UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАЛЕНЬКОЕ ВСКРЫТИЕ БОЛЬШИХ НАРЫВОВ

Последнее время Украину все чаще атакуют иностранные СМИ, обвиняя то в незаконных поставках вооружений в «горячие» точки, то в других нарушениях правил международного рынка оружия...

Автор: Валентин Бадрак

Последнее время Украину все чаще атакуют иностранные СМИ, обвиняя то в незаконных поставках вооружений в «горячие» точки, то в других нарушениях правил международного рынка оружия. Сразу стоит оговориться, что в мире существуют два рынка оружия: легальный, на котором действуют государства, и «серо-черный», на котором либо с молчаливого согласия государства действуют полукриминальные структуры («серый» рынок), либо работают мафиозные кланы, но уже без чьего-либо согласия («черный» рынок). Как правило, чем более успешно государство на легальном рынке, тем в большей степени нецелесообразно его сращивание с «серо-черным». Но от появления следа на «черном» не застраховано ни одно правительство. Особенно сегодня, когда правоохранительным органам все чаще приходится иметь дело с международными высокоорганизованными преступными группировками, — в этих ситуациях вообще нет смысла обвинять какое-либо государство. В любом случае функционирование «черного» и «серого» рынков оружия — сфера деятельности правоохранительных органов.

Однако не одна Украина является мишенью для СМИ, не только Киеву приходится оправдываться. Приводя ниже сообщения масс-медиа, автор предоставляет читателю или исследователю этой сферы самостоятельно делать выводы, связаны ли обвинения с реальными нарушениями правил или это «грязные игры» конкурентов на рынке, где действительно маловероятно иметь друзей или партнеров.

Слово о «законодателях мод»

7 июля 2001 г. в программе теленовостей Би-би-си прошел весьма любопытный сюжет. Журналисты показали, как реализуется план ООН по уничтожению стрелкового оружия в Сьерра-Леоне. Эта западноафриканская страна, уже более десяти лет раздираемая на части гражданской войной, стала настоящим Клондайком для торговцев оружием. Так вот, пока под наблюдением экспертов ООН режут на куски ручные пулеметы РПК, автоматы АКМ разных модификаций, гранатометы РПГ-2 и другие образцы оружия советского производства, военнослужащие Великобритании, находящиеся в Сьерра-Леоне вне мандата ООН, обучают местные войска обращению с британским стрелковым оружием. В ходе телесюжета было показано интервью майора Ирландского королевского полка, который открыто объявил, что британские инструкторы будут находиться в Сьерра-Леоне до тех пор, пока местная армия не приобретет навыки обращения с британским оружием.

Кстати, Великобритания пока не имеет системы экспортного контроля в сфере торговли вооружениями и военными технологиями. Последний закон, регулирующий специфическую часть внешнеэкономической деятельности этого государства, был принят в 1939 г. Скандал вокруг доклада Комиссии Скотта, обнародованного в 1996 г., заставил правительство Великобритании заняться разработкой нового законодательства. Тогда выяснилось, что британские фирмы торговали изделиями военного и специального назначения с режимом Саддама Хусейна в Ираке. Только через пять лет после скандала вышел проект закона об экспортном контроле. В самой Великобритании он вызвал резко негативную реакцию деловых кругов, Ассоциация оборонной промышленности выступила с жестким заявлением о том, что принятие закона существенно подорвет конкурентные позиции британской промышленности и ее репутацию как надежного партнера.

