А если не будут брать — отключим газ!
(К/ф «Бриллиантовая рука»)
В контексте украинско-российских переговоров, в частности по вопросам газа, эпиграф этой статьи можно перефразировать приблизительно так: не будете брать больше газа — ни на что не рассчитывайте, тем более на снижение цены на газ.
Но и премьер Украины Николай Азаров, и министр топлива и энергетики Юрий Бойко, а главное, те, кто стоят за ними, на что-то же рассчитывали…
Оправдались ли их ожидания? И главное — оправдываются ли ожидания украинцев?
О результатах переговоров главы Минтопэнерго в «Газпроме» 23 марта свидетельствовала разве что телекартинка, где глава российского нефтегазового холдинга Алексей Миллер говорил министру Юрию Бойко, что Украина недобирает законтрактованный объем газа, а Ю.Бойко серьезно отвечал: мол, исправимся, изыщем возможности и средства… Их дальнейшие, надо полагать, непростые, переговоры проходили в формате тет-а-тет.
Несложно предположить, что для выполнения намерения нынешней украинской власти (а именно: снижения цены газа для украинских потребителей хотя бы на 85 долл., а то и на 105 с нынешних 305 долл. за тысячу кубометров) глава украинского Минтопэнерго пытался заинтересовать руководителя «Газпрома» участием в газотранспортном консорциуме. Еще за две недели до поездки Ю.Бойко в Москву он, а также президент В.Янукович, первый вице-премьер А.Клюев, вице-премьер С.Тигипко и даже глава «Нафтогаза» Е.Бакулин в один голос твердили о выгоде создания газотранспортного консорциума между Украиной, Россией и ЕС.
В.Янукович продолжает уверять, что ни о какой смене собственности украинской ГТС речь не идет. Мол, консорциум — это не смена собственности ГТС. Тогда о каком законе о концессии везде рассказывал А.Клюев?
И еще незадача: в трехстороннем формате (Украина, Россия, ЕС) россиян консорциум не интересует, если речь не идет о праве собственности на хотя бы одну треть ГТС Украины.
«Газпром» может согласиться с тем, что еще одну треть в консорциуме выкупят E.ON Ruhrgas (Германия) и ENI (Италия). Обе эти компании — давние клиенты и партнеры российской компании по многим проектам, в частности по «Северному потоку» и «Южному потоку». Имея таких европейских союзников, «Газпром» фактически получил бы в консорциуме большинство. И это «большинство» уже сейчас менее всего интересует развитие украинской ГТС. Потому что это не интересно «Газпрому». Он и слышать не хочет о достройке газопровода Богородчаны—Ужгород, не говоря уж о газопроводах-отводах.
Но даже если допустить, что региональное большинство срочно примет закон о концессии, это не решает газовых проблем Украины.
Если предполагать, что в газотранспортный консорциум на базе украинской ГТС войдут европейские компании, то не стоит забывать, что европейские газовые директивы категорически против «совместительства», т.е. против того, чтобы европейские газовые компании одновременно покупали российский газ и участвовали в его транспортировке как члены консорциума.
В качестве аргумента для снижения цены на газ Ю.Бойко мог вспомнить и свою давнюю идею — строительство терминала для приема СПГ (сжиженного природного газа). Сегодня этого добра на спотовом рынке достаточно и цена колеблется в пределах 120—
200 долл. Идея хороша. Вот только несколько нюансов мешают этой идее стать аргументом в споре о цене с «Газпромом».
Во-первых, российский газовый холдинг сам работает над созданием терминалов для СПГ.
Во-вторых, и это, пожалуй, важнейший мотив, в прошлом году из-за сокращения экспорта российского газа почти на 40% «Газпром» потерял (недополучил), по различным оценкам, 22—23 млрд. долл. И в ближайшие годы эта тенденция вряд ли кардинально изменится.
В-третьих, крупнейшие евроимпортеры российского газа уже добились от «Газпрома» сокращения в своем балансе долгосрочных контрактов на закупку российского газа на условиях «бери или плати» на 10—15% — в пользу краткосрочных (спотовых), цена по которым сейчас порой в два раза ниже, чем оговорено в долгосрочных контрактах.
