UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мародеры страны отрубленных рук…

Расследование журналистов о хищениях в оборонной сфере не имеет ни малейшего отношения к предвыборным технологиям.

Автор: Дмитрий Менделеев

Генезис нынешнего коррупционного скандала относится к середине 2014 года, когда П.Порошенко в первые месяцы пребывания на президентском посту начал распределять лакомые куски государственного пирога среди своего ближайшего окружения и своих партнеров по бизнесу.

В августе 2014 года указом президента Олег Свинарчук, впоследствии сменивший фамилию на Гладковский, назначен главой Межведомственной комиссии политики военно-технического сотрудничества и экспортного контроля. Небезынтересно, какими напутственными словами сопроводил Петр Алексеевич своего ближайшего соратника на этот высокий пост? Были ли им произнесены такие ставшие уже сегодня почти крылатыми выражения, как "мародеры" и "отрубленные руки"? Некоторые итоги деятельности О.Гладковского удалось подвести журналистскому сообществу. Удастся ли теперь правоохранительным органам задокументировать остальные схемы и установить всех причастных к разворовыванию государственных средств схемотехников?

Ни сам Петр Алексеевич, ни его бизнес-партнер Олег Гладковский не могут пожаловаться на ZN.UA - большинство схем разворовывания государственной казны и материальных ценностей описаны нами достаточно детально. В частности, в публикациях Дмитрия Менделеева: "Тень" войны" (№31, 5 сентября 2014 г.), "Параллельный мир оборонки" (№32, 10 сентября 2016 г.), "Укробналпром". Аll inclusive" (№35, 1 октября 2016 г.), "Шатуны из оборонки…" (№43–44, 19 ноября 2016 г.).

Мы сожалеем о том, что вскрытые и описанные журналистами, созданные Януковичем, Ежелем, Саламатиным и Лебедевым, гнойники коррупции и воровства не были купированы правоохранительной системой в период пятилетней каденции П.Порошенко, а наоборот - расцвели буйным цветом с новой силой.

i2 Analyst's Notebook…

Да простит меня компания IBM за заголовок раздела этой статьи. Именно так называется программное обеспечение, используемое правоохранительными органами Украины для расследования финансовых и хозяйственных преступлений, в которые вовлечено большое количество физических и юридических лиц. Лично у меня нет сомнений в том, что мы имеем дело с одной из самых масштабных, охватывающей территорию практически всех регионов страны, преступных схем хищений и воровства за всю историю существования оборонно-промышленного комплекса Украины. Естественно, основная задача правоохранительных органов - установить вдохновителей, организаторов и исполнителей всех уровней, определить степень вовлеченности в эти схемы должностных лиц органов государственной и исполнительной власти, а также объемы ущерба, нанесенного обороноспособности, боеготовности и безопасности страны.

Часовой механизм коррупционного скандала был запущен самим Петром Алексеевичем еще в начале сентября 2014 года, когда по результатам совещания президента с руководителями силового блока родилось секретное протокольное решение, одним из пунктов которого было поручение генеральному прокурору (полный текст документа можно увидеть на сайте):

"В.Яреме

По результатам проведенной проверки в случае подтверждения наличия состава преступления по признаку подрыва обороноспособности государства привлечь к ответственности автора статьи о продаже оружия и военного имущества, которая была выложена на сайте интернет-издания "Зеркало недели".

Срок - две недели".

Подчеркиваю: руководство страны дало указание привлечь к ответственности не организаторов схемы, а журналистов, вскрывших эту схему.

Для того чтобы снять напряжение с президента относительно державной зрады, я опубликую реакцию той самой злочинной влады на публикации ZN.UA о выявленных коррупционных схемах в Минобороны. Именно по материалам этих статей принимал В.Янукович решение об увольнении с поста министра М.Ежеля.

Осмелюсь напомнить, что уже к этому времени в государственном концерне "Укроборонпром" в поте лица трудился ставленник президента Р.Романов, лихорадочно перетряхивая кадровый состав самого "Укроборонпрома" и руководителей подчиненных ему предприятий, чтобы установить жесткий контроль над всеми финансовыми потоками оборонно-промышленного комплекса. С таким же рвением, вероятнее всего, отнесся к своим обязанностям и О.Гладковский, без устали проводя кадровые кастинги и собеседования с новой порослью младореформаторской генерации, стремящейся занять места у оборонпромовской кормушки, выслушивая заверения в преданности и готовности выполнить любое задание будущего босса.

