UA / RU
Поддержать ZN.ua

Любимые грабли и Конституционный суд…

Если где-то в нашем Отечестве еще сохранились «неодеванные» грабли, мы непременно должны на них наступить…

Автор: Наталия Яценко

Если где-то в нашем Отечестве еще сохранились «неодеванные» грабли, мы непременно должны на них наступить…

Утро четверга, 22 мая, вроде не предвещало никаких катаклизмов, но заседание Верховной Рады вылилось в форменную бюджетную истерику. Ни на что не похожее выступление министра финансов Виктора Пинзеника, враз потерявшего трезвый макроэкономический взгляд и упорно твердившего, что регионалы разрушают бюджет, отменяют пенсии, льготы и даже пособия по рождению детей. Филиппики регионалов в излюбленном депутатском стиле «сам дурак». И спикер Арсений Яценюк, в очередной раз заявивший, что ВР может отказаться принимать любые исходящие от правительства законопроекты, пока Кабмин не внесет в ВР изменения к бюджетному закону-2008…

Вся эта кутерьма продолжалась около двух часов, пока не стало очевидно, что, возникнув внешне ниоткуда, правительственный законопроект №2481 от 15 мая 2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно наполнения доходной части госбюджета)» вот так, с ходу, не пройдет.

И вообще, с чего бы это Кабмин, на дух не воспринимавший идею внесения любых бюджетных изменений, вдруг по собственной инициативе вызвал огонь на себя? Ларчик открывался просто: именно 22 мая, по «агентурным данным», ожидалось принятие Конституционным судом Украины решения по представлению 101 депутата о неконституционности предновогоднего Закона «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». И решение будет явно не в пользу правительства.

Забегая наперед, скажем без тени злорадства: бумеранг возвратился в мае. Нарушив и без того неспокойную жизнь экономического блока правительства.

Не далее как десять месяцев назад, 9 июля 2007 года, КС уже принимал похожее решение о неконституционности бюджета в части отмены социальных льгот. Но тогда в ответчиках ходил Кабмин Януковича, а истицей (вся в белом) была Юлия Тимошенко, пламенно ратовавшая в преддверии досрочных парламентских выборов за полное финансирование всех льгот «антинародным правительст­вом».

Сегодня политические силы (так и подмывает написать — актеры) поменялись ролями. А роль античного хора, как обычно, без блеска исполнил Консти­туционный суд.

В прошлом году кабинет Януковича не стал поднимать большой шум по поводу решения КС. А восстановленные льготы просто не финансировал. Юлия Владимировна, как мы знаем, руководитель иного склада, и уж она-то выдала по полной: дескать, КС выполнял политический заказ, своим решением упразднил финансирование Пенсионного фонда Украины, помощь при рождении ребенка, льготы детям войны и ряд других социальных выплат…

На что Марина Ставнийчук из секретариата президента заметила, что КС ведет свою принципиальную линию и уже восемь раз за последние годы признавал неконституционными законы, сокращающие объем социальных гарантий граждан.

А может, рискнем и почитаем решение суда в первоисточнике?

Мне десятки раз приходилось анализировать украинские бюджетные законопроекты и законы, но ознакомиться с решением Конституционного суда по поводу украинского бюджетотворчества — от первой до последней страницы — выпало впервые. И как только ознакомилась, резко зауважала Минфин, все равно под чьим руководством — Азарова ли, Пинзеника ли. Да, в ходе бюджетного процесса наше финансовое ведомство очень часто шло (и продолжает идти) на различные нарушения. Зачастую вторгается бюджетными законами в налоговую сферу, что делать категорически возбраняется. Да, стремясь подогнать расходы под доходы при приемлемом дефиците, финансисты то и дело вынуждены сокращать фантастичес­ки возросшие за последние годы социальные гарантии. Не говоря уж о том, что обычно процедура принятия главной финансовой сме­ты страны — сплошное нарушение порядком устаревшего, но действующего Бюджетного кодекса.