Знатоки рынка вооружений поговаривают, что Великобритания стала настоящим раем для посредников в торговле оружием, которые ловко используют недостатки законодательства этой страны. Так, согласно появившейся в местной прессе информации, в 1999 г. в Антверпене было задержано более 90 контейнеров с военным снаряжением и оборудованием для Эритреи. Однако британский бизнесмен Джон Чарльзуорт был спокоен, ведь по британским законам поставки подобного груза в заведомо «горячие» точки не являются правонарушением, если оружие не касалось территории Объединенного Королевства. Очевидно, поэтому британцы, действуя через третьи страны, могут спокойно игнорировать всяческие эмбарго. Фирма «Милтек» в 1994 г. поставляла оружие из Албании и Израиля в Руанду, где военные действия носили характер геноцида. В 1998-м компания «Сандлайн» была уличена в продаже оружия из Болгарии в Сьерра-Леоне, а фирма «Скай Эйр Карго» умудрилась продать оружие в Сьерра-Леоне обеим воюющим сторонам. Она же замечена в реализации смертоносного товара в Эритрею и Демократическую Республику Конго.

О нравах британских бизнесменов свидетельствует история латвийских летчиков, которые в 1997 г. были привлечены к операции по переброске партии оружия мятежникам в индийском штате Западная Бенгалия. Как свидетельствовали индийские газеты, руководили операцией бизнесмены с паспортами Британии — Ким Дейви и Питер Блич. В результате латвийский экипаж самолета Ан-26 попал в индийскую тюрьму и от смертной казни их спасло только принятие гражданства России. После шести лет ожидания приговора авиаторы вернулись домой, навсегда запомнив деловую хватку джентльменов.

В том же 1996 г. скандал, связанный с поставками оружия, разразился и в США. По сообщению Агентства информации США, блюстители неукоснительного соблюдения санкций в
1994 г. разрешили своему врагу — Ирану — поставить через Хорватию огромную партию оружия боснийским мусульманам. Была создана комиссия Конгресса, состоялись публичные слушания. Но поскольку поддержка мусульманских боевиков тогда была официальной политикой, дело ограничилось лишь обсуждением порочной практики нарушения эмбарго, а не ее осуждением.

С 1990 г. США направляли своих солдат для боевых действий пять раз — в Панаму, Ирак, Сомали, Гаити и в Боснию. Показательно, что первые четыре страны, где американцы столкнулись с противником, получали оружие, военные технологии или программы подготовки от США в годы, предшествовавшие конфликтам, о чем сообщают американские газеты.

Так, в 80-х годах США поставили техники и вооружения в Сомали на 300 млн. долл. Позже это оружие было задействовано в конфликте, который стоил жизни 28 солдатам армии США и обошелся в 2 млрд. долл. Институт мировой политики в 1995 г. провел исследование с анализом поставок оружия в районы 50 основных конфликтов, происходивших в мире в 1993—94 годах. Оказалось, что 90% участников конфликтов получали вооружение из США.

Мировая пресса неоднократно обвиняла Украину в поставке вооружений незаконным военным формированиям Хорватии, которые потом преобразовались в вооруженные силы этой страны. Однако только в 2001 г. открылась правда: оружие хорватам поставляла Аргентина, и ее бывший президент Карлос Менем в связи с этим попал под следствие. Учитывая, что любое передвижение вооружений в Латинской Америке находится под контролем, трудно представить, что поставки в Хорватию не были санкционированы…

Слово об Украине

В июне 1996 г. «Вашингтон таймс», газета, отражающая интересы правых кругов США и принадлежащая секте Муна, опубликовала серию статей, посвященных тайным контактам Украины с правительством Каддафи в военно-технической области. Тогда, ссылаясь на секретные доклады ЦРУ, газета утверждала, что Президент Украины подписал указ о создании комитета по установлению стратегического сотрудничества с Ливией. Первым результатом деятельности этого комитета якобы стало разрешение на сотрудничество одного из харьковских предприятий радиоэлектроники с Ливией. В статьях сообщалось, что прочие контакты включали многочисленные встречи ливийских представителей с руководителями различных харьковских НИИ, а также с советниками Президента Л.Кучмы и сотрудниками Министерства внешнеэкономических связей. Якобы была достигнута договоренность о строительстве Украиной железной дороги в Ливии, а также об установлении контактов между компанией «Укринмаш» и соответствующими организациями в Ливии.