Но европокупатели российского газа, кроме того, продолжают добиваться снижения цен и по долгосрочным контрактам.
Теперь представим, что «Газпром» соглашается снизить цену на газ для Украины. Что тогда делать с европокупателями газпромовского газа? Тоже снижать цены? При таких-то потерях из-за сокращения импорта? Вряд ли «Газпром» на это пойдет. В крайнем случае, Украине предложат белорусский вариант.
В-четвертых, газопровод «Северный поток» строят. И рано или поздно построят — слишком много в нем политики и денег. Об этом и Путин прямо сказал на встрече с Азаровым: «Это не только наш проект, это международный проект. В нем уже сегодня участвуют Россия, Германия, Голландия, подключается Франция». С «Южным потоком» пока сложнее, но и его продвигают. Так что если у кого-то остаются иллюзии о незыблемости существующих транспортных, в том числе газотранспортных маршрутов, избавляйтесь от них.
Не обещали россияне снизить цены на газ для Украины во время визита украинского премьера Николая Азарова в Москву 25 марта. Обещали подумать над этим «в комплексе». И сразу же спросили: а за что вам снижать цену?
После переговоров (если можно так сказать) премьеров В.Путина и Н.Азарова в расширенном кругу министров обеих стран «Газпром» (и за него В.Путин) настаивал на увеличении объема импорта газпромовского газа Украиной. Мол, надо и украинские подземные хранилища газа (ПХГ) забить под завязку. Чтобы обеспечить бесперебойный транзит российского газа в Европу.
Но с какой радости «Нафтогаз Украины» должен за свои средства закупать для хранения (и хранить) российский резервный газ в своих ПХГ? Только потому, что «Газпрому» срочно нужно сбыть некий объем газа и еще крепче привязать Украину — посредством ответственности перед ЕС. А это уже аргумент политический. А заодно и деньжат подзаработать.
В Москве украинцы возражать россиянам не стали. Но уже 26 марта на брифинге в Киеве Н.Азаров заявил: «Мы будем покупать столько газа, сколько нам необходимо… Все, нам лишний газ не нужен». Смело.
В Москве же на просьбу Н.Азарова к В.Путину подтвердить, что украинский премьер не приехал «сдавать украинскую трубу», В.Путин кратко заметил, что хотя предложения о «сдаче» украинской ГТС Азаров не делал, «но другие предложения делал». Интересно, какие?
Кроме того, российский премьер подчеркнул, что газовые контракты от 19 января 2009 года, подписанные в присутствии Ю.Тимошенко, вполне устраивают россиян. И они не видят причин что-либо в них менять.
К слову, еще 22 декабря 2009 года правительство (Ю.Тимошенко) утвердило баланс поступления и распределения природного газа на 2010 года в объеме 60,89 млрд. кубометров. Причем предполагалось, что импорт будет ограничен 27 млрд. кубометров газа. И закачка в хранилища планировалась в объеме чуть больше 3 млрд. кубометров.
Существует непреходящий интерес «Газпрома» к внутреннему рынку газа Украины. Речь идет о региональных и локальных (местных) газораспределительных сетях. Сегодня за право контроля над ними ожесточенно борются гор- и облгазы, добрая половина из которых контролируется Д.Фирташем (совладельцем «РосУкрЭнерго») через уполномоченных им людей. Сам Д.Фирташ в начале 2009-го в телеэфире утверждал, что контролирует (или владеет) 75% украинского рынка газа. Вскоре он, очевидно, пожалел о сказанном и «сократил» свою долю на украинском рынке. Так что при желании и старании Д.Фирташ легко может решить газовые проблемы, по крайней мере, своих химпредприятий — в обмен на акции облэнерго.
Есть и другой путь решения газовых проблем Украины — подписать так долго ожидаемый российским ТВЭЛом контракт (с НАЭК «Энергоатом»). Вероятно, готовясь к визиту в Москву, и Ю.Бойко, и Н.Азаров об этом помнили. А то с чего бы так предметно торопили украинских атомщиков и все допытывались: а почему, собственно, контракт с ТВЭЛом до сих пор не подписан?
