UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЬВОВСКАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РАЙОНЫ — БЕЗ СОВЕТОВ, МЭРИЯ — С ДЕПАРТАМЕНТАМИ

По инициативе Ассоциации городов Украины во Львове состоялся семинар «К эффективному управлению городом через действенную вертикаль исполнительской власти»...

Автор: Василий Михайлович

По инициативе Ассоциации городов Украины во Львове состоялся семинар «К эффективному управлению городом через действенную вертикаль исполнительской власти». Шесть лет ищем оптимальную модель местного самоуправления, говорил на семинаре председатель Ассоциации, мэр Харькова Евгений Кушнарев, Львов уже имеет в этом деле определенный опыт, он первым в Украине отказался от советской системы управления городом, сделал первый шаг к системе вертикальной власти. Таким образом сняты противостояния между райсоветами и горсоветом, созданы конкретные службы, отвечающие за определенный участок работы.

Мэры более чем семидесяти городов Украины обратились к Президенту, Верховному Совету, Кабинету министров поддержать львовскую модель местного самоуправления.

Наш корреспондент беседует с председателем Львовского горсовета, мэром города Василием КУЙБИДОЙ.

- Для начала все-таки сделаем небольшой экскурс в прошлое. «Левые» распространяли слухи, будто вы распустили районные Советы, что под вашим нажимом их упразднили. Насколько эти слухи достоверны?

- Я бы так сказал: слухи о моих заслугах несколько преувеличены. То, что советская система управления в новых условиях не срабатывает, говорили многие политики. Я тоже придерживался такого же мнения. Но ситуация складывалась почему-то таким образом, что хоть все это понимали, обосновывали, но реализовать не могли. Почему? Это шло вразрез с действующим законодательством.

Город - целостный взаимосвязанный организм, им нужно руководить из одного центра, а не с шести, как это было доныне. Разрабатывать политику должен один Совет, а все остальные структуры должны быть просто исполнительными.

Накануне последних выборов я встречался с руководителями, депутатами районных Советов, дискутировали, каким образом лучше всего управлять городом. Выработалось, как говорили в прежние времена, единодушное мнение о нецелесообразности существования районных Советов в городе. После выборов они самораспустились. В законодательстве была найдена лазейка, которая не регламентировалась и которая действует доныне: Совет имеет право самороспуска. Таким образом, все прошло в рамках закона. Свои полномочия районные Советы передали городскому.

На том основании были ликвидированы райисполкомы, поскольку их оказалось некому избирать. Вместо них были созданы районные администрации.

- И чем же новые органы районного управления отличаются от прежних? И как защищены их руководители, скажем, к примеру, от диктата или произвола председателя горисполкома?

- Райадминистрации непосредственно подчиняются горисполкому. Их председатели вошли в состав горисполкома, кроме того, каждого в отдельности утверждала сессия горсовета.

В конечном варианте мы получили такую структуру управления. Сессия горсовета как представительный орган всего населения избирает исполнительный комитет, в состав которого входит председатель горсовета и другие должностные лица, определенные законодательством, а также председатели райадминистраций. Через них и осуществляется территориальное управление городом, они же несут персональную ответственность перед мэром и горисполкомом за состояние дел в районе. Что нам дала такая перестройка? Во-первых, упорядочили принятие решений. Исключены случаи, чтоб в отношении, например, какого-то одного объекта принимались решения районного и городского Совета, то есть мы избегаем ненужного дублирования.

С другой стороны, председатели райадминистраций защищены от какого-то, извините, самодурства сверху. Они - члены горисполкома и пользуются определенным иммунитетом как представители коллегиального органа управления. В то же время, если председатель райадминистрации не тянет, мэр может его уволить, но по инициативе горисполкома.

Создана четкая исполнительная вертикаль - первый положительный момент реорганизации городской власти. Второе - мы сэкономили средства, которые шли на проведение сессий районных Советов. Наконец, повысилась исполнительская дисциплина.

Отвечая за ситуацию в районе, председатели райадминистраций имеют в то же время возможность влиять на формирование общегородской политики как члены горисполкома. Когда распределяется бюджет, решаются вопросы коммунального хозяйства, работы транспорта и другие, они высказывают свое мнение, обосновывают позицию - все это в конечном итоге отражается в решении исполкома, распоряжении мэра или сессии горсовета.

Что касается районных Советов во Львове, то народ, как принято выражаться в подобных случаях, уже сказал свое слово. Точнее, выборы он забойкотировал. На избирательные участки пришло около трех процентов граждан - левые, правые и часть просто законопослушных граждан.