Украинская сторона опровергла тогда все обвинения, а руководство США вроде бы согласилось с аргументами Украины. Но серия публикаций на тему сотрудничества Украины с Ливией не прошла незамеченной для американских законодателей. В сентябре 1996 г. Конгресс США принял поправку к федеральному закону об иностранной помощи, согласно которой глава американского государства в случае получения неоспоримых доказательств тайного сотрудничества Киева и Триполи был обязан подать в Конгресс представление о прекращении экономической помощи Украине.

Уже тогда стало понятно, что продолжается реализация системы мероприятий по дискредитации Украины. Не хватало только завершающего удара. И он появился — в виде публикации в декабре 1996 г. в газете «Вашингтон таймс» двух статей о секретном сотрудничестве Ливии и Украины. Ссылаясь на совершенно секретные доклады ЦРУ, приводились новые факты. Якобы два юридических лица из Украины заключили в 1996 году контракт с Ливией на поставку в обход санкций ООН ракет малой дальности, запасных частей для подводных лодок и других боевых кораблей на общую сумму 510 млн. долл. Кроме того, как указывается в датированном
2 октября 1996 г. документе, в августе 1996-го Иран подписал соглашение о закупке в Украине крупной партии вооружений, предназначенных для последующей передачи правительству Каддафи. Далее становится ясно, зачем Конгресс США принимал поправку к закону об иностранной помощи. Газета напомнила, что, согласно этой поправке, введенные Конгрессом США ограничения предполагают блокирование американской помощи Украине в случае продажи ею военной продукции Ливии. Кроме 225 млн. долл., которые планировалось выделить Украине в виде помощи, речь шла и об ассигнованиях в размере 900 млн. долл.

Далее «Вашингтон таймс», нанося одновременно удар по украинской идее треугольника США—Украина—Израиль, сообщала, что если информация о сделках соответствует действительности, то она противоречит высказываниям Президента Украины Л.Кучмы во время визита в Израиль о том, что Украина не намерена продавать вооружения ни Ирану, ни Ливии.

Так же, как и в июньской серии публикаций 1996-го, вслед за первой сенсацией последовала вторая. На этот раз приводились слова пресс-секретаря Белого дома Майкла Маккарри, который заявил: «Мы испытываем очень серьезную обеспокоенность по поводу выполнения правительством Украины взятых на себя обязательств в области нераспространения оружия, а также действий ливийского правительства. Мы, естественно, предельно прямо заявим о нашей озабоченности».

Но и украинская сторона не замешкалась с ответом. Посольство Украины в США сразу распространило заявление, в котором пообещало, что Киев проведет тщательное расследование по следам публикации американской газеты. В заявлении подчеркивалось, что между Украиной и Ливией нет соглашения о военно-техническом сотрудничестве, а в середине сентября 1996 г. Кабинет министров Украины в очередной раз отдал всем правительственным ведомствам распоряжение соблюдать санкции ООН против этой страны.

Аналогичная реакция была и со стороны МИД Украины. Тогдашний начальник управления информации МИД Юрий Сергеев заявил, что целью публикации была дискредитация Украины накануне пленарного заседания Международного режима контроля над экспортом обычных вооружений и товаров двойного назначения. Целью данной публикации была и очередная попытка вытеснить Украину с цивилизованных рынков в рамках Вассенаарских договоренностей, а также создание напряженности между США и Украиной.

Нетрудно понять, что июньские публикации 1996 г. были приурочены к утверждению в Конгрессе закона об иностранной помощи, на ее блокирование было направлено и принятие в сентябре 1996 года поправки к закону. Тема этих злосчастных 225 млн. долл. присутствует и в более поздних публикациях «Вашингтон таймс». Очевидно, третье место Украины в списке получателей американской помощи зарубежным странам не у всех вызывало восторг. Как считают эксперты, существует немало группировок, заинтересованных в ином перераспределении постоянно уменьшающегося объема этой помощи. Можно вспомнить армянскую, польскую, литовскую, ирландскую группы лоббистов, не говоря уже о представителях Латинской Америки. А для Украины стала реальностью борьба не за получение помощи от США, а за то, чтобы отстоять ее в борьбе с потенциальными конкурентами.

