UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лопата без держака

В нелепом положении оказалось руководство автономии. В богатой истории «найбільш самоврядної», как говорит Президент, территории Украины, конечно, есть примеры для сравнения...

Автор: Валентина Самар

В нелепом положении оказалось руководство автономии. В богатой истории «найбільш самоврядної», как говорит Президент, территории Украины, конечно, есть примеры для сравнения. Были случаи, когда в республике во время парламентско-правительственных затяжных войн одновременно трудились два премьера. Но с тех пор как Киев наделил главу государства правом согласовывать кандидатуру главы Совмина автономии, это политическое баловство прекратилось. Теперь же именно из-за двойного подчинения некоторых правительственных структур Крыма соответствующим центральным ведомствам ни новый премьер, ни старый спикер АРК которую неделю не могут разрулить ситуацию в рескомитете по земельным ресурсам.

Правда, у многих в Крыму складывается впечатление, что самые могущественные люди в стране вовсе не они, а председатель Госкомзема Анатолий Даниленко. По неведомым никому причинам он не только продолжает оставаться во власти, но и сохраняет верных людей на полуострове. Несмотря на то, что глава государства назвал злоупотребления в земельной сфере в Крыму угрозой национальной безопасности, несмотря на неоднократные обращения первых лиц автономии в Киев, несмотря на представление Прокуратуры Крыма о грубейших нарушениях законодательства главой республиканского комитета, Е.Жагорников продолжает занимать должность подведомственного А.Даниленко рескома.

Руководство автономии попробовало зайти с тыла. И на прошлой неделе при утверждении новой структуры правительства создало рескомитет с новым названием — по землеустройству, заполучив таким образом заветное заявление от Евгения Жагорникова. Депутаты тут же назначили руководителем нового ведомства Николая Голубева. Говорят, накануне назначения он даже был удостоен беседы с Президентом и получил напутствия по поводу доверенной ему миссии. Однако уже вторую неделю Н.Голубев — «министр» не только без портфеля, но и без кабинета, без штата, без работы, а сам новообразованный комитет — без финансирования. Все это осталось в рескомитете, подчиненном А.Даниленко, который приказ об отставке Е.Жагорникова так и не подписал.

Большие надежды главные крымские начальники в этой истории возлагали на заседание созданной Президентом комиссии по проверке соблюдения земельного законодательства, возглавляемой секретарем СНБОУ. В минувшую субботу заседание комиссии состоялось в Симферополе. Петр Порошенко был строг. Иногда даже чрезмерно. И можно себе представить, с каким упоением слушали премьер и спикер Крыма допрос с пристрастием, учиненный секретарем Совбеза г-ну Даниленко. Почему, спрашивал Петр Алексеевич, не было выполнено поручение президента Кучмы годичной давности об отстранении от работы Жагорникова: «Кто ответственен за то, что человек, благодаря которому мы сейчас вынуждены разрешать эти проблемы, оставался еще год на своем посту? Госкомзем или Верховная Рада АРК?» «Оправданий у меня нет», — почти прошептал Даниленко.

Отставки самого председателя Госкомзема потребовал ялтинский депутат Олег Зубков, который недоумевал по поводу того, что в президентскую комиссию, призванную навести порядок в Крыму, входят чиновники, которые причастны к самым масштабным злоупотреблениям. «Люди, которые виновны в этом беспределе, сидят в зале. Почему они включены в комиссию? — спрашивал депутат. — Эти люди должны нести ответственность, а не влиять на решения комиссии. Даниленко должен подать в отставку». Петр Порошенко заверил, что на работу комиссии никто не сможет повлиять, а уже на пресс-конференции, заметив, что не хотел, чтобы СНБО был «карающим мечом», заверил: «Президент будет проинформирован и получит достаточную информацию для кадрового реагирования».

Прошла неделя. Евгений Жагорников продолжал ходить на службу, а Анатолий Даниленко — игнорировать требования крымских властей об отставке главы рескомзема. Хотя, надо понимать, первые лица автономии получили четкое заверение из Киева, что к нынешнему четвергу приказ по Жагорникову будет. Поэтому и внесли в повестку дня заседания парламента вопрос по рескомитету. «Выползти» из неловкой ситуации решили при помощи очередной смены названия республиканского комитета — по земельным ресурсам и кадастру. Но приказ так и не пришел.

