Чем дольше в Украине продолжается политическое противостояние, тем менее понятной кажется ситуация не только посторонним наблюдателям, но и вовлеченным в это противостояние. Все чаще люди с досадой бросают: «Когда все это закончится?» Подобный вопрос можно услышать от творческого человека, преподавателя университета, работника государственной сферы, человека, работающего на автозаправке, и даже консьержа дома, в котором живу. Все устали не только от ежедневного потока грязи и бестолковости, не только от подмены морали «понятиями», а права — сомнительным и несовершенным законом, но самое главное — от страха, что все это... не кончится никогда.
Я вспоминаю один недавний разговор в городе Санта-Клара (штат Калифорния, США), одном из центров Силиконовой долины. В конце концов, именно этот разговор и побудил меня к публичному изложению своих мыслей.
Моим собеседником был один из молодых талантливых, высокообразованных украинцев, который уехал на учебу в Стэнфордский университет, а потом остался в Калифорнии и теперь успешно занимается разработкой программного обеспечения в одной из всемирно известных высокотехнологичных компаний.
Мы разговаривали о судьбе украинцев, уехавших за рубеж. Раньше слышал от заробитчан, оставшихся в Южной Европе: мол, мы бы и рады возвратиться, но ведь тут лучше условия для наших детей, а там не на что надеяться (вариант: ничего хорошего нас не ждет). Позиция украинца из Санта-Клары совершенно иная: «Мы учимся, набираемся опыта, становимся самостоятельными и ждем момента, чтобы приехать домой и творить свое государство», — сказал он. Большинство коллег моего собеседника не планируют, по его словам, оставаться вне Родины, не меняют паспорта и готовы вернуться в Украину. Чего же они ждут?
Ответ есть. Они ждут изменений «правил игры» в Украине. Они ждут, когда Родина примет их — с образованием, знаниями, возможностями и энтузиазмом, предложит им условия, к которым они начали привыкать, — это уважение, благодарность и понимание важности их вклада. Когда человек со знаниями и опытом в своей профессии будет значить больше, чем человек со связями и опытом интриг. Когда, наконец, у нас не достоинство и права человека будут зависеть от закона, являющегося всего лишь циничным инструментом реализации статус-кво между угнетаемым народом и обнаглевшими авантюристами на вершине власти, а, наоборот, закон будет служить правам и благосостоянию людей.
Почему этого нет на сегодняшний день? Видимо, есть объективные причины. Нынешний властный истеблишмент в Украине представлен двумя поколениями.
Первое поколение — это так называемые «красные директора» и «политические функционеры КПСС и комсомола». Эти люди, преимущественно опытные и подготовленные для руководства крупными заводами и однородными коллективами, действительно имели неплохую интеллектуальную и образовательную подготовку, помогавшую им довольно успешно реализовываться в условиях советских реалий с присущими им щитами и подстраховками в виде бездонных нефтегазовых месторождений.
Но эти люди, как оказалось, так и не смогли приспособиться к новым реалиям, которые называются «Независимая Украина». Скажу больше, эти люди так и не поняли, что такое «Независимая Украина». У них, как говорят музыканты, нет этого ощущения «в пальцах». В лучшем случае они добросовестно трактовали Украину как крупное хозрасчетное предприятие, завод, который должен давать план и обеспечивать им авторитет среди граждан — «рабочих» и «инженеров». Идеология, суть, если хотите, бренд «Украина» для них так и остались за кадром... Этих людей по-прежнему много на экранах телевизоров. Они продолжают успокаивать всех своим конформизмом и пугать своей архаичностью.
Второе поколение — так называемые новые украинцы. Это люди, ставшие взрослыми в середине 80-х годов прошлого века и тогда же осознавшие, что правила, по которым жили их родители, перестали работать. Кое-как получив, а то и совершенно не получив образования, эти люди стали олицетворением нового «постсоветского успеха», который с таким вкусом культивировался в течение 90-х годов. Девиз у них очень прост — «бери то, что плохо лежит». Обладая природным умом, зашкаливающим цинизмом и не имея моральных принципов, «новые украинцы» быстро стали очень богатыми и, как следствие, влиятельными, поскольку в новой философии, ими же самими созданной, деньги равны влиятельности. В середине 90-х годов это поколение начало приходить к власти в Украине.
«Новые украинцы», в отличие от «красных директоров», быстро приспособились к новым правилам игры, даже больше — они их создали и навязали всей стране. Безусловно, в их системе координат Украина вся была брендом, брендом их успешной собственности. Они без больших затрат и довольно легко отвоевали эту собственность у предыдущих поколений и теперь управляли ею как могли — интуитивно, полуграмотно, опасаясь в любой момент лишиться того, что упало им на головы.
Однако Украина, комфортное и преуспевающее государство, для каждого украинца так и осталась рекламной кампанией, очень далекой от правды, как это часто бывает с рекламой.
В конце концов, борьба «красных директоров» и «новых украинцев» и внутри каждого из этих поколений продолжается на Печерске до сих пор. Но она становится все более бессмысленной и безрезультатной, а главное — очевидной для всех.
Два поколения у власти — но ведь любое общество представлено как минимум тремя! Куда же девалось третье? К счастью — никуда! Оно есть, оно учится, оно растет, оно набирается опыта. Третье поколение — назовем их «люди будущего» — это те молодые специалисты, которые еще вчера были студентами украинских и зарубежных университетов, кому, как утверждает русская пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. Это поколение не могло рассчитывать на государство — благодаря «стараниям» их предшественников государство уже ничего не могло им дать. Оно не могло рассчитывать на родителей — родители были часто деморализованы и бедны. Оно даже не могло воспользоваться лозунгом «новых украинцев» — «бери то, что плохо лежит», поскольку все уже взяли до них...
Что им осталось? Полагаться только на собственные силы! Учиться и работать, работать и учиться! Что они успешно делали и делают, и несть им числа в Украине. Это люди, которые работают в офисах и центрах, в украинских и зарубежных компаниях. Это аспиранты и преподаватели наших университетов. Это юристы и экономисты. Это физики и художники. Это киевляне и львовяне, харьковчане и дончане. Это аналитики из Лондона и программисты из Силиконовой долины. Это все те, кто любит свою страну, поскольку вырос в ней. Это все, кто умеет играть по новым правилам — правилам, по которым живет мир. По этим правилам играют люди ХХІ столетия, а не каменного века! Как и мой знакомый из Санта-Клары, они пока ждут... Ждут, когда вы, господа власть имущие, опомнитесь и осознаете, на какой земле живете. А если нет, то можете быть уверены: они, люди будущего, придут сами и напомнят об этом всем нам — почти 50 миллионам украинцев. Просто придут и напомнят... И не будет иметь значения их возраст, они могут быть и совсем молодыми, и пожилыми людьми, — все будут определять психология, мораль и задачи, которые они поставят для себя и для общества Независимой Украины.
Только вас, господа, там уже не будет...