Факты, приведенные в публикации американской газеты, не подтвердились. Для Украины, которая как раз вела переговоры о присоединении к Режиму контроля за ракетными технологиями, продажа ракет «СКАД» в Ливию выглядела абсолютно нелогичной. Присоединение Украины к РКРТ открыло путь к многомиллионным контрактам в сфере запусков космических аппаратов, в том числе и к международной программе «Морской старт». Кстати, представитель Ливии в ООН также официально опроверг информацию о подписании соглашения о ВТС с Украиной.

Однако «откровения» американской газеты разнесли по свету крупнейшие информационные агентства, а Россия не могла и мечтать о таком подарке в период очередного обострения отношений с Украиной. Российское телевидение долго смаковало сенсацию, а «Известия» поместили на первой странице статью с двусмысленным заголовком «Украина дошла до «Точки».

В апреле 1998 г. «Вашингтон таймс» вновь обвинила Украину в нарушении международных санкций на торговлю оружием и военной техникой, в частности поставках оружия в Афганистан. Ложную информацию опровергли государственные органы Украины. На этот раз обвинения были сделаны буквально накануне приезда в Киев госсекретаря США Мадлен Олбрайт, после которого Киев… неожиданно отказался от Бушерского контракта. Очевидно, нелегко все время оправдываться…

Иногда в хоре выступала и газета «Чикаго трибюн». Несмотря на то, что в Чикаго весьма значительна украинская диаспора, там появилась информация о том, что Украина продает вооружение и взрывчатку террористам из организации «Тигры Тамил Илама», которые ведут кровавую войну на севере Шри-Ланки. В марте 1998 г. Украина была названа в газете «страной, где много оружия и продажных низкооплачиваемых чиновников, зато мало валюты, и где не действуют законы».

Порой к антиукраинскому хору подключалось и немецкое телевидение. В июле 1997 г. телепрограмма АРД информировала о деятельности украинской компании «Бук Альфа», которая торгует оружием. Расследование показало, что фирма была болгарской, зарегистрированной в Бургасе, а в Кировограде действовало ее представительство. Фирма занималась поставками оружия из России и, как подтвердила Госслужба экспортного контроля Украины, никаких лицензий в нашей стране не получала. Но ложь уже разошлась по свету. Чего стоит только заголовок в московских «Известиях» — «Загадочная украинская фирма наводняет мир нашим оружием».

Соперницей американцев в деле дискредитации Украины иногда выступала и лондонская «Файненшл таймс». В декабре 1996 года, анализируя причины резкого выхода Украины в число основных игроков на рынке военной техники и услуг, газета приходит к неожиданному резюме: два украинских агентства, занимающиеся военной торговлей, — «Укринмаш» и «Прогресс» специалистами по мировой торговле оружием признаны некомпетентными. Интересна финальная фраза: «Несмотря на то, что власти [Украины] улучшили контроль за экспортом, так много разворовывается».

«Возникает вопрос, кому это нужно. Это классический пример грязной пропаганды, которая специально запускается из соответствующих центров. Пока затрачивается время на проверку, она уже имеет свою жизнь и вредит государству», — так прокомментировал публикацию тогдашний министр иностранных дел Борис Тарасюк.

Обвинения Украины в перевозке оружия в Африке стали уже традицией. Так, в 1997 г. в Понт-Нуар (Конго) был задержан украинский самолет Ан-124, экипаж которого обвинили в поставке вооружения ангольским сепаратистам в анклав Кабинда. Обвинение не подтвердилось. Тем более что ангольские войска, вторгшиеся на территорию Конго и задержавшие самолет, не имели права юрисдикции на чужой территории. Экипаж и машина были отпущены. Подобно мыльному пузырю, лопались скандалы, возникавшие из года в год. Единственное исключение — случай с задержанием самолета Ан-124 компании «Антау» в ЮАР в 1993 г. Авиакомпания, которая вместе с АОЗТ «Колумбус» арендовала четыре самолета у АНТК им.Антонова, была ликвидирована, а против ее учредителей Людмилы и Ивана Штапенко (бывшего начальником финансового управления Минобороны Украины) возбудили уголовное дело.