Получили ли эти господа охранную грамоту и индульгенцию, что их в любом случае прикроют и дадут возможность уйти от ответственности, не могу утверждать с высокой долей вероятности. Показательной в этом плане является ситуация с одним из руководителей госпредприятия "Спецтехноэкспорт", разместившим показательное селфи на фоне здания НАБУ. В статье "Укобналпром. All inclusive" я достаточно подробно описал схемы вывода в теневой оборот бюджетных средств, в том числе и связанных со "Спецтехноэкспортом". К сожалению, на сегодняшний день мы не имеем ни одного завершенного уголовного производства ни по этому предприятию, ни по всем остальным субъектам хозяйствования, участвовавшим в реализации преступных афер и махинаций. А посему, когда генеральный прокурор заявляет, что они были уже на финише расследования этих преступлений и вот-вот преступников схватят за руку, верится в это с трудом.

Было бы наивным полагать, что Виталий Жуков, Андрей Рогоза и Игорь Гладковский являются мозговым центром и ключевыми мародерами в иерархии причастных к этой схеме лиц. Если речь идет об организации этими персонажами регулярной контрабанды изделий военного и двойного назначения, о правомерности которой с таким пиететом упоминал генеральный прокурор Ю.Луценко, то круг лиц, вовлеченных в этот процесс, можно совершенно обоснованно называть организованной группой. Кто-нибудь может себе представить, чтобы через государственный кордон Украины, минуя таможню, пограничников, сотрудников службы экспортного контроля перемещались партии комплектующих для вооружений и боевой техники на сотни миллионов гривен происхождением из страны-агрессора? А где Служба безопасности Украины, в компетенции и поле зрения, которой должны находиться эти вопросы?

Номинанты в мародеры…

Контрабандные комплектующие поставлялись на оборонные предприятия, где ремонтировалась боевая техника и вооружение украинской армии. Естественно, все такие изделия имеют соответствующие сопроводительные документы - формуляры, где указан производитель (в том числе страна происхождения), а также реквизиты соответствия требованиям качества и техническим требованиям. Так получается, что военная приемка Министерства обороны - тоже в теме, или они в доле? Ведь без ведома этой службы такие вещи не проходят!

Изготовление липовых документов на контрабандные и контрафактные комплектующие к военной технике на сегодняшний день приобрело критические масштабы. Может, это и есть своеобразная реализация программы импортозамещения, о которой так неустанно твердят руководители "Укроборонпрома"? Кто из представителей государственного концерна ответит за профанацию этого вопроса?

В одной из таких схем ключевым контрагентом предприятий "Укроборонпрома" в поставках контрабандных комплектующих является ООО "Промэлектроника" из Запорожья. Через эту контору махинаторы пропустили около 40 млн гривен, которые затем были выведены на фирмы с признаками фиктивности и в дальнейшем конвертированы в наличные средства. Нет никаких проблем установить весь пул предприятий, задействованных в подобных схемах по всей стране. Было бы желание и малая толика профессионализма со стороны правоохранительных органов.

Я уже неоднократно писал о том, что использование контрафактных и контрабандных комплектующих для ремонта и производства вооружения и военной техники необходимо рассматривать через призму обороноспособности и боеготовности Вооруженных сил, понимая, что все это в первую очередь направлено на обеспечение сохранения жизни солдат.

Активность серых поставщиков к середине 2015 года стала настолько высокой и наглой, что во многих регионах страны начали возникать уголовные производства, в которых фигурировали десятки предприятий государственного концерна "Укроборонпром". Учитывая наличие высокопоставленных кураторов из властных кабинетов, большинство этих производств тянутся годами, и перспектива передачи их в суд до сих пор была весьма сомнительна. Однако уже в июне 2015 года начальник Генерального штаба В.Муженко в своем письме пишет руководителю "Укроборонпрома" Р.Романову о некачественном ремонте техники на вверенных ему предприятиях. Об этом письме начальника Генштаба я упоминал тогда в статье "Очередь в спину" (ZN.UA №23, 26 июня-3 июля 2015 г.). Цитирую:

"Не отремонтировано 43 ед. ВВТ (30 ед. БТВТ и 13 ед. РАВ в том числе:

по договорам 2014 года - 15 ед. ВВТ (7 ед. БТР-80 и 8 ед. БТР-70);

по договорам 2015 года - 28 ед. ВВТ (15 ед. БТВТ (3 ед. БМ "Булат", 12 ед. БМП-2) и 13 ед. РАВ (6 ед. БМ-21 "Град", 2 ед. 2С1 "Гвоздика", 4 ед. 2С3 "Акация", 1 ед. 1В12М).

* * *

Вместе с тем, в ходе приема представителями военных частей отремонтированной ВВТ бывают неединичные случаи ее некачественного ремонта, а именно:

в феврале 2015 года в ходе приема 11 ед. танков Т-64БВ, отремонтированных на ГП "Киевский БТЗ" приемщиками из 92 омбр выявлено неукомплектованность ЗИП на 11 ед. и 2 ед. - неисправность системы управления огнем;

в апреле 2015 года в ходе приема 7 ед. БТР-80, отремонтированных на ГП "Николаевский БТЗ" приемщиками из 80 оаэмбр выявлено отсутствие креплений под 14, 5 мм пулемет КПВТ;

в мае текущего года в ходе приема 10 ед. БТР-70, отремонтированных на этом же предприятии приемщиками из 130 орб выявлено на 10 ед. отсутствие креплений под 14, 5 мм пулемет КПВТ и на 1 ед. - неисправность двигателя.

