UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мелочность величия

Рано или поздно это должно было произойти. Когда развеялся морок, оказалось, что никакого единства с Москвой у нас быть не может. И тогда все посмотрели на патриарха Московского - кто с любопытством, кто со злорадством, а кто с самой настоящей болью в глазах.

Автор: Екатерина Щеткина

Пока один популярный российский фантаст бесновался по поводу "майданутых" коллег по цеху, которых он самолично больше никогда не допустит в российские издательства, другой - культовый - российский фантаст восхитился Украиной и блеснул знанием украинской фразы: "Чоловіки лишаються на Майдані". Фейсбук осыпался под "лайками". Ах, эта русско-литературная тоска по свершениям, по почти отсутствующему в этой литературной традиции образу "настоящего мужчины"... Такая понятная тоска человека, профессионально работающего со словом, по настоящему значению. По слову, потерявшему суть и силу в мороке, обступившем нас в какие-то незапамятные времена.

На линии жизни и смерти, как известно, суть обнажается. Она и обнажилась в наших людях и в нашей жизни в последние три месяца. И мы с удивлением увидели как наши "продажные врачи" идут спасать людей в полевых госпиталях. Что наша потешная армия хранит верность присяге. Что вечно "косившие" от призывов и сборов "ботаники" выстраиваются в очереди под военкоматами. Те, чьи хаты всегда были с самого края, - готовы открыть двери для своих сограждан-беженцев. Когда морок рассеялся, врачи оказались врачами, армия - армией, мужчины - мужчинами, люди - людьми. Слова вновь обрели суть и силу.

Неудивительно, что в этот момент "Русский мир" - это переиздание СССР - снова настиг апокалипсис. Повсеместный падеж Лениных стал знаком того, что ценность матери-истории больше никто не хочет преувеличивать.

И тут начались сюрпризы. Кто встал на защиту поваленных кумиров? Те же люди, которые обычно так же активно защищали ценности "восточнославянской цивилизации", "каноническое православие", русский язык и прочее "самодержавие и народность". Характерно, что среди украинских священнослужителей, например, никто не вступился за вождя мирового пролетариата. Но их ближайшие коллеги в России не преминули возопить о "вандализме", "варварстве" и хитроумно связать свержение лысин и кепок с перспективами свержения "канонического православия" и прочими "проблемами для русских".

Что ж, для нас не новость, что Россия добровольно провозгласила себя преемницей СССР. Но кто мог подумать, что она настолько вошла в роль? Вместе с Московским патриархом, совершенно искренним "соработником власти", и его "духовными скрепами". Он даже границы СССР постарался восстановить - в разумных пределах - распространив "духовный протекторат России", известный как "Русский мир" даже на такие неподконтрольные ему территории как Туркменистан или Азербайджан. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что в реальности его занимали дела менее грандиозные - сохранение
своей "канонической территории", с самого начала конца СССР трещавшей по швам.

"Русский мир", конечно, патриарх не придумал. Он его присвоил, дал название и постарался возглавить. Русский мир существовал уже не одно столетие. Бывшие (и настоящие) колонии Российской империи/СССР/РФ - совершенно реальное пространство русской культуры. Здесь говорят на русском (пускай, не как на родном), покупают русские книги, смотрят российское ТВ и читают московские журналы. Вы сами посмотрите: даже в тот момент, когда российские войска входили в Крым, когда, фактически, начиналась война, наши СМИ продолжали размещать гастрольные афиши российских театров и поп-звезд. Т.е. гастроли не отменяются, артисты и антрепренеры не сомневаются в том, что они все равно получат в Украине свою кассу! Для реализации проекта "русского мира" этой постоянной гуманитарной интервенции, подкрепляемой университетскими квотами, научными стипендиями и прочими приятными мелочами, было бы вполне достаточно. Как достаточно этого британцам, чтобы сохранять свое влияние на бывшие колонии. У России даже больше возможностей, чем у британцев - ведь у нее есть еще и Московский патриархат!

То есть возможности были бы. Если бы не мелочность "русского величия". Это нежелание поступаться в малом ради большого очень заметно в церковной политике РПЦ. Так же, как в политике России вообще. Потеря сиюминутного влияния на ситуацию оказывается важнее стратегического выигрыша. РПЦ давно могла дать УПЦ не только четко обозначенную и согласованную широкую автономию. Она могла предоставить даже автокефалию - и получить в результате союзника в межправославном диалоге. Но, то ли за привычной маской величия кроется колоссальная неуверенность в себе, то ли бес все время путает - Московская патриархия поступает ровно наоборот. В результате укрепляя позиции "раскольников" и "униатов", внося раздор и смуту в ряды собственной паствы и клира.

В общем, рано или поздно это должно было произойти. Когда развеялся морок, оказалось, что никакого единства с Москвой у нас быть не может. И тогда все посмотрели на патриарха Московского - кто с любопытством, кто со злорадством, а кто с самой настоящей болью в глазах.

Когда украинские верные потребовали от патриарха объяснений по поводу войны, патриарх, по уже знакомой нам привычке, попробовал отмолчаться. Потом, когда тон вопросов перешел на высокие частоты, он что-то сказал. Но если он думал, что это нас удовлетворит - то он просто не понял, что произошло с Украиной, в том числе с его собственной паствой, за последние три месяца. Людям нужны были ответы, а не общие фразы. Но патриарх ограничился тем, что пообещал "приложить все усилия, чтобы кровопролития не случилось". И притом не преминул заметить, что украинцы пожинают плоды собственных ошибок. Нет нужды копаться в привычном для всех российских деятелей словесном мороке, чтобы понять: патриарх имел в виду Майдан. Вот за что, по его мнению, мы расплачиваемся войной с Россией. Что ж, он, по крайней мере, не стал в открытую нести ахинею о притесняемых русскоязычных.