В декабре 2000 года МИДу Украины пришлось вновь констатировать, что информация, содержащаяся в докладе группы экспертов ООН, о поставках украинской стороной оружия в Сьерра-Леоне «не соответствует действительности». Украина вновь упоминалась как нарушитель различных международных ограничений на поставку вооружений без представления конкретных фактов.

В то время как Украину донимали ложными обвинениями, во Франции подтвердилось участие в незаконных сделках с оружием сына бывшего президента Франции — Жана-Кристофа Миттерана. В конце 80-х—начале 90-х он работал у своего отца советником по африканским делам. Этот пост обеспечивал ему широкие возможности, которые Жан-Кристоф, как оказалось, регулярно использовал в личных целях. Изучая операции фирмы «Бренко Энтернасьональ» по поставкам оружия советского производства в Анголу, французские органы вышли не только на сына бывшего президента, но и на ряд других высокопоставленных чиновников президентской администрации. Все они получали комиссионные — миллионы долларов. Но в прессе не было статей типа «Франция поставляла оружие мятежникам». Зато Украину ловко задели и тут, поскольку операцию проводил уроженец Советской Украины Аркадий Гайдамак. В телевизионном интервью имеющий подданство четырех стран А.Гайдамак рассказал, что живет в Израиле, сделка была целиком легальной — правительство Анголы купило оружие у государственной российской компании.

С марта 2000-го в западной прессе время от времени появляются статьи на африканско-украинские темы. На Западе считают, что Украина слишком неразборчива в связях и умудряется то не тех поддерживать, то не с теми торговать. Это даже становится предметом обсуждения в законодательных органах ряда держав. Например, Великобритания призывала Украину не поддерживать антиправительственную группировку УНИТА в Анголе (по мнению английских парламентариев, украинские пилоты выполняют рейсы по доставке повстанцам УНИТА военного снаряжения).

В западных «Гардиан» и «Файнешнл таймс» не однажды появлялись сообщения о том, что Украина поставляла оружие повстанческой организации УНИТА. Издания ссылаются на доклад ООН о странах, предоставляющих поддержку силам УНИТА. Украина попала в один ряд с Того, Руандой, Буркина Фасо, ЮАР, Марокко, Болгарией — государствами, участвующими в поставке оружия боевикам в обмен на бриллианты. Эксперты ООН сделали вывод, что большая часть вооружений поставлялась из Восточной Европы, причем много экипажей самолетов, доставлявших контрабандное оружие в Анголу, были якобы из Украины. Правда, докладчики ООН упомянули, что сейчас нет свидетельств участия украинского правительства в торговле оружием в Анголе. Об этом было заявлено на заседании комитета СБ ООН по санкциям в отношении Анголы. В марте 2000 г. специалисты ООН установили, что в торговле оружием замешаны Бельгия, некоторые африканские страны, а также Франция, Португалия и США, о чем сообщил официальный сайт организации. Правда, вряд ли к этому имеют отношение правительства этих стран. Скорее всего, торговлей оружием занимаются некие посредники.

В апреле 2000 г. в прессе появились новые штрихи, дополняющие негативный образ Украины: американские и российские СМИ сообщали, что в Крыму, близ Красногвардейска, находится российский военный аэродром, с которого выполняются рейсы, неподконтрольные украинской таможне. Украине приписали операции по поставке оружия для наркодельцов Колумбии в обмен на наркотики.

Еще один типичный пример. В апреле 2001 года в Италии положили конец деятельности преступной группировки, обвиняемой в поставке 18 000 тонн оружия в Хорватию в 1992 — 1995 гг. Группировку поспешили назвать украинско-российской только на том основании, что ее возглавляли бывший россиянин Александр Жуков и бывший украинец Анатолий Федоренко.