Однако, прочитав решение Конституционного суда от 22 мая с.г. и поняв в общих чертах его логику, я прихожу к неутешительному выводу: высшая в Украине судебная инстанция фактически лишила меня как гражданина, моих коллег, моих земляков, мою страну возможности получить когда-либо сбалансированный бюджет. Не только в 2008-м, но и в отдаленном будущем. Потому что решения КС обязательны для исполнения и пересмотру не подлежат. Хотя их обоснованность вызывает десятки вопросов.

По логике судей, то и дело ссылающихся на Конституцию, в бюджете нельзя недофинансировать социальные льготы. Но по той же логике у депутатов любого созыва не остается ни единого шанса сократить льготы, так как это является «ограничением прав и свобод человека и гражданина». Стоит только парламенту принять подобное решение, как всегда найдется «инициативная группа», которая быстренько подготовит необходимое представление. И КС признает сию отмену неконституционной.

А подавать в суд на политичес­ких противников в нашем Отечестве будут до бесконечности. В конце концов, как мы только что убедились на примере Киева, это проще и безусловно выгод­нее, чем проводить ответст­вен­ную политику, не раздавая деморализованному обществу подачки в виде льгот и доплат — на ребенка, к Пасхе и Дню Парижской коммуны…

Для конституционных судей без разницы, идет ли речь о сокра­щении выплаты инвалидам ко Дню Победы или установлении, возможно, спорного, но с точки зре­ния здоровья общества абсолютно необходимого верхнего пре­дела для супервысоких чиновничьих пенсий. Для него высшая цен­ность — соблюдение прав и свобод человека, запрет на сужение объема социальных гарантий. Хотя он непрост, наш КС. Ох, непрост!

Как следует из его последнего решения от 22 мая, супергражданами в нашей стране являются, конечно же, не шахтеры и учителя, не чернобыльцы и инвалиды, не дети и старики, а… представители судейского сословия. В мотивировочной части документа им посвящено больше половины текста. И все-все-все прегрешения правительства Тимошенко тщательнейшим образом запротоколированы и признаны неконституционными. Даже такая очень правильная с точки зрения единообразия пенсионного обеспечения в стране мера, как выплата пожизненного денежного содержания судьям (как и всем простым смертным) через органы Пенсионного фонда, трактуется КС сугубо отрицательно — «снизила достигнутый уровень гарантий их (судей. — Н.Я.) независимости»!

На мой взгляд, все это граничит с банальным использованием служебного положения, коль скоро КС уже третий раз за неполных три года (если я ошибаюсь, пусть г-жа Ставнийчук меня поправит) не гнушается рассматривать вопрос о материальном обеспечении судей и работников аппарата судов. А может, это от скудости государственнического подхода? Дожили, Конституционный суд скатывается до роли профсоюза судебных работников.

Неплохое представление о логике судейской мысли дает решение от 22 мая с.г.

«Однією з конституційних гарантій прав і свобод людини і громадянина є недопущення їх скасування (частина друга статті 22 Конституції України) чи звуження їх змісту та обсягу при прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів (частина третя статті 22 Конституції України).

Відповідно до частини першої статті 126 Конституції України, Конституція і закони України повинні гарантувати незалежність і недоторканність суддів. До таких конституційних гарантій віднесено обов’язок держави забезпечувати фінансування та належні умови для функціонування судів і діяльності суддів.

Здійснення державою фінансування судів має відбуватися тільки через Державний бюджет України шляхом окремого визначення в ньому видатків на утримання судів (частина перша статті 130 Конституції України). Отже, закон про держбюджет безпосередньо стосується прав і свобод суддів та працівників апарату судів».