Можно даже сказать спасибо. За то, например, что ввод войск не понадобился, дабы уберечь "канонических православных" от униатов и раскольников. А ведь могли и до такого додуматься. Если можно защищать "русскоязычных" и "этнических русских" от "бандерофашистов", то почему бы заодно не защитить православных? К счастью, российские идеологи остановились пока на этническом и языковом аспектах. Но, возможно, религиозную карту просто до поры придерживают в рукаве. Ведь могут быть попытки отнять, например, Почаевскую лавру у "канонических" в пользу раскольников? А то и Киево-Печерскую. В Украине найдется (уже нашлось) довольно глупцов и/или провокаторов, которые и повод подадут. А если предстоятеля выберут из "автокефалов"? Нелегитимно, разумеется. "Под дулами автоматов". В общем, "русское православие" в Украине тоже в любой момент может испытать необходимость в российских штыках. И говорите потом, что плебисцит в приходах УПЦ никто не проводил.

Но патриарх почти честно признался, что наши отношения с Россией разрушил Майдан. Правду сказал патриарх. Майдан разрушил наши отношения с Кремлем, Московской патриархией, с нашими российскими приятелями и даже родственниками. Иначе и быть не могло. Не потому, что русские СМИ все время лгали им про "фашистов", "бандеровцев", "погромщиков" и прочее. А потому, что Майдан был совершенно противен тому мороку, в котором они живут. Где выступить против власти - редкая разновидность богоборчества. Где поднять руку на милицию - преступление в квадрате. Вы можете не любить милицию и ругать власть, но подчинение им - свято. Богоподобие власти и архангелоподобие силовиков - непреложная часть морока, который мы вместе с Россией унаследовали от СССР. И из которого вынырнули на Майдане. Чтобы понять российскую массовую реакцию на Майдан - не только Кремля с его резонами, но и патриарха Московского, и тетки из Костромы (эту почти психотическую реакцию на наш гражданский протест), - надо понимать, что в их глазах мы совершили нечто святотатственное. Вроде убийства отца родного. И за это - как за настоящее святотатство - мы, по мнению патриарха, теперь расплачиваемся, стоя перед лицом братоубийственной войны, которой нам не выиграть.

Я не знаю, почему патриарх Кирилл так бледно выглядит последние дни. Где и на чем он так растерял красноречие и импозантность. Глядя на него, я готова поверить, что уже не он на самом деле управляет РПЦ. Что его давно загнали в угол и держат в качестве свадебного генерала. Что он вовсе не начальник о. Всеволоду Чаплину. Что он действительно - в отличие от прожженных циников, в менеджерском порыве собранных им под свое крыло в патриархии, - ужасается событиям, теряет дар речи, не знает, что сказать и куда деть руки. Так же, как им ужасаемся мы и все, кто сохранил хоть крупицу здравого смысла в мороке, сгустившемся вокруг и жаждущем любой ценой взять реванш за нашу минутную победу.

Как бы то ни было, патриарх Кирилл бессилен и почти повержен. Он не может не одобрить президента. Даже если президент впал в безумие. Не позволят ни традиция, ни простой расчет. И в то же время он прекрасно понимает - с первым выстрелом в этой войне УПЦ для него потеряна. Патриарх Кирилл имеет все шансы увидеть, как его светский "соработник" разрушает одним ударом то, что он сам так кропотливо, с таким дипломатическим хитроумием строил и удерживал в своих руках. И он не может ничего сделать. Даже сказать ничего не может. То ли его так крепко держат за горло. То ли он знает, что в мороке, поглотившем "Русский мир", его слова все равно не достигнут ничьих ушей. То ли и ушей-то никаких нет. Потому что "влияние РПЦ" в России - фикция. Которую морок поддерживал, пока патриарх делал то, что ему, мороку, было на руку.

Говорят, что Майдан и последовавшая за ним угроза войны сделали для Украины то, чего она не сделала бы сама, возможно, никогда: с опозданием лет в триста, но у нас все же начала формироваться политическая нация. Не знаю, как с нацией, но церковь обретает суть, как обретаем ее мы все. "То, что нас объединяет", о чем так долго и впустую болтали всякие "комиссии по церковному единству", становится почти осязаемым. И то, что разъединяет - тоже. Когда читаешь выкладки российских богословов о том, что война между Украиной и Россией "не дает канонических оснований для церковного разделения", понимаешь, как работает морок. Слова теряют смысл. А люди, сначала "немножко лукавят" ради высоких "целей", а потом и сами не замечают, как затягивает их эта бессмыслица, как превращаются они в картонных дурилок, не имеющих даже нарисованного сердца.

В то время как Чаплин - теперь, кажется, более официальный голос РПЦ, чем сам вечно отмалчивающийся патриарх, - призывает украинцев "во избежание кровопролития не оказывать сопротивления" победоносной российской армии, владыки УПЦ благословляют свою паству на защиту Украины. Верные УПЦ точно так же, как и прочие украинцы, стоят в очереди под военкоматом, и со всеми остальными мужчинами "лишаються на Майдані". Что поделать, если в мороке, в котором живет о. Всеволод, никакой Украины нет - есть только "геополитическая катастрофа", а также кучка фашиствующих раскольников и бандерствующих униатов…

Но когда морок рассеется окончательно, может оказаться, что не осталось на целом белом свете никакого МП.