Вскоре начало выясняться, что обвинения против Украины часто служили маскировкой для подлинных поставщиков вооружения хорватским усташам и мусульманским душманам. 28 октября 1994 г. США представили в Совет Безопасности ООН проект резолюции об отмене эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам. Официальный представитель США Джеймс Рубин заявил, что если Совет Безопасности не примет к 14 ноября эту резолюцию, то Вашингтон в одностороннем порядке откажется от эмбарго. В это же время американцы позволили Ирану поставить крупную партию оружия боснийским мусульманам через Хорватию. Эта операция была прикрыта шумихой о негативной роли Украины.

Очень давно началась и история со Сьерра-Леоне. Как стало известно из официальных источников, в феврале 1993 г. посольство Сьерра-Леоне в Москве сообщило в МИД Украины о попытке антигосударственной организации приобрести в Украине партию оружия и боеприпасов через негосударственные компании. Поблагодарив за информацию, МИД передал ее в компетентные органы для расследования. Суть заключалась в том, что еще в начале года в Киев приезжала делегация Сьерра-Леоне для закупки оружия. В Украине, как перед этим и в России, ей отказали. Неизвестно, где было куплено оружие, однако вооруженные столкновения в Сьерра-Леоне произошли. ООН начала искать страну, откуда поступило оружие. Вариантов было много, но зацепились за Украину.

Интересно, что даже временная следственная комиссия Верховной Рады Украины, завершившая свою работу в 1998 г., не смогла найти ни одного факта незаконной продажи оружия в обход ограничений ООН или эмбарго. Накопали депутаты много, но вот нарушений правил экспортного контроля не нашли. Естественно, что в период подготовки к парламентским выборам данная тема обязательно будет использоваться различными силами как разменная карта.

А судьи кто?

Нехитрый анализ статистики показывает, что нарушителей санкций на поставки вооружения и специальных материалов следует искать в тех странах, откуда раздаются обвинительные залпы в сторону Украины. По данным американского ведомства экспортного контроля, в 1996—99 годах судебному преследованию и штрафам были подвергнуты около 90 фирм США, Великобритании, Франции, ЮАР, ФРГ и других стран. Так, в 1998 г. американская фирма из штата Техас была наказана за переброску электронных компонентов в Ливию без получения экспортных лицензий. В 1999 г. американскую фирму из штата Флорида «Бревард Интернешнл Техникл Сервис» изобличили в продаже запрещенного оборудования недругам США — Ирану, Ираку и Ливии. Наибольшее число случаев приходится на 1997—99 гг., когда в среднем за год подвергались наказанию по 20—25 фирм, и среди них ни одной украинской. Под дымовой завесой обвинений Украины блюстители санкций перемещали стратегические материалы, сырье и компоненты в Ливию и Иран, оружие в районы конфликтов. Среди наказанных была даже такая крупнейшая алюминиевая компания США как АЛКОА, нарушившая экспортное законодательство 100 раз.

Фирма «Себербан Ганз Инк.» из ЮАР, безуспешно пытавшаяся найти в Украине автоматы подешевле, попалась на нелегальной поставке в ЮАР винтовок и боеприпасов. В 1995 г., когда в очередной раз обвиняли Украину, американская фирма «Теледайн» продавала через посредников цирконий, который использовался для производства кассетных бомб, проданных Ираку. Хотя американский экспортный контроль не скрывал данных, прессу они интересовали гораздо меньше, нежели скандальные истории в постсоветском мире.

Не уступает в борьбе за рынки сбыта оружия и военных технологий и Германия. Результаты расследования ООН по иракской проблеме показали, что 80% ядовитых веществ и 25% ракетной технологии Ирака были изготовлены именно по немецкой технологии. Как отмечали аналитики ООН, из 300 000 тонн боеприпасов, доставшихся Германии в наследство от ГДР и подлежавших уничтожению, больше половины пошло на рынок. А в 1996 г. фирма «Дорнбос ГмБХ» незаконно занималась поставками американского оборудования в Ливию. Журналист газеты «Зюддойче Цайтунг» Хориберт Прантль задал в газете закономерный вопрос: «Как назвать то, что сначала в «горячие» точки поступает немецкое оружие, а затем мы должны посылать свои «голубые каски» (в составе сил ООН), чтобы они собирали его по свету?»