Вы что-нибудь понимаете? Опустим упорные слухи о том, что Даниленко и Жагорников — обладатели бесценной информации о земельных делах и делишках видных представителей не только прежней власти, но и нынешней (с перечнем фамилий и рассказами, у кого где и сколько в Крыму есть, но пока без документального подтверждения). Заметим лишь, что красноречивость этой истории у многих людей породила большие сомнения в искренности обещаний новой власти страны покончить с земельным беспределом на полуострове. И неоднократно повторенные Петром Порошенко слова, что нынешняя комиссия, в отличие от предыдущих, не пропагандистская кампания, а всерьез и навсегда, не могли не восприниматься с недоверием. И повод предоставил в этот день и сам секретарь СНБО, и его крымские партийные соратники.

В начале заседания П.Порошенко сообщил, что за две недели работы возглавляемой им комиссии решениями судов в госсобственность уже удалось вернуть 360 га земли в Ялте, Балаклаве, Феодосии, Севастополе. Информация тут же разлетелась по всем агентствам и гуляет в прессе и поныне. Никто не удосужился проверить. А между тем и через три недели с начала работы комиссии в природе нет ни одного вынесенного судебного решения по возвращению государству земельных участков. Может, секретарь СНБО оговорился, имея в виду 356 гектаров, выведенных вследствие указа Л.Кучмы из Ялтинского заповедника и затем Совмином Крыма распределенных в пользу шести коммерческих структур. Но это решение было опротестовано Прокуратурой АРК еще пару месяцев назад, и правительство свое постановление отменило. Статус государственной земля эта не меняла, она даже еще не была отдана в аренду. В суды действительно направлены несколько исков, однако ни один из них еще не рассматривался. Да и при чем здесь комиссия? По всем этим и готовящимся искам о незаконности выделенния участков земли санаториев «Форос», «Днепр», «Зори Украины», «Гурзуфский», «Пушкино», «Черноморский», пансионата «Глициния» прокуратура — и Генеральная, и АРК — работает уже не первый месяц. Хочется ощутимого результата работы новой. Персонализированного. Ведь нельзя же все на Бакая с Курочкиным списывать, в самом деле.

В Крыму и без них было кому погулять. Стоит, к примеру, поинтересоваться у дважды бывшего крымского премьера и длительное время — руководителя Фонда имущества АРК, народного депутата Валерия Горбатова. Избрание его в руководство крымской организации «Народный Союз «Наша Украина» вызвало у многих крымских сторонников В.Ющенко даже не изумление. Ведь у всех еще на памяти никем не опровергнутые разоблачительные публикации об успешности в приобретении крымских здравниц коммерческими структурами родственников Валерия Мироновича. Кроме него, президентская партия в Крыму укрепилась также недавним членом рескома СДПУ(о) Анатолием Коцерубой, надежным партнером еще одного экс-премьера с безупречной репутацией — Анатолия Франчука. Кстати, Игорь Франчук также присутствовал на учредительной конференции. Говорят, приехал туда вместе с Петром Порошенко. Дело в том, что секретарь СНБО государственными делами в Крыму был занят только до обеда — заседание комиссии длилось около трех часов. Сама конференция партии власти тоже очень красноречиво ее, новую власть, характеризует. В плане прозрачности, открытости и публичности. Прессу не приглашали. О том, где будет проходить учредительный форум, до последнего момента не знали даже его делегаты. Автобусы из Симферополя встретили на въезде в Ялту и препроводили… в военный санаторий «Ялта», принадлежащий российскому ЧФ. Делегаты и приглашенные прошли три кордона проверки, последний — с рамкой-металлоискателем. Но не это поразило больше всего. К входу делегаты прошли по живому коридору казаков. Судя по атаманам, тем самым, которые еще пару месяцев назад на смерть стояли на площади в защиту Януковича.

