь обвиняет его в коррупции, и после этого оба остаются на своих постах?

Или возьмем политиков калибром помельче, скажем, Арсения Яценюка, к мнению которого все еще прислушиваются не только в Украине. Будучи спикером украинского парламента, в начале года он подписал «письмо трех» с просьбой к альянсу предоставить нашей стране ПДЧ. Прошло чуть более десяти месяцев. И, отвечая на сайте своей инициативы «Фронт змін» на вопрос об отношении к НАТО, Арсений Петрович не только утаил свое личное отношение к вступлению в альянс, но и как «последовательный» украинский политик заявил: «То, насколько нам нужно интегрироваться в НАТО или Организацию Договора о коллективной безопасности, должен решить украинский народ после получения достаточной для принятия такого решения информации». Что ж, провести референдум по вступлению в организацию Ташкентского договора не предлагает даже глава донецкого облсовета…

И уж точно, внутриполитический кризис с его непрекращающейся борьбой на взаимоуничтожение не способствовал в 2008-м налаживанию диалога с Российской Федерацией. Увы, но приходится согласиться с российским президентом Дмитрием Медведевым, заявившим на днях, что российско-украинские отношения находятся «на самом низком уровне». Но согласны мы и с министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко, который, комментируя высказывание российского президента, заметил: «чем быстрее в России поймут, что мы независимое государство, что у нас своя история, культура и традиции, тем быстрее мы придем к нормальной системе отношений».

Москва сама часто инициирует кризисы в украинско-российских отношениях, рассматривая Украину как зону своих исторических интересов и не считаясь с интересами нашей страны. Не способствует потеплению и то, что в Кремле чувствуют в украинском президенте, пришедшем к власти в ходе оранжевой революции, другую группу крови.

Безусловно, национальные интересы нужно твердо отстаивать. Но делать это можно по-разному. Киев же зачастую непродуманными и эмоциональными действиями, громогласными и жесткими заявлениями не раз провоцировал обострение отношений с Москвой. Поводов было много: проблема базирования Черноморского флота России в Украине, позиция нашей страны по Грузии, контакты украинских политиков с представителями Кремля (вплоть до обвинений украинского премьер-министра в государственной измене и сговоре с Кремлем) и т.д. И не известно, на какое улучшение на российском направлении рассчитывал украинский президент, создавая межведомственную стратегическую группу по украинско-российским отношениям, если буквально через несколько дней после этого обвинял Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины.

Очевидно, что внутриполитический кризис с его непрекращающейся борьбой обитателей Печерских холмов будет и в Год Быка непосредственно влиять на внешнюю политику страны, президент и премьер которой раздражают друг друга почище красной тряпки. Разгар президентской гонки и вся вытекающая из нее грязь грозят свести на нет большую часть усилий украинских дипломатов.

Но в следующем году на украинскую внешнюю политику, помимо политической нестабильности, будет оказывать непосредственное влияние еще и экономический кризис. Уже сейчас дипломаты прогнозируют значительное сокращение финансирования МИДа и готовятся к урезанию штата внешнеполитического ведомства.

26 ноября правительство приняло постановление №1036 под незатейливым названием «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса». Но во многих украинских министерствах и ведомствах его читали с маркером в руке. Документом, в частности, предусмотрено, что с первого декабря 2008 года и до конца 2009-го украинские органы исполнительной власти (в том числе и МИД) должны прекратить заполнение вакансий, кроме должностей руководителей структурных подразделений и их заместителей. Не знаем, как там в других министерствах, но в МИДе кадровая проблема всегда стояла достаточно остро, и дефицит в профессиональных кадрах ощущался постоянно. Нынешние же ограничения еще больше усугубят эту проблему.

Кроме того, прекращены командировки за пределы Украины за счет бюджетных средств. Разрешение на них может дать только президент, спикер и премьер-министр. Это решение значительно повлияет на эффективность украинской внешнеполитической службы, ведь для дипломата загранкомандировка такая же производственная необходимость, как спуск в забой для шахтера. В общем, как грустно пошутил один из коллег, теперь вся дипломатическая работа будет вестись по телефону и Интернету — с помощью «эсэмэсок» и «аськи».

Но это правительственное постановление — только начало экономии бюджета на внешнеполитическом ведомстве. Накануне нового года украинские дип­ломаты готовятся к тому, что бюджет на 2009 год будет на 20—25% меньше нынешнего. А с учетом роста инфляции и падения гривни получаемые МИДом реальные суммы будут еще значительно меньше. И уже сейчас многие сотрудники центрального аппарата, получающие и так небольшие зарплаты, готовятся к ее снижению. Во всяком случае министр, выступая перед своими подчиненными 22 декабря, порекомендовал им потуже затянуть пояса — как минимум на две дырки.

Пока же во внешнеполитическом ведомстве планируется сокра­щение административно-технического персонала, заморожен прием на работу людей из резерва МИДа. Больно ударит по семьям дипломатов и создаст множество новых проблем и намечающаяся отмена некоторых льгот для жен сотрудников посольств. Дело в том, что далеко не все жены наших дипломатов могут уст­роиться на работу в посольстве и сохранить свой трудовой стаж. Ра­нее пребывание за границей вместе с мужем записывалось им в тру­довую книжку. Теперь они, возможно, будут лишены и этого.

Сокращены расходы внешнеполитического ведомства на покупку новых зданий и учреждений. В условиях кризиса на Ми­хайловс­кой планируют в следующем году сэкономить средства и за счет закрытия дипломатических представительств Украины: ожидается, что это будут два посольства в Африке и одно консульство в Латинской Америке. Кроме того, МИДом пересматриваются членские взносы в меж­дународные организации: планиру­ется платить их в зависимости от уровня участия Украины. А последнее, без сомнения, станет еще одним поводом для противостояния политических оппонентов.

Год прошел. Прогнозы сбылись…

Астрологи обещают, что в Год Быка «в политике будут преобладать авторитарные формы правления. В связи с этим возможны локальные конфликты и очаги нестабильности. В политике Украины неспокойные периоды ожидаются в конце весны и начале осени. Они будут сопровождаться громкими скандалами». И все же, уверяют нас составители гороскопов, 2009-й будет годом здравомыслия, житейской мудрости и возвращения к естественным ритмам.

С Новым годом!