А прав и свобод военнослужащих, по-видимому, не касается. Иначе чем объяснить, что сокращение льгот этой категории граждан (ст. 67 бюджетного закона-2008) конституционных судей не взволновало, и они решили прекратить производство относительно этой нормы, мотивируя тем, что конституционное представление составлено неправильно…

Зато поистине царский подарок сделан субъектам предпринимательства из полузабытых уже специальных (свободных) экономических зон и территорий приоритетного развития. Им подтверждается право на получение льгот по ввозной пошлине и НДС по подакцизным товарам и товарам 1—24-й групп. Один росчерк судейского пера — и колоссальная черная «дыра», против которой боролось не одно украинское правительство, через которую уплывали миллиарды потенциальных бюджетных поступлений, обрела в Украине вечную жизнь. Ибо такова воля нашего беспристрастного Конституционного суда. С одной стороны, приостановка льгот субъектам СЭЗ и ТПР якобы противоречила решению КС от 9 июля 2007 года «о социальных гарантиях граждан» (!), с другой — не является предметом регулирования таких документов, как закон о госбюджете.

Тут хочешь не хочешь, а поймешь нервозность министра Пинзеника. В данном случае, как и в ряде других, речь идет о трудно восполнимых бюджетных потерях.

Кстати, о предмете регулирования — очень даже познавательно! Путем сложных умозаключений наши уважаемые конституционные судьи пришли к выводу, что в Основном Законе и Бюджетном кодексе определен исчерпывающий перечень правоотношений, которые должны регулироваться законом о госбюджете, — это «установление только доходов и расходов государства на потребности всего общества». Что ж, недалек, видимо, тот час, когда в бюджетном законе украинский законодатель лишится права писать даже абсолютно невинную фразу: «Закон вводится в действие с 1 января энного года». «Где в ней, покажите, доходы? Эта статья не про доходы!» — грозно скажет судья.

Все это было бы смешно… Но правительству сейчас не до смеха, коль скоро из второго, самого спорного раздела бюджетного закона в гамузом изымаются примерно 95% норм — по большому счету, практически все, за исключением рентных платежей и платежей за пользование недрами. В принципе, поделом — знали, на что шли, нарушая Бюджетный кодекс и законодательство о налоговой системе. Надо же когда-то начинать наводить порядок и воспитывать уважение к закону. Но нельзя ли «наводить» и «воспитывать» так, чтобы не ставить страну на грань еще более серьезных финансовых проблем?

Предчувствуя неладное, Минфин постарался упредить решение КС, проведя через Верховную Раду второй раздел бюджетного закона в качестве отдельного документа. Но… не удержался от искушения кое-что по ходу подправить. Например, дописать, что мораторий на приватизацию земель сельхозназначения действует, но имеются исключения. Например, если участочек надо продать «с целью формирования источников для финансирования мероприятий по подготовке к проведению финальной части Чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине». Это ж сколько сельхозугодий можно втихаря толкнуть нужным людям по футбольной нужде?!

Раз такое дело, то голосовать за законопроект № 2481 не будем, решили для себя некоторые представители коалиции. Что привело к срыву голосования 22 мая. Но уже 23-го, после заседания бюджетного комитета и внесения ряда поправок, частично с голоса, нужное решение 228 голосами было принято. Хотя это тоже грубейшее нарушение всех существующих норм и правил — и по срокам рассмотрения документа, и по порядку прохождения поправок.

Теперь новая напасть — несмотря на все старания правительства, закон не подписывает президент. Грызня по оси «Ющенко—Тимошенко» убивает последние надежды на хотя бы частичную нормализацию бюджетного процесса. От Кабмина требуют изменения к бюджету нынешнего года, хотя, согласно Бюджетному кодексу, он уже в полную силу должен работать над проектом-2009. Нарушение влечет новое нарушение, и конца-краю этому не видно.

Наверное, в другой стране ведущие политические силы здраво оценили бы обстановку и сообща выработали бы взаимоприемлемый алгоритм действий. У нас же все такие принципиальные и бескомпромиссные, что только и умеют ходить с граблями наперевес и хвастаться, у кого орудие половчее будет. Между тем все больший вес в бюджетном процессе приобретают не финансисты, а люди в судейских мантиях. Но будем бдительны. У них интерес к бюджету особый. Корпоративный.