Как свидетельствует пресса, не без греха многие из стран—членов НАТО. Возьмем, к примеру, нашего южного соседа Турцию. В августе 1997 г. турки поставили по программе «Обучай и вооружай» для армии Федерации мусульман и хорватов в Боснии 11 танков и 12 контейнеров с легким стрелковым оружием, боеприпасами и запчастями для танков. Украинское судно «Валериан Зорин» доставило груз в порт Плоче. Но из 11 танков Т-54/Т-55 только один завелся, и его использовали как тягач, чтобы вытащить на бepeг остальные. Стрелковое оружие также подлежало ремонту. Слава богу, украинцев в этом случае не пытались привязать к скандалу. Оказалось, что Турция выступила как посредник: на средства боснийцев закупила оружие в Египте. По какой цене — неясно, сколько осталось в карманах заказчиков и продавцов — подсчитать практически невозможно.

Интересно, что перепродажа вооружений через третьи государства (реэкспорт), передача военной техники в лизинг не подпадает под понятие «поставки» и не учитывается Вассенаарскими соглашениями. Это и толкает некоторые страны на использование «черного» рынка.

Так, по мнению ряда военных экспертов, вооруженное противостояние между Эфиопией и Эритреей началось не без помощи США, которые, как свидетельствует Федерация американских ученых, передали Эфиопии сначала партию боевых самолетов и сухопутного оборудования (в 1995 г.), а потом, как указывает бюллетень «Армз Трэйд Ньюз» (январь 1999 г.), в течение 1998 г. — различных вооружений на сумму более 10 млн. долл. Если верить прессе, не обошлось в этом деле и без Болгарии и Китая. Так, «Глобал Интеллидженс Апдэйт» (9 февраля 1999 г.) упоминает партию от 100 до 210 танков из Болгарии, а также полевую артиллерию и системы залпового огня из Китая. А в реестре ООН за 1997 г. можно найти и информацию о поставках в 1996 году в Конго трех транспортных G-222 из Италии. А также о поставках в Сьерра-Леоне бронетранспортеров из Словакии и аренде транспортных вертолетов вместе с экипажами. Другой заслуживающий доверия источник — Библиотека Конгресса США — сообщил, что в 1997 году Минобороны США поставило Уганде вооружений и военной техники на сумму более 4 млн. долл.

Надо сказать, не только на Украину выливается поток обвинений в иностранных СМИ. Так, африканское агентство «Африка Ньюз Сервис» 11 февраля
1999 г. сообщило об участии бельгийской авиакомпании «Си Грин» в доставках вооружений мятежникам УНИТА, а китайское агентство «Синьхуа» 6 февраля 1999 г. — об аресте таможней Бельгии спецгруза с военной техникой, доставленного в конце 1998 г. из Голландии одной из британских компаний для транспортировки в Эритрею. А по свидетельству командующего контингентом миротворческих сил в Западной Африке (ECOMOG) генерала Т.Шелпиди, летчики-наемники из ЮАР принимали участие в перевозках артиллерийских вооружений для подразделений УНИТА (агентство «Африка Ньюз Сервис», 2 февраля 1999 г.).

Скорее всего, главная проблема Украины в том, что объемы экспорта реализованного оружия еще не падали с момента ее прорыва на рынок в 1996 году. Это не может не раздражать тех, кто устанавливает правила игры на рынке. Украину в элитный клуб законодателей мод пока не пускают. Очевидно, считая ее присутствие на рынке явлением временным. К чему приводит слепое выполнение рекомендаций, мы уже знаем по Бушерскому контракту. Теперь слово за Киевом. Но скажет ли он это слово?