Теперь совершенствуем структуру исполнительской власти. Как раньше во Львове осуществлялось управление города? Избирался председатель горисполкома, по его представлению сессия утверждала заместителей, каждый из которых курировал или координировал работу соответствующих отделов или управлений исполкома. Это всем известная система и нет надобности о ней подробно рассказывать.

Теперь вместо управлений мы создали департаменты.

- А не окажется такое новшество просто сменой вывески?

- Отнюдь. Департамент является юридическим лицом, имеет свои средства, самостоятельно решает кадровые вопросы. Последнее тоже очень важно. Как раньше было? После выборов председатель представляет на утверждение своих заместителей. Они могут быть специалистами в своей отрасли, но могут быть представителями политических сил, получивших победу на выборах. То есть представляется политическая фигура, угодная большинству сессии. Такой способ назначения первых лиц не на пользу городскому хозяйству.

Мы разработали схему управления городом по отраслям. Политическими фигурами по этой схеме остаются мэр, его заместители по Совету и исполкому. Остальные заместители переходят в ранг директоров департаментов и становятся государственными служащими. Директор департамента получает право издавать приказы и распоряжаться средствами, выделенными из бюджета. Эти программы он защищает перед исполкомом или же перед сессией.

Таким образом, мы вывели управленцев высокого ранга из-под влияния политических сил, сделали их исключительно государственными служащими, которые в соответствии с действующим законодательством принимаются на работу и освобождаются не сессией, а через конкурсные комиссии. Мы получили рычаги влияния и на служащих, которые выполняют программу и которым выделяются средства.

- И сколько же департаментов в мэрии?

- Создано шесть департаментов. Один из главных - департамент экономической политики и ресурсов, который занимается стратегией развития города. Роль департамента организационно-информационного обеспечения тоже не из второстепенных. Он организационно обеспечивает работу всех департаментов, исполкома, сессии горсовета. В нем «варится» вся кухня подготовки и принятия документов. Эти оба департамента напрямую подчинены мэру города.

Остальные департаменты подчинены заместителю председателя по исполкому. Другими словами, перспектива развития города - на плечах мэра, а за текущие дела отвечает его заместитель.

Но главное не то, какие отделы, управления входят в тот или иной департамент. Их можно корректировать, переставлять. Главное, что департаменты - самостоятельные структуры, что директора их сами распоряжаются средствами, выделенными для реализации хозяйственных программ.

Схема выглядит таким образом. Город собирает налоги - с предприятий, населения; сессия горсовета определяет, на какие цели направить эти средства в первую очередь, то есть утверждает бюджет. Средства распределяются между департаментами. Но департамент получает их не по принципу всем сестрам по серьгам, но под конкретную программу, которую он представит сессии и обоснованно докажет ее необходимость. Например, департамент инженерного хозяйства намечает обновить на следующий год тепловое хозяйство. Он доказывает, сколько средств нужно на изготовление труб, по которым подается тепло, с какой фирмой заключает контракт.

Сессия определяет приоритеты. Что делать в первую очередь: ремонтировать ли разрушающиеся дома, решать транспортные проблемы - дыр в городском хозяйстве достаточно.

Разработан и механизм контроля за использованием средств. Этим занимаются депутатская комиссия, финансовое управление и комитет внутреннего контроля.

Образовав департаменты, мы сократили органы управления на 45%. Это на уровне города, в районах - на 30%.

Над реорганизацией управления в городе работало много людей. Я бы не хотел приписывать себе все заслуги. Много сделали научные работники - ученые юридического, экономического факультетов госуниверситета, практики. Был позаимствован опыт наших заграничных друзей из Жешува (Польша), Виннипега (Канада), Фрайбурга (Германия). Так общими усилиями и была разработана схема управления городом. На наш взгляд, оптимальная и жизненная.

Василию Куйбиде - 38 лет. Родился в г.Инта (Республика Коми) в семье репрессированных. Окончил факультет прикладной математики Львовского государственного университета. Работал в политехническом институте, позже - в одном из проектных институтов г.Львова. Кандидат физико-математических наук с 1990 г. Издал несколько поэтических сборников, член Союза писателей Украины.

В 1994 г. окончил Институт государственного управления и местного самоуправления при Кабинете министров Украины (ныне Академия государственного управления при Президенте Украины), в 1994 г. - специальный правовой факультет Львовского госуниверситета по специальности магистр государственного управления, юрист-адвокат.

В 1994 г. избран председателем Львовского городского Совета. Занимается теорией и практикой местного самоуправления. Назначен Президентом Украины представителем в Палату местной власти Конгресса региональных и местных властей Европы, действующей при Совете Европы в Страсбурге.