Зато теперь россиянам могут пообещать, что «Энергоатом» и ТВЭЛ буквально завтра подпишут договор, как только… Отчасти это может компенсировать россиянам недополученную прибыль от экспорта газа. А заодно «подсадит» украинскую атомную промышленность на российскую еще и «ядерную иглу».
Самолетостроение, космос, машиностроение, плотно увязанные с Россией, пока трогать не будем. Это темы для отдельных статей. Но в качестве обсуждаемых и они фигурировали на переговорах украинского и российского премьеров.
По информации «ЗН», во время визита в Москву премьер-министра Н.Азарова одной из тем переговоров должен был стать вопрос о вступлении Украины в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), располагающий капиталом в 10 млрд. долл. Поднималась ли эта тема — мы можем только предполагать, поскольку переговоры проходили максимально закрыто. (В «Газпроме», например, на принципиальной встрече Н.Азарова с руководством газового монополиста отсутствовал министр иностранных дел Константин Грищенко.)
В Украине даже в среде профессиональных экономистов мало кто знает о фонде, созданном летом прошлого года в рамках ЕврАзЭС его членами — Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Беларусью, Таджикистаном, а также Арменией, имеющей в этой организации статус наблюдателя. Вступить в фонд может любое государство, разделяющее его цели, вне зависимости от того, является ли оно членом Евразийского экономического сообщества или другой международной организации. Каждая страна-участник должна сделать первоначальный взнос. Если для Армении, Киргизстана и Таджикистана подписанные документы предусматривают, что он составляет 1 млн. долл., то для Беларуси — 10 млн. А вот для Казахстана он эквивалентен 1 млрд., для России — 7,5 млрд. Для Украины же, по информации «ЗН», он может составить 10 млн. долл. Лимиты доступа к средствам фонда также уже определены. Свою заявку на получение кредита в размере 160 млн. долл. уже направил Бишкек. Такие же заявки ожидают от Беларуси — на 32,6 млн. евро и от Армении — на 601,6 млн. евро.
Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. ЕврАзЭС, наряду с Таможенным союзом и ЕЭП, является одним из интеграционных инструментов внешней политики Кремля.
Предварительные условия возможного займа для Киева пока неизвестны. Помнится, в прошлом году, когда правительство Юлии Тимошенко поставило перед российским правительством вопрос о предоставлении Украине пятимиллиардного кредита, россиянами был выдвинут целый ряд дополнительных условий. В частности, от Украины ожидали ратификации соглашения о так называемом нулевом варианте решения вопросов собственности бывшего СССР за границей и спорных вопросов с российской собственностью в нашей стране, а также признания Киевом в качестве государственного долга украинских предприятий перед Внешэкономбанком СССР. На этот раз список требований Москвы может быть куда
серьезнее…
На переговорах российская сторона несколько охладила «братолюбивый» пыл украинской делегации, сначала заставив промаяться пару часов, сдвигая время встречи Азарова с Путиным, а затем демонстрируя разочарование и всячески намекая, что украинцы прибыли в Москву, не выполнив домашнее задание: мол, а с чем вы, собственно, приехали, ребята? Где конкретные предложения, кроме азаровского призыва забыть все плохое, что было за последние пять лет, и «начать отношения с чистого листа»? «Будет правильно, — заявил российский премьер, — если мы будем рассматривать наши отношения в комплексе». По нашей информации, путинский «комплекс» выглядит примерно так: вы там у себя в Украине сначала отмените законодательные ограничения, мешающие нам распоряжаться вашей трубой, примете закон о внеблоковом статусе, вступите в Таможенный союз, вот тогда мы и будем вести с вами сколько-нибудь серьезный разговор.
Но, как философски заметил после встречи с Путиным Николай Азаров, «очень легко въехать во что-то для тебя не очень выгодное, а вот выехать из этого достаточно трудно». По информации «ЗН», и у украинского правительства есть свои вопросы к российским коллегам. Например готова ли Россия в случае вхождения Украины в Таможенный союз уравнять цены на поставляемые в нашу страну энергоносители с внутренними российскими? Или готова ли Москва заплатить за Киев штраф в 25 млрд. долл. в случае выхода нашей страны из ВТО?
На том пока и разошлись.