* * *

Так, в ходе эксплуатации отремонтированного в 2014–2015 годах на предприятиях ВВТ выявлены случаи поломок (неисправностей) на 151 ед. БТВТ, связанные с некачественным выполнением ремонта, а именно:

из 102 ед. отремонтированных БМП-2 в ходе эксплуатации выявлены неисправности 85 ед.;

из 90 ед. отремонтированных танков Т-64 и БМ "Булат" в ходе эксплуатации выявлены неисправности 66 ед.

Так, на данный момент из переданных в военные части 45 ед. бронетранспортеров, поступивших на доукомплектование по государственному оборонному заказу, в исправном состоянии осталось только 18 ед. (7 ед. БТР-3Е1 (Е-1У) та 11 од. БТР-4Е).

Проведенный анализ неисправностей, возникающих в ходе эксплуатации бронетранспортеров свидетельствует, что их последствиями являются конструктивные недоработки, требующие устранения предприятиями производителями.

Неоднократные обращения в адрес ГК "Укроборонпром" относительно принятия мер по восстановлению неисправных образцов выездными ремонтными бригадами государственных предприятий игнорируются".

С учетом вновь открывшихся обстоятельств, становится совершенно очевидно, что поставка контрабандных и контрафактных комплектующих для боевой техники стала одной из основных причин некачественного ее ремонта и выходя из строя. А это как раз и есть фабула статьи Уголовного кодекса по поводу подрыва обороноспособности государства и неприятно попахивает государственной изменой! Это, конечно же, дело следователей. Но редакция готова предоставить копию письма начальника Генштаба правоохранительным органам для приобщения к уголовному производству "младомародеров".

Номинанты премии отрубленных рук…

Пальму первенства в этом гнойнике коррупции и воровства должны занять государственные менеджеры оборонной промышленности, ничего и никуда не поставлявшие, а организовавшие с помощью фиктивных фирм и предпринимателей банальное воровство средств государственного бюджета. В одной из таких схем задействованы ООО "Технокомплектация" и ООО "Хартех", на счета которых государственным предприятием "Спецтехноэкспорт" были перечислены многомиллионные суммы средств. Только по одной из таких сделок "ушло" более 59 млн гривен. Впоследствии эти средства были обналичены через физических лиц.

Не составляет никакого труда установить круг лиц причастных к такого рода операциям в "Укроборонпроме" и на предприятиях концерна. Здесь надо уделить особое внимание подразделениям внутренней безопасности и финансовой службы. Конечно же, особый статус в этой компании занимают В.Гадион и С.Хромец.

Может ли кто-либо с уверенностью утверждать, что о теневых операциях на предприятиях "Укроборонпрома" не были осведомлены два последних генеральных директора концерна - Р.Романов и П.Букин? О роли Р.Романова в реализации подобных и других схем уже на сегодняшний день уверенно могут говорить следователи НАБУ, прокуратуры, полиции фискальной службы, ведущие работу по сбору доказательств в рамках более полусотни уголовных производств по всей стране. Завершатся ли эти дела привлечением фигурантов этих дел к уголовной ответственности - или "крупную рыбу" снова не удастся поймать?

А П.Букину отдельно напомню: никто не забыл провал "иракского контракта", который "активно" вела компания "Укрспецэкспорт", где Вы "служили" много лет. Внешнеэкономические контракты спецэкспортеров - отдельная тема для исследования правоохранительными органами и спецслужбами. Для начала назову П.Букину пароль: "Paramount General Trading L.L.C". Именно этот офшор засветился в уголовном производстве, где ключевую роль играет компания "Укрспецэкспорт".

Если Павел Букин напряжет свою память, то он вспомнит и другие офшорные компании, на которые выведены сотни миллионов долларов государственных средств. А если не вспомнит, постараемся ему помочь. Было бы наивным полагать, что сегодня кто-то может бесконтрольно спрятать на счетах офшоров теневые доходы, а затем так же бесконтрольно тратить их. Специально для П.Букина публикую письмо компании "Укрспецэкспорт" с перечнем внешнеэкономических договоров, которые государственное предприятие заключило по поручению известного ООО "НПК "Техимпекс", о котором неоднократно упоминалось в публикациях ZN.UA. Схема не уникальна. Оружие и боевая техника проданы частной компании на внутреннем рынке. Правоохранительные органы никак не реагируют на эту ситуацию.

Итоги этого скандала подводить рано. Жирную точку в журналистских расследованиях могут поставить следователи, но уже не в каденцию действующего президента…