А вот многих активистов президентской кампании В.Ющенко в Крыму среди участников конференции не было. Есть подозрение, что именно во избежание ненужной, мягко говоря, дискуссии во время форума его оргкомитет так засекретил мероприятие, что решил провести его в клубе, по сути, военного объекта другого государства. Петр Порошенко, кстати, во время пресс-конференции в Симферополе опроверг все домыслы о закрытости форума. «Никакой таинственности нет, я вас всех приглашаю, — был великодушен секретарь СНБОУ, прекрасно зная, что конференция в те минуты уже началась, причем за сто километров. — Нагнетание вокруг этой таинственности преследует цель дискредитировать хорошую идею, — предупредил журналистов Порошенко. — А что касается российского санатория, то мне, как секретарю комиссии «Путин—Ющенко», даже приятно, что в Ялте это состоялось именно там».

Но вернемся на землю, вернее, к ее инвентаризации, на которую Президент отвел комиссии два-три месяца. «Проводить проверку с теми же людьми, которые землю раздавали, — то же самое, что пробовать копать лопатой со сломанным держаком: глубоко не возьмешь», — сетовал в приватном разговоре один из крымских руководителей. Так что питать иллюзии по поводу полной достоверности не стоит. Тем не менее созданные на местах комиссии проверяют каждое решение местных советов по выделению участков. По сути, речь идет об уточнении уже существующих реестров землепользователей и собственников. Но беда в том, что все это — только на бумаге. Электронной версии как не было, так и нет. И выявить, к примеру, что гражданин Х имеет несколько бесплатно выделенных под строительство жилья участков на территориях разных советов, никакой возможности не будет. Разве что Золушку посадить листать пухлые папки.

Почти мечта у крымских правительственных чиновников — приобрести снимки побережья из космоса. Говорят, на пляжах даже лежаки посчитать можно. Снимки в границах Ялты, Алушты, Судака и Феодосии готовы, правда прошлогодние, и по завершении уточнения реестра можно будет «наложить» все участки на карту. Но нужны два миллиона гривен. Петр Порошенко возмутился: всего два миллиона — и до сих пор не сделано! Надо найти, не привлекая бюджетные средства. Кто не знает как — готов посоветовать. Чиновники, конечно, знают, но благоразумно промолчали.

Новая мечта Анатолия Матвиенко — осуществить программу «Морской берег». «Инвестиционная цена Крыма, — сказал премьер «ЗН», — занижена по меньшей мере на порядок. Все земли раздали за бесценок. Мы берем 10-километровую зону, и местная власть здесь имеет право принимать решения только по строительству жилья. Что касается рекреационной и заповедной территории, мы хотим, чтобы был дуализм решений — решение местной власти, но при согласовании с госкомиссией, созданной ВР автономии. Комиссия будет контролировать каждый отвод, эффективность использования и будет отчитываться перед ВР. Кроме того, мы хотим дифференцированной цены. Не может быть такого, что цена земли одна в степи и на побережье. В-третьих, мы хотим, чтобы в эту программу была включена т.н. реинвестиционная политика». Матвиенко говорит, что понимает, какой массив изменений в законодательство потребует такая программа, но настроен решительно. «Да, крымская власть, несомненно, будет просить дополнительные полномочия, если мы хотим осуществить этот эксперимент. Если не хотим, тогда пусть центральная власть его проводит, ликвидировав крымское правительство и парламент автономии».

Но пока придется заняться делами не столь увлекательными. Десять дней дал П.Порошенко на принятие решений о моратории на выделение и изъятие земель. Затем А. Матвиенко должен проинспектировать советы и выявить, по какой причине рекомендация не выполнена.

Мораторий рекомендован также меджлису — на самозахваты земель на побережье. Но проблемы, касающиеся самых взрывоопасных точек, — в Тихой бухте (Коктебель) и в Алуште секретарь СНБО и крымский премьер обещали разрешить. Обещание не сдержали. Тихую бухту, где репатрианты уже второй год добиваются земли под этнографическую деревню, депутаты ВР автономии объявили заповедником местного значения. Взамен крымским татарам обещали расширить границы Коктебеля почти на 130 гектаров — для строительства жилья, но Коктебельский поссовет попросил у парламента увеличения только на 25 га. За что и проголосовали. А вопрос по Алуште (увеличить площади трех сельских поссоветов в целом на 40 гектаров), несмотря на все уговоры премьера и спикера и призывы к благоразумию, депутаты провалили. Депутаты — крымские татары в знак протеста вышли из фракции «Стабильность», и никто не удивится, если сегодня на ЮБК начнутся новые самозахваты, которые репатрианты называют «самовозвратом земель».